Политика реформ в Османcкой империи (конец 18 в—70-е годы 19 в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Ослабление Османской империи создало благоприятную обстановку для проникновения иностранных колонизаторов. На рубеже XVIII – XIX вв. начинается новый период в турецкой истории, который был отмечен дальнейшим расчленением и конечной гибелью Османской империи. Период является важным для истории Османской империи.
В экономической жизни явственно обозначилась тенденция к застою. Падению экономической жизни способствовали внутренняя нестабильность в государстве, нехватка сельскохозяйственного сырья и ограниченность спроса на продукты ремесленного производства, льготные условия, в которые были поставлены европейские торговцы по сравнению с местными ремесленниками и купцами. Уже в ходе острого международного кризиса, вызванного революционными событиями во Франции и наполеоновскими войнами, держава османских султанов подверглась серьезным испытаниям.

Содержание

Введение…………………………………………………………….
3
1. Османская империя в конце 18—начале 19 в. Реформы Селима III ……………………...
4-5
2. Реформы Махмуда II …………...
5-6
3. Подъем национально-освободительного движения в первой трети 19 в ……………………………….
6-7
4. Манифест 1839 г. и первый период танзимата………………
7-8
5. Второй период танзимата ……………………………………
9
Заключение …………………………………………………...……
9-10
Список источников и литературы ……………………………..…

Вложенные файлы: 1 файл

азия.docx

— 74.41 Кб (Скачать файл)

1837-1838 гг. Европеизация страны. Улучшение административного аппарата. В планы Махмуда II входило создание по европейскому образцу министерств иностранных дел, внутренних дел, военного. Были даже изданы указы, регламентировавшие внешность чиновников. Так, указ 1837 г. требовал сообразовывать длину усов с длиной бровей.

В числе экономических  реформ также проводились изменения. Стимулирование экономики. Стремились перенести европейскую модель экономики на Турцию. Была отмена государственная монополия на покупку пшеницы и шерсти (1838 г.)16

Махмуд II пытался распространить в Османской империи светское образование — привить книгопечатание, создать литературу и журналистику; во внутреннем управлении он стремился ввести правильную администрацию, уничтожить взяточничество, сделать подчинение пашей центральной власти действительным, а не фиктивным; гражданские и уголовные законы империи носили на себе следы энергичной реформаторской деятельности Махмуда II. Его деятельность вызвала недовольство духовенства, а также чиновничества, и не нашла поддержки в народе. На каждом шагу Махмуд встречал глухое, а нередко и открытое, переходившее в мятеж противодействие; ему приходилось вступать в борьбу с предрассудками, с обычаями, с нравами, между прочим с национальным костюмом.17

Реформы проведенные Махмудам II, объективно способствовали развитию рыночных отношений, но не затронули традиционную социально-политическую основу Империи, сохраняли господство турок над покоренными народами. Следует заметить, что если по сравнению с Европой реформаторы опоздали, то в самой Порте реформы и особенно их прозападная направленность вызвали возмущение правоверных мусульман. Махмуд II среди улемов слыл «безбожником».18

В последние месяцы жизни  султана Махмуда была начата подготовка указа о реформах. Сам документ был обнародован в ноябре 1839 г. и получил название Гюльханейский хатт-и шериф (священный указ). Он ознаменовал собой новый виток реформ в Османском государстве, известному как танзимат.19

Царствование Махмуда II наполнено междоусобными войнами, из которых важнейшими были борьба с янинским пашой Али в начале царствования, с Мухаммедом Али Египетским — в конце; две тяжелые войны с Россией; в это царствование империя потеряла Грецию, Сербию, Молдавию и Валахию, фактически — Египет. Махмуд II умер от туберкулеза легких и цирроза печени.20

3. Подъем национально-освободительного движения в первой трети 19 в.

С самого начала XIX в. у балканских народов, хотя и не одновременно, с меньшей или большей интенсивностью, происходил процесс разложения феодализма, вызревания капиталистических отношений, роста буржуазии и формирования наций.

 Это обусловило быстрое  развитие национально-освободительного  движения, основной целью которого  было освобождение от турецкой  зависимости и феодального гнета  и создание самостоятельных национальных  государств.21

Социально-политический кризис, связанный с усилением децентрализаторских тенденций, по-разному сказался в различных частях империи. На Балканском полуострове он содействовал ускорению социального, этнического и культурного развития, а в конечном итоге разложению феодальных и зарождению капиталистических отношений. Первые представители балканской буржуазии тяготились господством турецких феодалов. Они сыграли важную роль в распространении идей национального освобождения. Большое влияние на рост самосознания угнетенных народов оказали военные победы России, вселившие надежду на скорое освобождение от чужеземного ига. Идеалы свободы и национального суверенитета, рожденные французской революцией, получили широкий отклик на Балканах, что нашло свое отражение в создании тайных обществ (этерий). Их участники ставили своей задачей борьбу за свержение турецкого господства.22

Перерастание мирового капитализма  в империализм ускорило процесс  превращения Османской империи  в полуколонию. Этому способствовало обострение борьбы держав за монопольное  обладание сферами приложения капитала на Ближнем Востоке. Орудием экономического и политического закабаления стали иностранные займы и концессии.

Упадок феодальной Османской империи  и рост среди подвластных ей народов  национально-освободительного движения побуждали великие европейские  державы к вмешательству в  ее внутренние дела. Ведь ее владения охватывали важнейшие экономические и стратегические районы на Ближнем Востоке: черноморские проливы, Суэцкий перешеек, Египет, Сирию, Балканский полуостров, часть  Закавказья.23

Для России разрешение проблемы Черного  моря и черноморских проливов было связано с обеспечением безопасности южных границ и с хозяйственным  освоением юга страны, с интенсивным  ростом внешней торговли России через  Черное море. Здесь царизм выражал  интересы русских помещиков —  экспортеров хлеба и нарождающейся  русской буржуазии.24

Россия опасалась так же, как бы распад Османской империи не сделал ее добычей более сильных европейских держав. Она старалась укрепить свои позиции на Балканах. Россия в европейском соперничестве опиралась на поддержку славянских народов. Покровительство православному населению Балканского полуострова служило России мотивом для постоянного вмешательства в ближневосточные дела и противодействия экспансионистским проискам Англии и Австрии. Царизм заботился в данном случае не о национальном самоопределении подвластных султану народов, а об использовании их национально-освободительной борьбы в целях распространения своего политического влияния на Балканах. Необходимо отличать субъективные внешнеполитические цели царизма от объективных результатов его внешней политики, несшей освобождение балканским народам. В то же время Османская империя также проводила агрессивную, захватническую политику, стремилась к реваншу — к восстановлению своего господства в Крыму и на Кавказе, подавляла национально-освободительное движение угнетенных ею народов, пыталась использовать национально-освободительное движение народов Кавказа в своих интересах против России25

Русско-турецкая война 1806-1812 гг. оказала большое влияние на развитие борьбы балканских народов  за национальное освобождение. Помощь, оказанная Россией сербским повстанцам, открыла перспективы создания самостоятельного Сербского государства. Однако нашествие  Наполеона на Россию позволило Порте  нарушить Бухарестский мир, гарантировавший сербам автономные права, и жестоко расправиться с участниками освободительной борьбы. В ответ на это в 1815 г. вспыхнуло массовое восстание сербов. Восставшие получили дипломатическую поддержку России. Султан вынужден был отступить и представить сербам автономию во внутренних делах. В 1821 г. восстали против господарей – ставленников султана и помещиков крестьяне Молдавии и Валахии. Опять же в нарушение Бухарестского мира Турция фактически пошла на оккупацию княжеств, разместила там свои воинские гарнизоны.26

В результате сербских восстаний 1804-1813 и 1815 гг. возникло полунезависимое  Сербское княжество. Греческое восстание 1821-1829 гг. привело к созданию независимой  Греции. Фактически самостоятельной  была Черногория.

В 1801 г. Египет был занят англичанами, но в этот раз им не удалось там закрепиться, так же как безуспешными были попытки Селима вернуть в стране свою власть. В 1805 г. в Каире произошло новое восстание, в результате которого правителем страны был провозглашен Мухаммед Али. И хотя султан, сохраняя престиж, присвоил ему титул паши, Турция фактически утратила свою власть над Египтом.

К середине XIX в. под властью Турции еще находилась значительная часть Балканского полуострова - Болгария, Македония, Босния, Герцеговина, Албания, южная часть Сербии, Фессалия, Молдавия (Молдова), Валахия, остров Крит и другие острова. Здесь и особенно в Валахии, Молдавии, Болгарии, Сербии и на острове Крит развернулась в 50-60-х годах XIX в. национально-освободительная борьба.27

4. Манифест 1839 г. и первый период танзимата.

После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. Начало правления молодого султана было очень тяжелым. Сам правитель (16-летний юноша) отличался слабоумием. Перед смертью его отец потерпел поражение от египетского наместника Мухаммеда Али.28

День 3 ноября 1839 г. вошел  в историю Османской империи  как начало новой полосы реформ. Их вдохновитель, крупный государственный  деятель министр иностранных дел Мустафа Решид-паша, организовал на площади перед летним дворцом султана пышную церемонию провозглашения указа о реформах. Недалеко от дворца были сооружены трибуны, на которых расположились столичная знать, высшее мусульманское духовенство, главы немусульманских общин, представители городских цехов, иностранные дипломаты. За трибунами были размещены войска, которым предстояло приветствовать столь важное событие. Султан Абдул Меджид наблюдал за торжествами из окна дворца. Указ был назван  по названию известного этого дворца как Гюльханейский.29

Это был первый документ правительственной политики, принципы которого подразумевали отказ от феодальных привилегий, гражданского неравенства и правового произвола. Объявление манифеста превратилось в Стамбуле в народный праздник, инициированный, правда, властями.30

За Гюльханейским рескриптом, последовала целая серия реформ, несколько изменивших порядки в империи. В период Танзимата («танзимат» по-турецки — «реформы») (преобразование, реформация), т. е. в 30—60-е годы XIX в., постепенно начали приобретать европейские черты многие правительственные ведомства. http://www.russiankurort.org/istanbul75.php Русский посол в Стамбуле А.П. Бутенев замечал, что «процедура провозглашения, а так же стиль хатт-и шерифа несколько странны и не соответствуют мусульманским обычаям».31 В отечественных работах эти преобразования принято условно разделять на два периода:

    • Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.
    • Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.32

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством. Реформы проходили трудно, вызывали мощное сопротивление консервативных религиозных кругов, ортодоксов султанского двора.33

Основными принципами танзимата стали:

а) обеспечение безопасности жизни, чести и имущества для всех подданных империи невзирая на религиозную принадлежность. Принято уголовное законодательство, создан коммерческий кодекс, учреждаются Государственный и провинциальные консультативные советы (меджлисы) из представителей мусульманской и немусульманской общины. Но прав у немусульманского населения не прибавилось.

б) правильное распределение и взимание налогов. Отменены чрезвычайные налоги, барщина, упорядочено взимание подушного налога с немусульман – джизьи. Провалились попытки отменить откупную систему, организовать ряд металлообрабатывающих, текстильных, бумажных предприятий в Стамбуле, Измире, Бурсе, улучшить с/х и стабилизировать экономику через создание госбанка и устойчивой денежной системы. Не было протекционистских действий. Отмена ильтизама (откупной системы).

в) упорядочение рекрутского набора и сокращение срока воинской службы. Введен обязательный для всех мусульман рекрутский набор, срок службы уже не 15, а 5-7 лет.

Были проведены попытка  светского образования: создаются начальные и средние школы, педагогические и проф. училища. Но университеты открыть не смогли.

Первый этап танзимата был максимально эффективный. В теории эти меры должны были способствовать буржуазному развитию страны. На практике же это были лишь частные изменения, не влияющие на собственно феодально-абсолютистский строй.

В 1853 г. начало Крымской войны, поэтому правительству было не до реформ. Парижский мир – зависимость Османской империи от Европы.

Поражение в Синопской бухте показало, как слаба Порта. Турция, благодаря Англии и Франции, одна из победительниц. Но крайне ослабла за войну. Обратилась за займами к английским и французским банкам.34

Итак, первый этап танзимата, 1839-1853 гг., был временем наиболее интенсивных преобразований в административном и государственном управлении, в сфере экономики и культуры. Сами реформаторы не получили широкой поддержки в обществе, ибо их начинания не сопровождались заметным улучшением жизни народных масс, не изменилось кардинальным образом и положение угнетенных немусульманских народов. Не были устранены поводы для вмешательства держав.

5. Второй период   танзимата.

Второй этап танзимата  (1853-1856) начинается с издания указа (хатт-и хумаюна) от 18 февраля 1856 г. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Во втором манифесте подтверждаются положения об обеспечении безопасности жизни, чести и имущества граждан, безразличий религии и равенстве граждан перед  законом, безразличий религии и национальности; декларируется допуск немусульман к государственной и военной службе, равное налогообложение, постепенную отмену откупной системы, введение государственной банковской системы, улучшение путей сообщения. Почти все это осталось на бумаге, т.к. приходилось учитывать интересы европейских держав.35

Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве.36

Политическое равноправие  всех подданных Османской империи  явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи  давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

 По закону о земле  (1858) подтверждались все поземельные  отношения, сложившиеся после  отмены военно-ленной системы.  Повторялся указ о всеобщем  начальном образовании, отменялась  цеховая система.

Вместе с тем, под давлением  европейских держав были приняты  законы, которые предоставляли иностранным  предпринимателям особые права в  государстве.37

Иностранцы добились права  приобретать землю в Турции. В1856 г. Был открык иностранный банк – Оттоманский, создан с участием английского и французского капитала. Строительство ж/д и осуществление морских перевозок – дело иностранцев.

Информация о работе Политика реформ в Османcкой империи (конец 18 в—70-е годы 19 в.)