Попытки модернизации советского общества 1985-1991 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:01, лекция

Краткое описание

К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались "компенсировать" с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах. Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался.

Вложенные файлы: 1 файл

Попытки модернизации советского общества 1985.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Первый  президент России Б. Н. Ельцин в 2006 году подчёркивал неизбежность распада СССР и отмечал, что, наряду с отрицательными, нельзя забывать о его положительных сторонах: Но все-таки не стоит забывать, что в последние годы в СССР людям жилось очень тяжело. И материально, и духовно, — добавил он. — Все сейчас как-то забыли, что такое пустые прилавки. Забыли, каково это — бояться высказать собственные мысли, идущие вразрез с «генеральной линией партии». А забывать это ни в коем случае нельзя. Согласно данным шестой волны регулярных международных опросов населения в рамках программы «Евразийский монитор», о распаде Советского Союза сожалеют 52 % опрошенных жителей Белоруссии, 68 % — России и 59 % — Украины; не сожалеют, соответственно, 36 %, 24 % и 30 % респондентов; 12 %, 8 % и 11 % затруднились ответить на этот вопрос.

Отказ от признания  распада СССР. 15 мая 1996 года Госдума РФ признала решение о прекращении существования СССР незаконным.

Некоторые партии и организации также отказались признать Советский Союз распавшимся (например, КПРФ, Большевистская платформа в КПСС). По мнению некоторых из них, СССР следует считать социалистической страной, оккупированной западными империалистическимидержавами, с помощью новых методов ведения войны вогнавших советский народ в информационно-психологический шок[116]. Например,О. С. Шенин с 2004 года по 2009 год возглавлял коммунистическую партию Советского Союза вплоть до самой смерти. Сажи Умалатовавручает ордена и медали от имени Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР. Риторика о предательстве «сверху» и призывы к освобождению страны от экономической и политической оккупации используются в политических целях полковником Квачковым, получившим в 2005 году высокий рейтинг на выборах в Государственную Думу.

Критики считают  «оккупацию СССР» временным явлением и отмечают, что «Советский Союз продолжает существовать де-юре, в статусе временно оккупированной страны; де-юре продолжает действовать Конституция СССР 1977 года, сохраняется правосубъектность СССР на международной арене»[117], обосновывая это многочисленными нарушениями Конституции СССР, Конституций союзных республик и действующего законодательства, которыми, по их мнению, сопровождался распад Советского Союза[118]. Несогласные признать СССР распавшимся избирают и поддерживают Советы в городах и Республиках Советского Союза, по-прежнему избирая их представителей в Верховный Совет СССР.

К своему важному политическому  достижению сторонники Советского Союза  относят возможность сохранить паспорт гражданина СССР при принятии российского гражданства.

ГКЧП и его последствия.

Ряд государственных и партийных  деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления жёсткого партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли  попытку государственного переворота, известную также как «августовский путч». 19 августа 1991 года группа политиков из окружения Горбачёва объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Они потребовали от находившегося на отдыхе в Крыму президента введения в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Геннадию Янаеву. Только две союзные республики — Азербайджанская и Белорусская ССР поддержали ГКЧП, другие республики — Латвийская, Литовская, Молдавская и Эстонская ССР отвергли акты ГКЧП. После объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России в центр сопротивления. Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КП РСФСР, а 6 ноября — о прекращении деятельности КПСС. Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости. Незамедлительно, в сентябре 1991, западными странами была массово признана независимость прибалтийских республик (которая ими была объявлена ещё в начале 1990-го).

2 октября 1991 на аэродроме Юбилейный (Байконур) прошла встреча руководителей 12 республик СССР (не присутствовали лидеры Латвии, Литвы и Эстонии).

28 октября 1991 на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.

6 ноября 1991 указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.

14 ноября 1991 семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991 года.

Референдум на Украине, проведённый 1 декабря 1991, на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски настроенном регионе как Крым, сделал (по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина) сохранение СССР в каком бы то ни было виде окончательно невозможным.

Провозглашение независимости  республиками СССР

Союзные республики

Республика

Провозглашениесуверенитета

Провозглашениенезависимости

Провозглашение выхода из СССР

Независимость де-юре

Эстонская ССР 
с 8 мая 1990: 
Эстонская Республика

16 ноября 1988

20 августа 1991

20 августа 1991

6 сентября 1991[66]

Литовская ССР 
с 11 марта 1990: 
Литовская Республика

18 апреля 1989

11 марта 1990

11 марта 1990

6 сентября 1991[67]

Латвийская ССР 
с 4 мая 1990: 
Латвийская Республика

28 июля 1989

21 августа 1991

21 августа 1991

6 сентября 1991[68]

Азербайджанская ССР 
с 19 ноября 1990: 
Азербайджанская Республика

23 сентября 1989

30 августа 1991

30 августа 1991

26 декабря 1991[69]

Грузинская ССР 
с 15 ноября 1990: 
Грузинская Республика

26 мая 1990

9 апреля 1991

9 апреля 1991

26 декабря 1991[69]

Российская СФСР 
с 25 декабря 1991: 
Российская Федерация

12 июня 1990

12 декабря 1991

26 декабря 1991[69]

Узбекская ССР 
с 31 августа 1991: 
Республика Узбекистан

20 июня 1990

31 августа 1991[70]

1 сентября 1991[71]

26 декабря 1991[69]

Молдавская ССР

с 5 июня 1990: 
ССР Молдова[72] 
с 23 мая 1991: 
Республика Молдова

23 июня 1990

27 августа 1991

27 августа 1991

26 декабря 1991[69]

Украинская ССР 
с 24 августа 1991: 
Украина

16 июля 1990

24 августа 1991

24 августа 1991

26 декабря 1991[69]

Белорусская ССР 
с 19 сентября 1991: 
Республика Беларусь

27 июля 1990[73]

25 августа 1991

8 декабря 1991

26 декабря 1991[69]

Туркменская ССР 
с 27 октября 1991: 
Туркменистан

22 августа 1990

27 октября 1991

27 октября 1991

26 декабря 1991[69]

Армянская ССР 
с 23 августа 1990: 
Республика Армения

24 августа 1990

21 сентября 1991

23 сентября 1991

26 декабря 1991[69]

Таджикская ССР 
с 9 сентября 1991: 
Республика Таджикистан

24 августа 1990

9 сентября 1991

9 сентября 1991

26 декабря 1991[69]

Казахская ССР 
с 10 декабря 1991: 
Республика Казахстан

25 октября 1990

16 декабря 1991

16 декабря 1991

26 декабря 1991[69]

Киргизская ССР 
с 30 августа 1991: 
Республика Кыргызстан

15 декабря 1990

31 августа 1991

31 августа 1991

26 декабря 1991[69]


 

Политический кризис 1993 года и деятельность Гайдара.

Отставка Егора Гайдара в  декабре 1992 года и изменения в  составе правительства, произведенные  В.Черномырдиным, не привели к ослаблению напряженности в отношениях исполнительной (Президент и правительство) и законодательной властей. Кризис был изначально предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 гг., когда в российскую (советскую) Конституцию были вмонтированы, с одной стороны, элементы механизма разделения властей и введена должность Президента, а с другой стороны, сохранен статус Съезда народных депутатов, как высшего органа государственной власти, имеющего право «принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР», то есть статус фактически абсолютной, не ограниченной ничем власти. Оппозиционные политике Президента Ельцина и его правительства силы на Съезде народных депутатов и в Верховном совете РФ (а это было большинство коммунистических и близких к ним депутатов) действовали агрессивно. Оппозицию возглавляли Председатель Верховного Совета РФ Хасбулатов и Вице-президент РФ Руцкой (оба заняли свои высокие посты при активной поддержке Ельцина). Объективно их линия вела к двоевластию, когда каждое не угодное Съезду решение Президента и его правительства фактически отменялось.   Гайдар так описывает создавшееся положение: «В стране был популярный президент, получивший на выборах 57% голосов – и это при активнейшем противодействии партийной (КПСС) верхушки, которая тогда еще имела в своих руках немалый административный ресурс. И были не столь популярные, но абсолютно легитимные Верховный Совет и Съезд народных депутатов России, которые не желали отвечать  за принятое исполнительной властью очень непопулярное решение – отмену административного регулирования цен.

Отвечал за это президент  – не только как глава верховной  власти, но и как человек, намеренно  возглавивший в тот момент российское правительство. Тем самым он «вызвал  огонь на себя», поставил свою популярность под удар огромной разрушительной силы…».

Не желая допустить насильственного развития событий, Ельцин выбрал путь компромисса с парламентским большинством. Было понятно, что необходимо менять все ещё действующие советские законы о власти, менять Конституцию государства. Это обстоятельство радикально влияло на всю политическую жизнь страны. К декабрю 1992 года отношения между президентом и его правительством, с одной стороны, и парламентом, с другой, фактически зашли в тупик. Выход виделся в заключении соглашения о преодолении политического кризиса. Очень трудные переговоры вел Егор Гайдар. Был найден компромисс, который сводился по существу к отставке лидера экономических реформ и.о. премьер-министра Гайдара в обмен на согласие депутатов принять новую Конституцию России.

Гайдар: «Мои переговоры с Верховным Советом, как и идея (переговоров) в целом не нравились ни Ельцину, ни Хасбулатову. Ельцину – потому, что там была моя отставка, а он ее не хотел в принципе. Хасбулатов понимал, что будет покончено с двоевластием, а это ему было невыгодно. Тем не менее, они подписались под этой договоренностью, после чего за нее проголосовал Съезд народных депутатов. На мой взгляд, тем самым был найден хороший выход из политического кризиса – без крови, без гражданской войны».

Тем временем оппозиция в Верховном  Совете наряду с внесением бесконечных ограничивающих полномочия Президента поправок в действующую, фактически советскую Конституцию, начинает готовиться к вооруженному захвату власти. Хасбулатов приближает к себе генералов Ачалова и Макашова – харизматичных сторонников советского режима, которые начинают работу по созданию независимых от центральной власти вооруженных формирований со штабом в Белом доме (здание Верховного Совета РФ).

Президент об этом информирован и  уже 13 января 1993 г. (спустя всего месяц  после декабрьского компромисса) в своем Указе Б.Ельцин требует от Правительства и региональных органов исполнительной власти не допускать создания организаций, «имеющих целью насильственное изменение конституционного строя», привлекать к ответственности «общественные военизированные объединения и вооруженные формирования». Однако должного эффекта это не дает.

После ухода из Правительства Гайдар возвращается в созданный им и  его соратниками Институт экономических  проблем переходного периода. Ельцин, понимая, что Гайдар нужен,  назначает его своим консультантом по экономическим вопросам. У Егора Тимуровича относительно большая площадка для деятельности: он является председателем консультативного экспертного совета по проблемам экономической реформы, образованного при Министерстве науки и технической политики РФ, в феврале 1993 входит в состав президентского консультативного совета, назначается членом Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики.

Выступая в феврале 1993 года на встрече  политиков, бизнесменов и экономистов, организованной правительственным Рабочим центром экономических реформ, Егор Гайдар указывает на глубокие внутренние конфликты в структуре российских органов власти, когда, например, политика борьбы за снижение инфляции наталкивается на проинфляционную позицию Верховного Совета и ЦБ. Гайдар: «Мне кажется, политические последствия подобного сценария крайне опасны, почти наверняка они выводят принимаемые решения за рамки демократических институтов…  В этой ситуации Президенту, планируя политическую стратегию, надо быть готовым к тому, чтобы вынести на референдум 11 апреля такие вопросы, решение которых в обстановке гиперинфляции укладывает действия властей в рамки конституционных и демократических норм».

Информация о работе Попытки модернизации советского общества 1985-1991 года