Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:19, реферат
Краткие биографические сведения о детстве и юношестве Петра, приход к власти, направления внутренней и внешней политики. Реформы в эпоху правления царя Петра, военные успехи, внешнеторговые отношения.
18
июня 1722 года из Астрахани на Каспий взял
курс двадцатидвух- тысячный отряд. Результатом
данного похода стало завоевание западного
берега Каспия. Русским поддались крепости
Баку, Рештом, Астрабад. Но дальнейшего
продвижения по Закавказью не случилось:
остановило вступление в войну с Османской
империей. А в 1723 году был заключен договор
Петербургский с Персией. По этому соглашению
в состав России входило южное и западное
побережье Каспийского моря. Также договор
предусматривал создание оборонительного
союза против турецких захватчиков.
А по Константинопольскому (Стамбульскому)
договору, заключенному в 1724 году, Турция
признала владение Россией на западе Каспийского
моря и отказалась от нападок на Персию.
Россия со своей стороны признала права
Турции на западное Закавказье. Стык границ
трех стран был установлен на месте слияния
рек Кура и Аракс. Каспийский поход сыграл
положительную роль в деле укрепления
дружественных связей и сотрудничества
между народами России и Закавказья, в
борьбе против турецкой агрессии.
XVII век был временем, когда Россия установила неизменное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, употребляла её технику и науку, принимала её культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась без помощи других, брала лишь то, что было ей необходимо, и лишь тогда, когда это было нужно. Это было время скопления сил российского народа, которое дало возможность выполнить подготовленные самим ходом исторического развития России реформы Петра.
Реформы проводились в течение всего правления Петра I. Не было специального плана проведения реформ. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война. В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716г. и Морской уставы 1720г, в разработке которых участвовал Петр I. Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия, к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска. В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. С 1705 года в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. При Петре было построено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем 28 тыс. человек.
Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии. В 1711 году вместо Боярской думы и подменявшей её с 1701 года Консилии министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату было поручено разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность. Руководство работой сенаторов было в 1722 году поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю. Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр I. Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат.
В 1718-1721гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции не имели четких границ, было учреждено первых 10 коллегий. Для них построили специальное здание. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел – внешними сношениями, Военная – сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором доходов, Штатс-контор-коллегия – расходами государства, Ревизион-коллегия – контролем за исполнением бюджета, Юстиц-коллегия – судопроизводством, Вотчинная – дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия – торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
Своеобразной
коллегией стал Синод, или Духовная
коллегия, учрежденный в 1721 году. В 1700
году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва
собора для выборов нового патриарха временно
поставил во главе духовенства митрополита
Рязанского Стефана Яворского, получившего
новый титул Блюстителя Патриаршего престола или
«Экзарха». В 1721 году Пётр утвердил Духовный
регламент, составление которого было
поручено псковскому епископу, приближённому
царя малороссу Феофану Прокоповичу. В
результате произошла коренная реформа
церкви, ликвидировавшая автономию духовенства
и полностью подчинившая его государству.
В России было упразднено патриаршество и
учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная
в Святейший Синод, который был признан
восточными патриархами равночестным
патриарху. Все члены Синода назначались
Императором и приносили ему верноподданническую
присягу при вступлении в должность. Военное
время стимулировало изъятие ценностей
из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл
на полную секуляризацию церковно-
В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции в свою очередь делились на уезды.
Реформы в экономике в первой четверти XVIII в. отражали господствующую концепцию меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе, запрет вывоза из страны золота и серебра. Поощрение нужных с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением с помощью системы пошлин и штрафов выпуска “ненужных” товаров. Петр широко применял политику протекционизма, которая была в то время орудием борьбы за самостоятельное развитие России. Высокие пошлины на ввозимые зарубежные изделия ограждали русские мануфактуры от иностранной конкуренции. Особенно важное значение имел Таможенный тариф 1724 г., в разработке которого принимал участие сам Петр I.
Невиданными темпами развивалась промышленность. Наряду с Москвой складывались два новых промышленных района: Урал и Петербург, значение которых быстро возрастало. При Петре I возникли металлургические заводы в Карелии и на Урале. Самыми крупными из них были Невьянский, Нижне-Тагильский. Были созданы оружейные заводы в Сестрорецке (близ Петербурга) и Олонецком крае (Карелия). Текстильная (суконная и полотняно-парусная) и кожевенная отрасли получили наибольшее распространение в центре страны. Самыми крупными были Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине. Из новых отраслей, возникших при Петре I, нужно отметить судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве). Война требовала не только металл. Основываются государственные мануфактуры по производству пороха, канатов, парусины, сукна, кож и т.д. Петр I всемерно поддерживал предпринимателей: предоставлял им землю, выделял кредиты, освобождал от налогов, обеспечивал рабочей силой. При Петре I возникло около 178 предприятий. По производству чугуна Россия занимала одно из первых мест в мире, русское железо вывозилось в Англию. С 1712 г. был прекращен ввоз оружия из Европы. К концу правления Петра I экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. Петр I остро нуждался в деньгах. Необходимо было искать новые источники государственных доходов. Внутренняя торговля была одним из таких источников. Объявленная монополия государства на продажу вин, соли, табака, икры, дегтя давала солидный процент в бюджет страны. Главные торговые центры – Москва и Петербург, а также Поволжье, Нижний Новгород, Казань, Самара, Пенза. Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. По-прежнему большую роль играли ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская и др.), т.е. в стране продолжалось формирование всероссийского рынка.
Успешно развивалась внешняя торговля. Тысячи судов в год приходили в Петербургский порт. В структуре внешнеторгового оборота увеличилась доля изделий мануфактурного и ремесленного производств. Развитию внешнеторговых отношений способствовало создание отечественного торгового флота. Вывоз товаров поощрялся государством. Увеличению товарооборота способствовало строительство каналов: в 1703 г. началось сооружение Вышневолоцкого канала, соединившего бассейн Волги с Балтийским морем. Дешевый водный путь открывал широкие возможности для доставки товаров в Петербург и оттуда заграницу. Присоединение Балтийского побережья изменило направление внешней торговли России. Упало значение Архангельска и пути через Белое море. В 1726 г. только через Петербург вывезли уже половину всех русских товаров, направляемых в Западную Европу. Главную статью вывоза составляли продукты сельского хозяйства: пенька, лен, кожа. Новое в структуре русского экспорта состояло в вывозе за границу изделий мануфактурной промышленности. В 1726 г. за границу было вывезено свыше 55 тыс. пудов железа и более 10 млн. аршин полотна. Среди импортных товаров преобладали предметы роскоши, потреблявшиеся преимущественно дворянством: вино, сахар, шелковые и шерстяные ткани. О большом росте внешней торговли за первую четверть XVIII в. можно судить по следующим данным: в 1701 г. в Архангельск прибыло 103 иностранных корабля; в 1725 г. в русские порты Балтийского моря — Петербург, Нарву, Ригу, Ревель (Таллин), Выборг — прибыло 914 кораблей, а в Архангельск — 12. Россия достигла успеха в своей меркантилистской политике — увеличила активный торговый баланс. Вывоз товаров через Петербург, Архангельск и Ригу в 1726 г. составлял 4,2 млн. рублей, а ввоз — 2,1 млн. Этому в немалой степени способствовал проникнутый протекционистскими началами таможенный тариф, изданный в 1724 г. В интересах русской промышленности облагались высокими пошлинами товары, уже производившиеся в больших размерах внутри страны. Пошлины с иностранцев взимались ефимками, т. е. в иностранной валюте, принимавшейся по пониженному курсу. Это вдвое повышало размер пошлины и способствовало привлечению драгоценных металлов в страну. Наивысшая пошлина (в 75%) взималась с привозимого железа, парусины, шелковых тканей, позументов, лент, игол, скипидара, воска и пр. Высокой оградительной пошлиной (в 50%) облагался также ввоз голландского полотна, бархата, волоченого и прядильного серебра, карт. Более умеренной пошлиной обложены были товары, хотя и производившиеся в России, но в недостаточном количестве, как шерстяные ткани (кроме сукон), писчая бумага. С товаров, не производившихся в стране, взималась только 10-процентная пошлина. На русские товары, экспортируемые из России, установлена была пошлина в 3%, за исключением промышленного сырья или полуфабрикатов (например, пряжа шерстяная и льняная), облагавшихся запретительной пошлиной «для того, что потребны на российские фабрики». Для укрепления торговли учреждались торговые компании. Они создавались нередко в принудительном порядке. Так, например, в указе об организации компании для торговли с Испанией было отмечено, что при этом «надобно принуждение».
Правительство стремилось регулировать и мелкое производство. В целях расширения экспорта запрещалась, например, выработка узкого полотна, не пользовавшегося достаточным спросом за границей, были привлечены специалисты для обучения кожевников улучшенным способам обработки кожи. Важной мерой явилась организация ремесленных цехов. Русское цеховое законодательство в отличие от западноевропейского менее жестко регламентировало производственный процесс, не ограничивало число подмастерьев и учеников, допускало крестьян к занятию ремеслом. Абсолютистское государство создавало цехи с целью повышения мастерства мелких производителей и для более удобного распределения среди них казенных заказов. Заботы правительства о развитии мануфактур выражались прежде всего в его усилиях обеспечить их принудительным трудом. Уже в XVII в. правительство вследствие недостатка наемных работников стало на путь приписки дворцовых крестьян к заводам. В первой четверти XVIII в. появились новые формы обеспечения промышленности рабочей силой. В 1721 г. владельцам мануфактур была предоставлена возможность покупать к заводам крепостных крестьян (такие крестьяне назывались позднее посессионными); им, кроме того, разрешалось держать у себя «впредь до указу» беглых крестьян; наконец, для работы на мануфактурах направлялись осужденные за различные преступления, а также бездомные люди и военнопленные. Кроме того, с самого начала крупного мануфактурного строительства, при недостатке рабочих рук, особенно на Урале и в Карелии, к заводам стали приписывать крестьян, которые платили свои подати не деньгами, а отрабатывали на заводах по установленным расценкам. Законодательство по обеспечению предприятий трудом приписных, а также крепостных крестьян и рабочих составляет характерную черту русского меркантилизма. Труд приписных крестьян оплачивался по заниженным ставкам, установленным правительством. Крестьяне и земля под заводом стоили в три-четыре раза дороже, чем само предприятие.
Таким образом, особенностью развития русская мануфактура сближалась с крепостной вотчиной. Вольнонаемный труд использовался эпизодически. Крупнейшие русские промышленники стремились получить дворянские звания и соответствующие им сословные привилегии. Этот процесс получил название «одворянивания» зарождавшейся русской буржуазии.
В 1714 году был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Важное значение для дворянства имела Табель о рангах 1722 г., определявшая порядок прохождения службы. Табель о рангах на первое место ставила не происхождение, а служебную годность дворянина, его личные способности. Она устанавливала служебную лестницу из 14 ступеней, или рангов, — от прапорщика и артиллерии констапеля на военной и морской службе или коллежского регистратора на гражданской службе до первого ранга — фельдмаршала, генерал-адмирала и канцлера. Табель о рангах открывала доступ неродовитому дворянству к высшим чинам, содействовала выявлению его более способных представителей для использования на военной и гражданской службе. По словам Петра, чины должны жаловаться тем, кто служит, «а не нахалам и тунеядцам», кичащимся своей знатностью. Благодаря своим личным способностям выдвинулись из среды неродовитого дворянства такие известные деятели петровского времени, как генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, дипломаты П. А. Толстой, И. И. Неплюев и др. Вместе с тем Табель о рангах предоставляла возможность, хотя и ограниченную, «одворяниваться» отдельным представителям других сословий: с получением восьмого ранга они становились потомственными дворянами. Среди выдающихся государственных деятелей первой четверти XVIII в. встречаются лица незнатного происхождения. К ним, прежде всего, относился А. Д. Меншиков, в детстве, согласно молве, торговавший пирогами. Петр приблизил его к себе, угадав в нем умного, энергичного и исполнительного человека, ни одно сколько-нибудь важное событие того времени не обходилось без деятельного участия Меншикова. Он стал президентом Военной коллегии, светлейшим князем и генералиссимусом. Известный прибыльщик А. А. Курбатов, занимавший пост архангельского вице-губернатора, выдвинулся своим проектом о взимании пошлин за гербовую бумагу. Курбатов, как и московский вице-губернатор В. С. Ершов, до своего возвышения был крепостным.