Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа
Цель исследования — изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства уникальной графики, создающегося в учебно познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.
Введение…………………………………………………………………………….3
I глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века. Становление Академии художеств.
1.1 Преобразования Петра I в области культуры………………………………..5
1.2 Методика преподавания И. Д. Прейслера…………………………………...6
Выводы по I главе…………………………………………………………………
II глава. Особенности преподавания академического рисунка петербургской школы.
2.1 Особенности методики преподавания в академии художеств xix века.
2.2 Развитие частных систем отдельных художников-педагогов:
А.П. Сапожникова, А.Г. Венецианова.
Выводы по II главе.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение.
Положительные моменты методики преподавания А. П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время.
«Курс рисования» Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, затем углами, после чего идет освоение различных фигур. Прежде чем приступить к рисованию объемных предметов, Сапожников предлагает продемонстрировать учащимся с помощью специальных моделей законы перспективы, опять начиная с линий, затем переходя к различным поверхностям и, наконец, к геометрическим телам.
Законы распределения света на поверхности формы предметов Сапожников также объяснял с помощью наглядных методических пособий. (Приложентие№8) Это белые, согнутые различным образом картонки, а также картонки, поставленные в различных положениях по отношению к падающему свету, служащие для наблюдения света, тени, полутени, рефлексов и падающих теней. Освещение круглых тел объясняется точно так же, как и многогранных. Рисующий представляет себе для этого только грани, постепенно все уменьшающиеся по своей ширине до тех пор, пока они не сольются в одну поверхность.
Заканчивалась первая часть «Курса...» рисованием головы человека.
Вторая часть
«Курса...» посвящена
Изложение материала
во второй части пособия начинается
со знакомства с размерами человеческого
тела и скелетом. Сапожников пишет:
«Основою человеческого тела служат
кости, соединенные в своих
Глава «Об основных точках человеческого тела» повествует об узловых пунктах (точках), на которые рисовальщику надо обратить особое внимание, так как они являются основными ориентирами, в каком бы положении тело человека ни находилось. «Зная сущность и необходимость основных точек,— говорит Сапожников, — для верного изображения положения целой фигуры человека, надобно с подробностью рассмотреть их на каждом члене и, вместе с тем, указать на зависимость движения этих членов»[13].
В главе «Равновесие человеческого тела» Сапожников знакомит рисовальщика с законами равновесия тел (статикой) и правилами изображения человеческой фигуры в движении.( Приложение №9,10)
Художник, рисующий
наглядно, никогда не будет в состоянии
судить правильно о своем рисунке.
Не рассуждая о проведенных
Заканчивается «Курс рисования» разделом «Сочинение картин», в котором автор знакомит учащихся с некоторыми правилами перспективы, необходимыми при создании картин, после чего следует изложение основ композиции. Здесь Сапожников как бы предвосхищает будущее расширение видов занятий изобразительным искусством на уроках рисования в общеобразовательных школах (в частности, тематическое рисование).
Навыки в рисовании не только дают необходимую подготовку человеку для успешной работы в различных специальностях, но и содействуют развитию творческой мысли, что также крайне необходимо человеку в жизни. «Художник, выучившийся правильно рисовать с натуры человеческую фигуру в различных положениях, выучился только еще одной азбуке. Ему надобно от простого изображения предметов, как они есть в природе, перейти в область фантазии.
Расстояние между писцом, переписывающим рукопись, и писателем творящим (т. е. излагающим свои идеи языком изящным), точно то же как и между рисовальщиком, копирующим человеческую фигуру, и живописцем, производящим картину»[15].
Метод преподавания Сапожникова давал прекрасные результаты, и Академия художеств впоследствии не раз выносила решения о переиздании книги Сапожникова. В предисловии к изданию 1875 года читаем: «То чем книга И. Д. Прейслера была для прадедов и дедов наших; для нашего времени представляют курсы рисования покойного Сапожникова, с талантом изобретательного рисовальщика - художника соединяющего в себе просвещенные понятия об искусстве и его требованиях. Неудивительно поэтому, что составленные Сапожниковым курсы в первую же пору обнародования их встречены были с полнейшим сочувствием и верою, вполне оправдавшеюся впоследствии всеми теми, кто так или иначе должен был стоять близко к делу обучения рисованию. В кружках русских художников труды Сапожникова пользуются громаднейшею известностью, и редкий из посещавших классы Академии художеств не держал и не держит у себя составленные им книги, как настольные, ничем покуда на русском языке незамененные»[14].
Вывод по II главе.
Как мы видим, уже с начала XIX века вопросам методики преподавания рисования уделяется большое внимание как в практическом, так и в теоретическом плане. В различных фундаментальных по тому времени теоретических трудах закладывались научные основы методики преподавания рисования. Среди них: Иванов А. Понятие о совершенном живописце. СПб., 1789; Чекалевский П. Рассуждение о свободных художествах. СПб., 1792; Урванов И. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрениях и опытах. СПб., 1793; Виен И. И. Краткое историческое обозрение скульптуры и живописи с полным показанием сильного влияния анатомии в сии два свободных художествах. СПб., 1803; Гевлич А. Об изящном. СПб., 1818; Войцехович А. Опыт начертания общей теории изящных искусств. М., 1823, Басин П. В., Сапожников А. Л. Анатомия для живописцев-скульпторов, СПб., 1823, и другие.
В этих трудах давались принципиальные установки в направлении всей учебно-воспитательной работы. Овладевать искусством рисунка следует не механическим путем, а на основе познания закономерностей окружающей действительности, «подражание» природе в рисунке должно быть не слепым, а разумным.
Для своего
времени эта система
Заключение.
Исследуя
историю становления и развития
методов преподавания рисования
в России, мы видим, что достижения
в области методики обучения рисунка
явились результатом огромной
работы отечественных деятелей искусства.
В иностранной и отечественной
литературе долгое время указывалось,
что русская школа
Однако авторитет русской Академии был очень высок. Как мы уже говорили, к этому времени Академия художеств становится центром методической работы по вопросам изобразительного искусства по всей России. Здесь зарождались новые взгляды на искусство и утверждались научные методы преподавания изобразительных искусств для целой сети русских учебных заведений; обсуждались вопросы постановки преподавания не только в самой академии, но и в других художественных школах, училищах, на курсах.
Список литературы:
[1] Более подробно ознакомиться с педагогическими взглядами Венецианова можно в следующих работах: Фомичева 3. И. А. Г. Венецианов-педагог. М., 1953; Алексеева Т. В. Художники школы А. Г. Венецианова. М., 1959; Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов. М., 1955; Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951.
[2] Воспоминания
об А. Г. Венецианове и
[3] Журнал изящных искусств. СПб., 1823
[4] Иоганн Даниил Прейслер (1666—1737) — немецкий художник, с 1688 по 1696 год жил и работал в Риме, был директором Нюрнбергской Академии художеств. Является автором следующих трудов: «Правила копирования рисунков знаменитых художников» (1721—1725), «Методика или теория рисования» (1728—1731), «Правила рисования цветов», «Ясное показание и основательное представление об анатомии живописцев, сообщено от Иоганна Даниила Прейслера» (1732) и указанного сочинения.
[5] Курс рисования, составленный А. Сапожниковым. СПб., 1847, с. 1, 2.
[6] Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века./ Михайлова О. В.// М., 1951
[7] Русская художественная школа первой половины XIX века./ Молева Н., Белютин Э./ М., 1963.
[8] Краткие исторические сведения о состоянии Академии художеств./Оленин А. Н.// СПб. 1829.
[9] Ясное показание и основательное представление об анатомии живописцев, сообщено от Иоганна Даниила Прейслера /Прейслер И. Д..// СПб., 1749.
[10] Материалы Академии художеств./ Петров П. Н.// СПб., 1865.
[11] Материалы для истории художеств в России /Рамазанов Н.// М., 1863
[12] Курс рисования./ Сапожников А. П.// СПб., 1875.
[13] Курс рисования./ Сапожников А. П.// СПб., 1879, с. III.
[14] Курс рисования./Сапожников А.П.//СПб., с. 34
[15] Курс рисования./ Сапожников А.П.// СПб., 1855, с. VII.
[16] Иллюстрированная история методики рисования./ Стасов В.С.//СПб., 1909,
[17] ЦГИАЛ, ф. 789, оп. 20, ед. хр. 27.
[18] Из черновых записей П. П. Чистякова об искусстве./Чистяков П. П., Савинский В. Е. Переписка. Л. // М., 1939, с. 297.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение№5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Приложение №10
Информация о работе Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков