Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:26, реферат
«Золотой век» Екатерины Второй — один из интереснейших этапов российской истории — в последнее десятилетие оказался в фокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения. Если век Петра был веком не света, а рассвета, много сделавшим «во внешнем, материальном отношении преимущественно», то в свершениях второй половины ХYIII в., по определению С.М. Соловьева, «ясно видны признаки возмужалости народа, развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания на самих себя, на свое».
Введение……………………………………………………………… ……. 3
Глава I. Петр III. Дворцовый переворот 1762 года……………………………5
Глава II. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм..12
Глава III. Основные тенденции социально – экономического развития России второй половины XVIII в. ……………………………………………..21
Заключение ……………………………………………………………………...24
Список литературы ……………………………………………………………..26
Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина сознавала это. Но она не тронула первоначально ничего в центральном управлении, а между тем перемены в нем должны были произойти, потому что Петр именно на петербургские коллегии возложил главную тяжесть управления. Перемены и произошли скоро: за неимением дел, коллегии мало-помалу стали уничтожаться. За водворением стройной системы в местном управлении следовало падение прежней системы в управлении центральном. Оно... стало требовать реформы и, пережив окончательное расстройство при императоре Павле, получило ее уже при императоре Александре I (когда учреждены были министерства).
Таковы были главные меры
Екатерины относительно управления.
Новые учреждения, притягивая к себе
силы местных обществ, вносили нечто
новое в жизнь и отношения
сословий. Легко заметить, что, за исключением
двух учреждений (совестного суда и
приказа общественного
Учреждение 1775г. открыло дворянству широкое и влиятельное участие в местном управлении и суде. Жалованная грамота дворянству 1785г., образовав из дворян каждой губернии дворянское общество, точно определило и закрепило сословные права дворянства как личные, так и общественные.
Екатерина II для обсуждения
важнейших государственных
Бюрократия в екатерининское время выросла в числе и усилила свое влияние. Злоупотребления властью, коррупция являлись приметами того времени. Екатерина II сказала об этом: "Меня обворовывают также как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать".
Жалованная грамота городам, изданная в одно время с дворянской, установила состав, управление и состав "градского общества". Она разделила городских обывателей на шесть классов: то были
1) настоящие городские
обыватели, лица без всякого
звания, владевшие какой-либо
2) купцы трех гильдий
3) ремесленники вписавшиеся в цехи
4) иногородние и иностранные гости, приписавшиеся к городу для промышленных занятий,
5) именитые горожане, лица
занимавшие должности по
6) посадские, живущие каким-либо
промыслом или работающие в
городе, но не вошедшие в состав
никакой другой группы
Раз в три года городские обыватели всех шести классов созывались на общее городское собрание для выбора членов сословного суда (магистрата), городского головы и других должностных лиц городского выборного управления, а также для представления губернатору всех общественных нужд и пользах города. Но дворянского права "делать представления и жалобы" верховной власти городского общества не получили.
Хозяйство и благоустройство города ведали две городские думы, общая, состоящая из выборных гласных от всех званий городского населения, от каждой гильдии, каждого цеха и т.д., и шестигласная, состоявшая из 6 гласных, которых избирала общая дума из своей среды по одному от каждого из шести разрядов городских обывателей. Шестигласная дума действовала постоянно и вела текущие дела города. Городской голова был председателем обоих дум.
В истории уравнивания и сближения русских сословий городовая грамота Екатерины II была замечательной попыткой - из людей, разъединенных правами и обязанностями, даже общественными предрассудками и соединенных только местом жительства, образовать нечто цельное, связанное общими интересами. Но сознание общих интересов воспитывается одинаковыми правами и обязанностями, чувством общественной солидарности, а в этом отношении классы городского общества были тогда еще далеки друг от друга, что екатерининский город на деле не стал всесословным обществом, а остался таким же торгово-промышленным сословным посадом, каким был прежде.
Вслед за дворянством и городским состоянием предстояло устроить и крестьянство. По Учреждению 1775г. свободное сельское селение получило свой сословный Суд в нижней уездной и верхней расправе и некоторое участие в общем губернской управлении совместно с двумя другими сословиями. Учреждение о губерниях соединило в ведомстве расправ и казенных плат однодворцев и крестьян государственных, дворцовых, экономических, отобранных у Церкви в 1764 г. При Екатерине II и двух ее преемниках были принимаемы местные или частичные меры для устройства управления и быта этих крестьян.
В период ее царствования усилилось угнетение крестьян, произошла крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева (1773-1776), выдававшего себя за мужа Екатерины II -Петра III. Восстание Пугачева показало, какие разрушительные процессы могут возникнуть в обществе, если "почва" (общинная демократия, коллективизм) выйдет из под контроля. "Почва" рождала бунты, мощные, разрушительные, грозящие развалом государства.
Екатерине II принадлежит заслуга гласного возбуждения вопроса о крепостном праве, который обсуждался в созванной ею Комиссии для составления проекта нового уложения. Но Екатерина ничего не сделала, чтобы облегчить разрешение этого трудного вопроса. Трудность его заключалась в том, что законодательство принимало крепостное право, как оно складывалось практикой жизни. Слабо его регулируя, не выясняя отчетливо его юридического существа и состава.
Для разработки нового свода
законов - уложения - была собрана специальная
комиссия из 564 представителей разных
вер, племен и наречий. В.О. Ключевский
назвал ее "всероссийской
"Наказ" Екатерины
II произвел ошеломляющее
Работа Комиссии по созданию нового Уложения многому научила Екатерину. Она увидела, что реформы в России нельзя провести путем принятия хороших законов, всё гораздо сложнее. Она поняла, что переделка России ей не под силу, поэтому сократила программу реформ. "Чтобы я не делала для России, это будет только капля в море", - писала она. Императрица осознала особенности страны, трудности ее реформирования. На этом этапе общество действительно просветилось политически, выяснилось соотношение сил, но крупных преобразований не произошло.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого правила.
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.
Из отдельных мероприятий
просвещенного правительства
Екатерина II в своем Наказе первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении воспитательных заведений. В то время как с эпохи Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей службы и жизни.
"Один только украшенный
или просвещенный науками
Эта новая порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами явились: воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1767), закрытые институты отдельно для дворянок и для горожанок (с 1764) и кадетские корпуса.
Кроме заведений воспитательных Екатерина заботилась также и о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были явиться Малые народные училища, в каждом губернском городе - Главные народные училища, наконец, в Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове предполагалось учредить университеты. Хотя этот план по недостатку средств и не осуществился вполне, однако для народного образования при Екатерине сделано было очень много.
Заботы о народном здоровье
и гигиене вызвали при
Реформы Екатерины в области здравоохранения сталкивались с проблемами. Так как недоставало врачей, их выписывали из-за границы и заботились об образовании русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов.
Весь этот ряд забот об умственном и нравственном совершенствовании народа и его физическом здоровье сильно отражал на себе идеи века, усвоенные Екатериной.
Та же зависимость от западноевропейских идей сказалась и в отношении Екатерины к русской торговле и промышленности. Она стремилась покровительствовать им: дала в 1785 г. Жалованную грамоту городам, подтверждая ею права городского самоуправления; желала лучше организовать кредит и учредила Государственный заемный банк с большим капиталом; изыскивала средства увеличить вывоз.
Не бесследно прошло правление
Екатерины Великой и для
Таким образом, подчиняясь практической необходимости, Екатерина отступала иногда от своих теорий, но не оставляла их совсем, и если жизнь разбивала ее философские мечты и заставляла противоречить слову делом, то в других случаях мечты Екатерины действовали на русскую жизнь и влекли ее за собой.
Как исторический деятель, Екатерина
осталась верна тем началам русской
жизни, какие были завещаны ее времени
временами предыдущими; она продолжала
свою деятельность в том же направлении,
в каком работали ее предшественники,
хотя иногда и не сочувствовала им
и не желала действовать так, как
они. Сила событий и отношений
была сильнее ее личной силы и воли.
Однако не следует думать, что личность
Екатерины и ее личные взгляды
прошли бесследно в ее правительственной
деятельности. Они сказались, с одной
стороны, в общих приемах, просвещенных
и либеральных, всей государственной
деятельности Екатерины и во многих
отдельных ее мероприятиях; с другой
стороны, они отразились на самом
русском обществе и много содействовали
распространению образования
Информация о работе Правление Петра III и Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России