Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:54, доклад
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:
а) возникновение этносов (этногенез),
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,
Внутри довольно обширного
северного региона имеются лока
Для пищи англичан характерны мясные блюда с преобладанием говядины над свининой и жареной над вареной; такие блюда, как «ростбиф» и бифштекс», стали международными. В качестве гарнира используется вареный или жареный картофель, овощные салаты. Немало крупяных блюд, в том числе традиционная утренняя жидкая овсяная каша «порридж». Английским национальным блюдом считаются различные пудинги (мясные, крупяные и др.), а также яблочный пирог. В соседней Ирландии чуть ли не основной пищей, особенно у малообеспеченных слоев населения, остается картофель; бытуют примерно те же блюда, что и в Англии, включая утреннюю овсяную кашу; среди специфичных блюд выделяется суп из бараньей или телячьей требухи с овсяной мукой, луком и перцем.
Одежда народов Западной Европы по сравнению с пищей сохранила меньше этнических и локально-этнографических особенностей, что же касается зональных (культурно-экологических) особенностей, то они сводятся в основном к тому, что на севере, например у народов Скандинавии, бытует более теплая одежда, в частности куртки из толстого сукна и вязаные шерстяные свитеры, а на юге -более легкая одежда преимущественно из льняных, хлопчатобумажных и тонких шерстяных. Западная Европа ( Англия) стала родиной « европейского» костюма(рубашка, брюки,пиджак - у мужчин; юбка, кофта с рукавами, жакет - у женщин), который уже во второй половине XIX в. распространился среди городского населения, а затем и среди сельского, почти полностью вытеснив бытовавшие ранее комплексь градиционной одежды; во второй половине XX в. различные его варианты (например, с заменой пиджака курткой) получили распространение даже в странах с неевропейским по своему происхождению населением. Тем не менее во многих сельских местностях стран Западной Европы, в том числе и таких развитых, как например, Германия, еще продолжают бытовать элементы прежней этнографи чески дифференцированной одежды, а в городах во время проведения праздничных шествий, фольклорных ансамблей и массовых представлений можно увидеть на их участниках более или менее полные комплексы традиционной одежды.
3. Христианская религия
в своих начальных установках
отличалась большим аскетизмом;
она не только допускала, но
и приветствовала безбрачие
Влияние Реформации в этом отношении было противорчивым, так как в некоторых общинах кальвинистов (например, среди пуритан) проповедовались бытовой аскетизм и строгость нравов . Все же народы ( по крайней мере их часть) стали допускать гражданское оформление брака (в муниципалитетах, мэриях), разрешать разводы, более терпимо относиться к внебрачным отношениям. В католических же странах, за исключением Франции, где позиции церкви были сильно подорваны в ходе Французской революции, влияние церкви ощущается до сих пор; браки, как правило, заключаются в церкви, разводы очень затруднены и нередко заменяются получением церковного разрешения лишь на «разделение», т.е. раздельное проживание супругов (с возможностью вступления их в неоформленные брачные отношения).
Среди протестантов стали более активно распространяться контрацептивные средства и аборты, что в условиях, когда «ценность» детей стала соизмеряться с материальным благополучием и другими ценностями жизни, быстро привело к малодетности брачных пар; среди католиков планирование семьи более затруднено. Папа римский по-прежнему выступает против абортов и даже против контрацептивов. Поэтому при общем переходе к малодетности в католических семьях обычно больше детей, чем в протестантских. В последние десятилетия во многих странах Европы (Швеция, Германия и др.) число детей на брачную пару (особенно в городах) уменьшилось так, что не обеспечивает даже простого естественного воспроизводства населения.
Среди семейных обрядов наибольший народный колорит и социальную значимость имеет свадьба, в которой соединяются две различные фамилии и закладываются основы новой ячейки естественного и социально-культурного воспроизводства. У большинства народов сохраняется традиция заключать браки после окончания весенних и осенних полевых работ, до и после больших религиозных постов; среди немцев максимум браков приходится на ноябрь, второй максимум - на май; среди англичан и некоторых других народов май почему-то считается несчастливым месяцем для заключения браков, а наиболее счастливым - июнь.
Заключению браков у большинства народов Европы предшествует помолвка, или обручение, связывающая жениха и невесту почти столь же тесно, как и сама свадьба, и расторгаемая лишь в особых случаях и с большими трудностями. Обычай сватовства сохранился лишь у некоторых народов, но в последнее время он играет символическую роль и осуществляется лишь после того, как сами молодые договорятся о вступлении в брак. Период помолвки - это не только время для проверки брачных намерений, но и для своего рода общественного контроля за вступлением в брак; с этой целью принято вывешивать объявление о предстоящей свадьбе или объявлять несколько раз об этом на воскресных службах в церкви. Самый низкий законодательный возраст для вступления в брак в Испании (женщины - 12 лет, мужчины - 14 лет), в Италии (женщины - 14 лет, мужчины -16 лет); в других странах он несколько выше, но почти всюду до гражданского совершеннолетия (обычно - 21 год) молодые должны получить согласие на брак со стороны родителей или опекунов. В Испании, Португалии и Греции действительным признается только церковный брак; в Великобритании, Швеции, Норвегии и Дании юридически законными считаются как церковный, так и гражданский брак, в других странах (Италия, Франция, Германия и др.) обязателен гражданский брак, хотя и здесь после заключения брака в муниципалитете или ратуше молодые нередко отправляются в церковь.
Свадьбу у многих народов зарубежной Европы, особенно среди зажиточных групп, было принято проводить 2-3 дня, устраивая последнее застолье в доме невесты. В небольших сельских поселениях на свадьбу обычно приглашались не только родственники и друзья, но и все односельчане, которые делали подарки вещами и деньгами.. Свадебный дом у большинства народов было принято украшать живыми цветами и зеленью, если позволяло время года; в церковь или ратушу жених и невеста ехали в украшенной карете. Среди итальянцев и некоторых других народов до последнего времени сохранялся обычай, по которому парни взявшись за руки, преграждали новобрачным выход из церкви и пропускали их только за небольшой выкуп. Некоторым своеобразным внешним оформлением отличалась свадьба у англичан, считавших счастливыми цветами для свадебного костюма и убранства белый, синий, розовый, а несчастливым - зеленый; подчас даже к свадебному столу не подавали зелень. Родильные обряды у народов Западной и Юго-Восточной Европы, особенно после распространившегося обычая отправлять роженицу в больницу, почти сошли на нет, свелись к поздравлениям и подаркам.
Сохранились, однако,
некоторые обычаи, связанные с
крещением (имянаречением)
Несмотря на то обстоятельство,
что религиозность жителей
Новый год принято проводить в менее интимной обстановке, например в кафе, ресторане или просто на улице, устраивая шумные шествия; в Австрии, например, ряженые в масках, в конце шествия которых шли ряженые с метлами , выметавшими остатки старого года.
Важными весенними праздниками повсеместно являются Масленица и Пасха. В средиземноморских и соседних с ними странах, где зима проходит быстро, именно Масленица, проводимая после середины февраля, перед Великим постом, считается праздником наступления весны. Она сопровождается обильной пищей (в Австрии — «жирные» или «сумасшедшие» дни) и веселыми карнавалами, возникшими в далеком прошлом, вероятно, как народная реакция на христианскую аскезу.
Праздник Пасхи по сравнению с Масленицей обычно проводится внешне менее ярко, главным образом в семье и церкви. В Испании, Португалии и Италии принято устраивать церковные шествия, в которых разыгрываются сцены распятия и воскрешения Христа. В более северных странах больше всего веселятся в этот праздник дети, которые собирают крашеные яйца, спрятанные для них в разных местах родителями или даримые им соседями, приходящими родственниками и знакомыми.
Яркий летний праздник святого Иоанна (итальянский - святой Джованни, скандинавский - святой Ханс и т.п.), совпадающий со славянским Иваном Купалой (24 июня), в отличие от Масленицы наиболее популярен в северных странах -Скандинавии и Финляндии. Кроме названных праздников, имеются и другие, связанные с установленными христианским церковным календарем днями святых. Повсеместно принято отмечать День всех святых (1 ноября), считающийся днем поминовения усопших и погибших в войнах; в этот день посещают могилы родственников, а в крупных городах устраивают шествия к могиле Неизвестного солдата. Празднование дней отдельных святых имеет более или менее локальный характер. Так, ирландцы отмечают день св. Патрика, считая его покровителем всего острова; голландцы и датчане чтят его как покровителя моряков. В Бельгии и Нидерландах принято отмечать день св. Мартина (11 ноября), считающегося покровителем Галлии, а также, как и в ряде других стран, день св. Николая (6 декабря), устраивая шумные шествия с факелами.
Лекция 14. Славянские народы
Центральной и Юго- Восточной Европы.
План:
1. Центральные и юго-восточные области Западной Европы заселяют в основном народы славянской языковой группы. В этнологическом и исторической литературе их принято подразделять на западных и южных славян.
Отдельные группы западно-
и южнославянского населения
живут в России, на Украине, в Белоруссии,
Венгрии, Румынии, Австрии, Албании, Италии,
Греции, европейской части Турции
и других странах мира (в частности
в США, Канаде, Аргентине, Австралии ).
Третье по численности место среди индоевропейских языков Европы (после германских и романских) принадлежит славянским, представленным здесь двумя подгруппами: западной в Центральной Европе и южной - на Балканах. На западнославянских языках говорят поляки, чехи, словаки и лужичане. К южнославянской группе относятся языки болгар, сербов, хорватов, черногорцев, боснийцев, македонцев, словенцев.
В антропологическом отношении западные и южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или к большой европеоидной расе.
Поляки вместе с чехами,
словаками и лужичанами в целом
относятся к
На сегодняшнем уровне развития исторической науки и анализа разнообразных источников ранние следы славян можно проследить лишь с первых веков нашей эры, т.е. фактически с начала эпохи «великого переселения народов», когда славяне становятся известными античным и средневековым авторам.
Современные археологи
непосредственно со славянами
связывают археологическую