Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства уникальной графики, создающегося в учебно познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
I глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века. Становление Академии художеств.
1.1 Преобразования Петра I в области культуры………………………………..5
1.2 Методика преподавания И. Д. Прейслера…………………………………...6
Выводы по I главе…………………………………………………………………
II глава. Особенности преподавания академического рисунка петербургской школы.
2.1 Особенности методики преподавания в академии художеств xix века.
2.2 Развитие частных систем отдельных художников-педагогов:
А.П. Сапожникова, А.Г. Венецианова.
Выводы по II главе.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по рисунку.docx

— 733.10 Кб (Скачать файл)

Положительные моменты методики преподавания А. П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время.

«Курс рисования» Сапожников начинает со знакомства с  различными линиями, затем углами, после  чего идет освоение различных фигур. Прежде чем приступить к рисованию  объемных предметов, Сапожников предлагает продемонстрировать учащимся с помощью  специальных моделей законы перспективы, опять начиная с линий, затем  переходя к различным поверхностям и, наконец, к геометрическим телам.

Законы распределения  света на поверхности формы предметов  Сапожников также объяснял с помощью наглядных методических пособий. (Приложентие№8) Это белые, согнутые различным образом картонки, а также картонки, поставленные в различных положениях по отношению к падающему свету, служащие для наблюдения света, тени, полутени, рефлексов и падающих теней. Освещение круглых тел объясняется точно так же, как и многогранных. Рисующий представляет себе для этого только грани, постепенно все уменьшающиеся по своей ширине до тех пор, пока они не сольются в одну поверхность.

Заканчивалась первая часть «Курса...» рисованием головы человека.

Вторая часть  «Курса...» посвящена рисованию  человеческой фигуры, а также некоторым  правилам композиции. Сапожников эту  часть считал дальнейшей ступенью в  обучении рисованию, а также в  последующем приобщении любителей  искусства к творческо-композиционной работе. Однако, несмотря на лаконизм и  краткость изложения учебного материала, эта часть «Курса...» вышла за пределы тех скромных задач, которые  ставил перед собой Сапожников. Она  была приемлема не только для самодеятельных художников, но и для художников-профессионалов и в дальнейшем стала использоваться как учебное пособие в специальных  художественных учебных заведениях. Поэтому в первых изданиях эта  часть начиналась с XX главы, а в  последующих — с I главы как  самостоятельное учебное пособие  для художников.

Изложение материала  во второй части пособия начинается со знакомства с размерами человеческого  тела и скелетом. Сапожников пишет: «Основою человеческого тела служат кости, соединенные в своих сочленениях  и составляющие общую связь, называемую скелетом…Длина костей взрослого человека не изменяется, полнота же и худощавость  тела его зависят от увеличения и  уменьшения объема мускулов, следовательно, что при размере человеческого  тела, правильнее принять в основание  положение и пропорцию его костей»[13], фигуру человека Сапожников, как и Лосенко, разбивает на 30 частей. Единицей измерения служит высота стопы — «вышина следка» (рис. 52).

Глава «Об  основных точках человеческого тела»  повествует об узловых пунктах (точках), на которые рисовальщику надо обратить особое внимание, так как они являются основными ориентирами, в каком  бы положении тело человека ни находилось. «Зная сущность и необходимость  основных точек,— говорит Сапожников, — для верного изображения  положения целой фигуры человека, надобно с подробностью рассмотреть  их на каждом члене и, вместе с тем, указать на зависимость движения этих членов»[13].

 

В главе «Равновесие  человеческого тела» Сапожников знакомит рисовальщика с законами равновесия тел (статикой) и правилами изображения  человеческой фигуры в движении.( Приложение №9,10)

Художник, рисующий наглядно, никогда не будет в состоянии  судить правильно о своем рисунке. Не рассуждая о проведенных чертах, не зная, какие точки на теле могут  служить основанием для первоначального  очертания фигуры, такой художник беспрестанно будет делать грубые ошибки противу здравого смысла. Давно уже  сказано, что «надо рисовать головою, а не руками»[14].

Заканчивается «Курс рисования» разделом «Сочинение картин», в котором автор знакомит учащихся с некоторыми правилами  перспективы, необходимыми при создании картин, после чего следует изложение  основ композиции. Здесь Сапожников как бы предвосхищает будущее  расширение видов занятий изобразительным  искусством на уроках рисования в  общеобразовательных школах (в частности, тематическое рисование).

 

Навыки в  рисовании не только дают необходимую  подготовку человеку для успешной работы в различных специальностях, но и  содействуют развитию творческой мысли, что также крайне необходимо человеку в жизни. «Художник, выучившийся  правильно рисовать с натуры человеческую фигуру в различных положениях, выучился только еще одной азбуке. Ему надобно  от простого изображения предметов, как они есть в природе, перейти  в область фантазии.

Расстояние  между писцом, переписывающим рукопись, и писателем творящим (т. е. излагающим свои идеи языком изящным), точно то же как и между рисовальщиком, копирующим человеческую фигуру, и  живописцем, производящим картину»[15].

Метод преподавания Сапожникова давал прекрасные результаты, и Академия художеств впоследствии не раз выносила решения о переиздании  книги Сапожникова. В предисловии  к изданию 1875 года читаем: «То чем  книга И. Д. Прейслера была для  прадедов и дедов наших; для нашего времени представляют курсы рисования  покойного Сапожникова, с талантом изобретательного рисовальщика - художника  соединяющего в себе просвещенные понятия  об искусстве и его требованиях. Неудивительно поэтому, что составленные Сапожниковым курсы в первую же пору обнародования их встречены были с полнейшим сочувствием и  верою, вполне оправдавшеюся впоследствии всеми теми, кто так или иначе  должен был стоять близко к делу обучения рисованию. В кружках русских  художников труды Сапожникова пользуются громаднейшею известностью, и редкий из посещавших классы Академии художеств  не держал и не держит у себя составленные им книги, как настольные, ничем покуда на русском языке незамененные»[14].

Вывод по II главе.

Как мы видим, уже с начала XIX века вопросам методики преподавания рисования уделяется  большое внимание как в практическом, так и в теоретическом плане. В различных фундаментальных  по тому времени теоретических трудах закладывались научные основы методики преподавания рисования. Среди них: Иванов А. Понятие о совершенном  живописце. СПб., 1789; Чекалевский П. Рассуждение  о свободных художествах. СПб., 1792; Урванов И. Краткое руководство  к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрениях и опытах. СПб., 1793; Виен И. И. Краткое историческое обозрение  скульптуры и живописи с полным показанием сильного влияния анатомии в сии  два свободных художествах. СПб., 1803; Гевлич А. Об изящном. СПб., 1818; Войцехович А. Опыт начертания общей теории изящных  искусств. М., 1823, Басин П. В., Сапожников А. Л. Анатомия для живописцев-скульпторов, СПб., 1823, и другие.

В этих трудах давались принципиальные установки  в направлении всей учебно-воспитательной работы. Овладевать искусством рисунка  следует не механическим путем, а  на основе познания закономерностей  окружающей действительности, «подражание» природе в рисунке должно быть не слепым, а разумным.

Для своего времени эта система художественного  образования была полна благородного пафоса, веры в человеческий разум, в чистоту морали, построенной  на законах разума. Особенно благотворное действие эта система оказала  на академический рисунок, на методы его преподавания, на развитие методики.

Заключение.

Исследуя  историю становления и развития методов преподавания рисования  в России, мы видим, что достижения в области методики обучения рисунка  явились результатом огром­ной  работы отечественных деятелей искусства. В иностранной и отечественной  литературе долгое время указывалось, что русская школа академического рисунка целиком и полностью  обязана зарубежным специалистам. Эту  несправедливость отмечали уже и  современники. В «Журнале изящных  искусств» мы читаем: «Может быть —  по предрассудку весьма неблагоприятному для Отечества, но, к несчастью, вкоренившемуся почти повсюду, долго еще будут  отдавать преимущество иностранным, но торжество Русского, природного Гения  будет некогда тем блистательнее, чем труднее было превозмочь невыгодное мнение самих соотечественников».

Однако авторитет  русской Академии был очень высок. Как мы уже говорили, к этому  времени Академия художеств становится центром методической работы по вопросам изобразительного искусства по всей России. Здесь зарождались новые  взгляды на искусство и утверждались научные методы преподавания изобразительных  искусств для целой сети русских  учебных заведений; обсуждались  вопросы постановки преподавания не только в самой академии, но и  в других художественных школах, училищах, на курсах.

 

Список  литературы:

[1] Более подробно ознакомиться с педагогическими взглядами Венецианова можно в следующих работах: Фомичева 3. И. А. Г. Венецианов-педагог. М., 1953; Алексеева Т. В. Художники школы А. Г. Венецианова. М., 1959; Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов. М., 1955; Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951.

[2] Воспоминания  об А. Г. Венецианове и учениках  его. — Отечественные записки, 1857, т. CXV.

[3] Журнал изящных искусств. СПб., 1823

[4] Иоганн Даниил Прейслер (1666—1737) — немецкий художник, с 1688 по 1696 год жил и работал в Риме, был директором Нюрнбергской Академии художеств. Является автором следующих трудов: «Правила копирования рисунков знаменитых художников» (1721—1725), «Методика или теория рисования» (1728—1731), «Правила рисования цветов», «Ясное показание и основательное представление об анатомии живописцев, сообщено от Иоганна Даниила Прейслера» (1732) и указанного сочинения.

 [5] Курс рисования, составленный А. Сапожниковым. СПб., 1847, с. 1, 2.

[6] Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века./ Михайлова О. В.// М., 1951

[7] Русская художественная школа первой половины XIX века./ Молева Н., Белютин Э./ М., 1963.

[8] Краткие исторические сведения о состоянии Академии художеств./Оленин А. Н.// СПб. 1829.

 

 

[9] Ясное показание и основательное представление об анатомии живописцев, сообщено от Иоганна Даниила Прейслера /Прейслер И. Д..// СПб., 1749.

[10] Материалы Академии художеств./ Петров П. Н.// СПб., 1865.

[11] Материалы для истории художеств в России /Рамазанов Н.// М., 1863

 [12] Курс рисования./ Сапожников А. П.// СПб., 1875.

[13] Курс рисования./ Сапожников А. П.// СПб., 1879, с. III.

[14] Курс рисования./Сапожников А.П.//СПб., с. 34

[15] Курс рисования./ Сапожников А.П.// СПб., 1855, с. VII.

[16] Иллюстрированная история методики рисования./ Стасов В.С.//СПб., 1909,

 [17] ЦГИАЛ, ф. 789, оп. 20, ед. хр. 27.

[18] Из черновых записей П. П. Чистякова об искусстве./Чистяков П. П., Савинский В. Е. Переписка. Л. // М., 1939, с. 297.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2

 Приложение №3

Приложение  №4


 

Приложение№5

Приложение  №6

Приложение  №7


 

Приложение  №8

Приложение  №9

Приложение  №10

 

 

 

 


Информация о работе Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков