Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:19, реферат
Краткие биографические сведения о детстве и юношестве Петра, приход к власти, направления внутренней и внешней политики. Реформы в эпоху правления царя Петра, военные успехи, внешнеторговые отношения.
Расширение промышленного производства, увеличение оборотов внешней и внутренней торговли потребовали денежной реформы, т.к. серебряная копейка стала мелка для оптовой и излишне дорога для мелкой рыночной торговли. Реформа монетного дела предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль, который для облегчения внешнеторговых расчетов по весу был приравнен к талеру. Чеканка монеты стала монополией государства.
Изменения в области сельского хозяйства были незначительны. Продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири. Расширялись посевы технических культур – льна, конопли, табака, винограда. Разводились более продуктивные породы скота, коневодство давало лошадей для русской кавалерии. Прежними оставались орудия труда. Создание сельскохозяйственных товаров росло за счет распашки и включения в постоянную обработку новейших территорий на юге и востоке страны. Крестьяне, принадлежавшие помещикам и монастырям, платили в казну 74 копейки в год. Крестьяне, которые проживали на общинных землях, находившихся в ведении государства (черносошные – жили на землях Поморья, Поволжья, Сибири; ясашные – нерусское население, вносили оброк мехами; однодворцы – мелкие служилые люди южных окраин страны), платили налог на 40 копеек больше. Эта категория крестьян получила название государственных. Петр I в 1724 году издал указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России.
Развитие русской культуры при Петре I тесно связано с происходившими сдвигами в экономической жизни и с преобразованиями государственного аппарата. Основание мануфактур, проведение каналов, создание военно-морского флота требовали подготовки специалистов в различных областях науки и техники. Для регулярной армии и флота и новых бюрократических учреждений нужны были подготовленные офицеры и чиновники. Между тем в XVII веке обучение было еще проникнуто средневековой религиозной идеологией и стояло далеко от практических задач. В первой четверти XVIII в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. Богословие уступает место прикладным наукам. Дворянских недорослей в обязательном порядке заставляли овладевать математикой, инженерным делом, техникой кораблестроения и кораблевождения, фортификацией и т. п. Некоторых из них посылали для обучения в Западную Европу.
В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной и Артиллерийской школах, где обучались инженерному и артиллерийскому делу, позднее, в 1715 г., вместо Навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712 г. в Москве открылась Инженерная школа; медицинский персонал подготовлялся в Медицинском училище при Московском госпитале, занятия в котором начались в 1707 г. Помимо Морской академии и училищ, организованных в столицах, учебные заведения, специальные и общеобразовательные, создавались в провинции. При Петре Первом в России создается система гражданского образования, которое было преимущественно государственным и бесплатным. Оно делилось на начальное и профессионально-техническое. К начальному относились цифирные школы, в которых обучали грамоте, арифметике и геометрии. Профессионально-техническое образование было представлено рядом специализированных школ. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), школа математико-навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях. Кроме того, созданы 46 епархиальных (духовных) школ. Открыт первый русский музей – кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. Издавались буквари, учебные пособия, учебные карты. В 1700 г. введен новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летоисчисление от “рождества Христова”, а не от сотворения мира. С 1703 г. выходила первая русская печатная газета – “Ведомости”. В 1708-1710 гг. вместо полуустава был введен близкий к современному “гражданский” шрифт. В 1725 году, уже после смерти царя, была открыта Петербургская академия наук, устав которой он успел утвердить. Петр намеревался учредить при академии и университет, в котором академики читали бы лекции студентам, но не успел осуществить этот план. При Петровских заводах в Карелии и на Урале были организованы первые в России горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности. Во многих городах возникли цифирные (для горожан), епархиальные (для духовенства) и гарнизонные (для детей солдат) школы. Для школ выпускалась учебная литература — буквари, пособия по математике и по механике, наставления по военно-инженерному делу. Преподаватель Навигационной школы Л. Магницкий в 1703 г. издал знаменитую «Арифметику», по которой обучалось не одно поколение русских людей. Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 г. нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению со сложным начертанием старых церковнославянских букв. Труды западноевропейских ученых стали систематически переводить на русский язык. Это был процесс обогащения страны достижениями зарубежной науки и техники. Замечательные успехи были достигнуты в географической науке, в поисках новых торговых путей, в картографических работах, а также в изучении ископаемых богатств страны. Систематическое изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, широко разведывались железные руды на Урале, были найдены серебряно-свинцовые руды в Забайкалье.
Перелом в изобразительном искусстве выражался в замене библейских и евангельских сюжетов тематикой из реальной жизни. Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I работы И. М. Никитина отличаются глубокой психологической характеристикой, художник выразил непреклонную волю и целеустремленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина («Полтавское сражение», «Куликовская битва») с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. Большую художественную ценность имели скульптурные портреты Петра I и Меншикова, выполненные Растрелли-отцом. Широкое применение получило искусство гравюры, запечатлевшее наиболее важные события современной жизни.
В эпоху Петра I было возведено много зданий для государственных и культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца). Строились крепости (Кронштадт, Петропавловская крепость и др.). Было положено начало планировке городов (Петербург), возведению жилых домов по типовым проектам. Петр I поощрял деятельность ученых, инженеров, художников. Русская культура первой четверти XVIII столетия характеризовалась утверждением в ней светской (а не религиозной, как прежде) направленности, личностного начала, а также преодолением национальной замкнутости. Все реформы в области культуры характеризовались развитием связей с западно-европейской культурой и были тесно связаны с задачами укрепления абсолютистского государства.
Вся тяжесть петровских преобразований легла на плечи трудового населения. Это вызвало ряд мощных народных волнений. В 1705-1706 гг. восстали стрельцы, работные и посадские люди, беглые крестьяне в Астрахани, которые более семи месяцев удерживали город. На подавление восстания Петр направил своего лучшего полководца фельдмаршала Б.П. Шереметева. Почти семь лет продолжались волнения в Башкирии (1705-1711). Наиболее мощным народным движением в петровское время было восстание на Дону (1707-1708) под предводительством Кондратия Булавина. Причины народного недовольства следует искать в усилении народного гнета, новом наступлении господствующего класса на народные массы (рост налогов в связи с войнами, введение рекрутской повинности и т.п.). Участниками движения стали крепостные крестьяне, казачество, посадские люди. Значительную роль в нем сыграло донское казачество, недовольное попытками правительства подчинить Дон, который после завоевания Азова перестал играть роль своеобразного барьера против Крыма. Власти стремились не допускать бегства крестьян на Дон, вели постоянный розыск беглых, посылая туда воинские подразделения.
В 1722 г. Петр I издал «Устав о наследовании престола», по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Сопротивление указу каралось смертной казнью, т.е. приравнивалось к государственной измене. Издание указа было связано с личной трагедией Петра — конфликтом с сыном от первого брака Алексеем и стремлением царя-реформатора неуклонно идти путем преобразований.
Петр I Великий – одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Преобразования первой четверти XVIII века столь грандиозны по своим последствиям, что дает основание говорить о допетровской и послепетровской России. Историк, публицист, журналист, издатель, драматург, поэт и прозаик М.П. Погодин высоко ценил заслуги Петра перед Отечеством. Приведу отрывки из статьи Погодина «Петр Великий», опубликованной в 1841 г.: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 г. Петр велел считать годы от Рождества Христова. Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться - наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он: шерсть настрижена от овец, которых развел он. Попадается на глаза книга - Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начинаете читать ее - этот язык при Петре Великом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний церковный. Приносят газеты - Петр Великий их начал. Вам нужно купить разные вещи - все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей до картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблеи Петра Великого. Встречаете там дам - допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Вы получили чин - по Табели о рангах Петра Великого. Мне надо подать жалобу - Петр Великий определил ей форму. Примут ее пред зерцалом Петра Великого. Рассудят по Генеральному регламенту. Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого: вы будете приняты хорошо - Петр Великий поместил Россию в число европейских государств, и проч. и проч. и проч.». Если перевести этот публицистический пассаж Погодина на язык историка, то нужно подчеркнуть первую и главную особенность преобразований Петра I, состоящую в том, что они носили всеобщий характер. Реформ в истории России, начиная со времени Ивана Грозного до революции 1917 г., проводилось немало, но они оказывали воздействие на одну-две-три сферы жизни государства. Особенность реформ Петра состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства в целом: они внесли новшества в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населения, в систему управления государством, в строительство вооруженных сил. Эта широта новшеств позволила тому же Погодину, а вслед за ним Белинскому и Герцену назвать петровские преобразования революцией. Погодин так и писал: первый император России был и ее революционером на троне. Вторая важная особенность, точнее результат реформаторских начинаний Петра, состояла в превращении мало кому известной Московии в Российскую империю. Становление Российской империи сопровождалось внедрением по крайней мере трех новшеств, позволивших России занять подобающее ей место среди государств Западной Европы. Наконец, с появлением на свет Божий Российской империи связаны новшества в организации дипломатической службы. Только со времен Петра Россия стала иметь постоянные представительства в Лондоне и Париже, Варшаве и Берлине, Вене и Стокгольме. В то же время при царском дворе в Петербурге были аккредитованы посольства многих государств. Это означало приобретение Россией статуса европейского государства. Это означало с другой стороны, что внешняя политика стала приобретать значение системы, а не случайных, эпизодических связей.
Важнейшим
итогом петровских преобразований явилась
европеизация страны. Под европеизацией
следует понимать не только и не столько
обрезание бород и укорачивание национального
платья, а обширный комплекс мер,
нацеленных на повышение культурного
уровня населения, на его цивилизованное
поведение в обществе, на внедрение
современных форм промышленного производства.
Одни специалисты говорят, что петровские
реформы привели к консервации феодально-крепостнической
системы, нарушению прав и свободы личности,
вызвавших дальнейшие потрясения в жизни
страны. Другие утверждают, что это крупный
шаг вперед по пути прогресса, пусть и
в рамках феодальной системы.
Оценки реформам, личности Петра даются
в современной науке по- разному, но время
показало жизнеспособность многих институтов,
созданных Петром. Коллегии присутствовали
до 1802г., подушная система налогообложения
отменена в 1887г., рекрутские наборы продолжались
до 1874г., Синодальное управление оставалось
неизменным до 1918г., созданный в 1722г. Сенат
был ликвидирован только в декабре 1917г.,
спустя 206 лет после его образования. Петровское
время – это время запуска «вечного двигателя»
российской машины, работающей по своим
законам до сих пор. Это время – паспортного
режима, фискальства и доносительства,
всеобщего контроля. Петр заложил основы
замены традиционных уставов России, модернизированных
европейскими нововведениями. Государственным
принуждением населения оформилась в
России самодержавная форма правления.
При Петре окончательно оформился режим
абсолютной монархии.
Список литературы.