Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:01, лекция
К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались "компенсировать" с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах. Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался.
Москвичи сразу же откликнулись
на призыв. Площадь перед Моссоветом
стала быстро заполняться людьми,
среди которых много
«Мы установили контроль над важнейшими точками информации и связи. Только что закончился бой у «Останкино». Сейчас в город подтягиваются войска, верные Президенту. Говорю честно: сегодня полагаться только на лояльность, на верность наших силовых структур было бы преступной халатностью и преступной наивностью с нашей стороны. У меня большая просьба – проявить сейчас все возможное мужество, твердость и организованность… Милиция, которая стоит здесь, она стоит на стороне Президента и выполняет приказы именно потому, что вы здесь. Они видят, что их бросают не против народа, что народ с ними, что их бросают против кучки мятежников и заговорщиков. Поэтому большая просьба оказать им эту моральную поддержку…».
Из «Записок пресс-секретаря» Президента Костикова: «Он (Гайдар) единственный из высшего руководства страны, в ту страшную ночь обратился к москвичам с призывом встать на защиту демократии. Именно его призыв был услышан, и тысячи москвичейстали собираться у здания Моссовета…». « … Телеканалы один за другим прекращали работу. В Кремле, куда вечером из загородной резиденции на вертолете возвратился президент, царила, по воспоминаниям Егора Гайдара, «атмосфера последнего заседания Временного правительства». На улице безраздельно господствовали «красно-коричневые». Войска не желали принимать участие в подавлении мятежа, имевшего вид народного восстания. Группа «Алфа» штурмовать Белый дом решительно отказалась. И тогда Егор Гайдар призвал своих сторонников выйти к зданию Моссовета на Тверской «для защиты демократии». Уже к ночи там собралось до 15 тысяч человек. Эта безоружная интеллигентная толпа разительно отличалась видом и настроем от бесчинствующих сторонников Руцкого и Макашова. И только при виде такого явного контраста войска склонились на сторону президента»[4]
К полуночи ситуация в городе начала меняться, крепнет уверенность, что власть не окажется в руках анпиловцев и баркашовцев. Около двух ночи из разговора Е.Гайдара по телефону с Б.Ельциным становится ясно, что войска наконец-то двинулись к Москве. Имея в виду, что армия до сего времени уклонялась от участия в конфликте, Гайдар советует Президенту встретиться с военными, даже до вступления войск в Москву. В половине шестого утра Президент перезвонил, сказал, что эта просьба выполнена.
По сообщению следственной бригады Генеральной прокуратуры России от 24.05.94 о результатах предварительного следствия по уголовному делу о массовых беспорядках 3-4 октября 1993 года всего погибло и умерло от ран 147 человек, в том числе гражданских лиц – 122, работников милиции – 11, военнослужащих внутренних войск – 6, военнослужащих армии – 6, Департамента охраны – 1, группы «Альфа» - 1. Получили ранения – 372 человека. Никто из руководителей радикальной оппозиции и депутатов не пострадал.
5 октября порядок в Москве был восстановлен.
Оценивая политические итоги событий 3-4 октября, Гайдар считает, что в эти дни произошла скоротечная гражданская война, в которой националистические и коммунистические боевые отряды, действуя агрессивно и решительно, были близки к овладению ключевыми учреждениями Москвы, а значит и России. Армия после «долгих колебаний начала действовать только после явно выраженной общественной поддержки президентской стороны».
По мнению Гайдара, главной
жертвой неспособности
Две недели спустя после подавления путча Гайдар выступает наУчредительном съезде избирательного объединения «Выбор России». В выступлении он оценивает создавшееся положение в стране и проблемы, с которыми придется столкнуться в ближайшее время. Он говорит, что двоевластие практически привело к параличу механизмов государственности в России, экономика стала заложницей политики. Невыполнимые решения и опасные обещания подталкивали страну к развалу денежной системы и, следовательно, к ослаблению тех ростков рыночной экономики, которые удалось сформировать за последние полтора года. После конфликта 3-4 октября сложилась принципиально новая политическая реальность: теперь вся ответственность за экономическое и политическое положение ложится на Президента и на правительство.
Поскольку впереди выборы, естественно и правительству и Президенту хотелось бы проводить мягкую предвыборную политику, чтобы заручиться поддержкой различных слоев населения. Но резервы для такой политики полностью исчерпаны. Наоборот, накануне выборов правительство вынуждено принимать тяжелые непопулярные решения, необходимые для того, чтобы не дать развалиться российской экономике, чтобы новый парламент не оказался у разбитого корыта. Это, прежде всего, принятие мер по ограничению источников инфляции и многих других, которые диктуются не предвыборной логикой, а соображениями ответственности за то, что происходит в стране.Трагические события 3-4 октября стали серьезной угрозой для будущего российской демократии, и еще одного опасного для страны безответственного парламентского большинства российская демократия не выдержит.
Опыт работы Верховного Совета показал, считает Гайдар, что десятки его решений о формировании новых органов государственной власти вели к реставрации огромной бессмысленной государственной машины. Поэтому принципиальный вопрос для нового парламента – даже не экономическая реформа, а реформа всей российской государственности. Именно наличие огромного, дорогого и вместе с тем нищего государства затрудняет эффективное управление и обеспечение выполнения законов, поэтому нет четких гарантий прав собственности, поэтому высокие налоги и предельно неэффективная система социальной защиты. Реформа российской государственности – огромное и тяжелое дело. Поэтому принципиальный вопрос – каким будет новый парламент.
Стабильность в России зависит от того, насколько быстро удастся сформировать те инструменты, при которых рынок, демократия и частная собственность могут нормально работать. Но для этого нужна огромная воля политической элиты, способность организоваться, не расколоться и не разделиться по мелочам, чтобы вместе реализовать достигнутые компромиссы.
Опасения Гайдара, к сожалению, сбылись: не выдержала безответственного парламентского большинства российская демократия, государственная машина разрослась до небывалых размеров, нет твердых гарантий частной собственности, по-прежнему анемична демократическая часть российской элиты. Сегодня, по прошествии почти двух десятилетий, мы видим, насколько прав был Гайдар, указывая на опасности, грозящие государству.
На декабрь 1993 года были назначены парламентские выборы и референдум по новой Конституции, причем не в её сбалансированной компромиссной редакции, а в жестком варианте президентской республики.
Находясь в правительстве, Гайдар пытается продолжать курс на сокращение инфляции, ужесточать бюджетную и денежную политику. Однако, как он позже напишет в воспоминаниях, быстро стало ясно, что «в изменившемся составе правительства мои возможности эффективно проводить такую политику весьма ограничены».
В декабре 1993 года Гайдар возглавил список кандидатов блока «Выбор России» на выборах в Госдуму. Блок получил 15,5 % голосов, и с учетом депутатов-одномандатников фракция «Выбор России» в Госдуме была крупнейшей.
Так закончился очень тревожный кризисный 1993 год.
После думских выборов Е.Гайдар, оставаясь в Правительстве, предложил начать «ускорение реформ», но не получил в этом достаточной поддержки Президента. В первых числах января 1994 года становится известно о правительственных решениях, связанных с новым увеличением бюджетных расходов. Уже не первый раз Гайдара даже не ставят об этом в известность. Вскоре он подает прошение об отставке.
20 января 1994 года отставка была принята. В развернутом письме Президенту он называет причины своего решения. Мотивация стоит того, чтобы ознакомиться с полным текстом заявления. На этом заканчивается история активной деятельности Егора Гайдара в критически важный для России 1993 год, потребовавшей от него огромного мужества, решительности и ответственности. Его заслугу в том, что страна не оказалась в пучине гражданской войны, переоценить невозможно.
Александр Максимов
Экономические реформы Егора Гайдара
В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть "командой Гайдара".
В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.
Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической. Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.
По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.
Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.
При потребности в
В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.
Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.
Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.
Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.
29 января 1992 года президент РФ
Борис Ельцин подписал Указ
«О свободе торговли». В
Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.
В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.
В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.
В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.
13 апреля
Гайдар заявил об отставке
правительства, мотивируя ее
В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.
После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.
Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.
Информация о работе Попытки модернизации советского общества 1985-1991 года