Предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе современной научной литературы определить предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России, раскрыть в полном объеме сущность абсолютизма в России.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих основных задач исследования:
- анализ понятия "абсолютизм";
- характеристика предпосылок образования абсолютизма в России;
- изучение становления абсолютной монархии в России;
- характеристика особенностей российского абсолютизма.

Содержание

Введение
1. Предпосылки образования абсолютной монархии в России.
2. Основные этапы формирования абсолютизма.
3. Особенности российского абсолютизма.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бахия Теона предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в россии.rtf

— 621.88 Кб (Скачать файл)

реформ государство  не  было  связано  ничем  и  могло  пользоваться  любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к  своему  идеалу государственного устройства - военному кораблю,  где  все  и  вся  подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль  из  болота  в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Отмечая особенности государственного строя России XVIII в., В.И.Ленин указывал, что он характеризуется отдельными периодами «просвещенного абсолютизма». Сущность политики просвещённого абсолютизма заключалась в том, что самодержцы, чтобы удержаться у власти, вынуждены были прибегать к лавированию и социальной демагогии с тем, чтобы сгладить остроту классовой борьбы в стране. С этой целью правительство поощряло развитие торговли и промышленности, ограничивало роль церкви, проводило секуляризацию монастырского имущества, осуществляло реформу в области образования, выдавая эти мероприятия за заботу «о пользе народной».

Как установили советские учёные Н.М.Дружинин и С.В.Юшков, политика просвещённого абсолютизма проводилась в отдельные годы царствовании Елизаветы Петровны и Екатерины II.     

Дворянство оставалось правящим сословием; неудобные и ограничительные для него положения петровского Указа о единонаследии достаточно скоро начинают корректироваться (в 1730 г. срок дворянской службы фиксируется в двадцать пять лет, начало службы сдвигается с пятнадцати на двадцать лет, один из братьев-помещиков вовсе освобождался от службы), а в 1762 г. по манифесту Петра III "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" вовсе отменяются. Заключительным актом правового и привилегированного оформления дворянского сословия стала Жалованная грамота дворянству (1785 г.), Важнейшим событием внутренней жизни страны стало Жалованная грамота дворянству, обнародованная в 1785 году, в которой официально признавалось, что дворянство есть особая привилегированная корпорация, которая сама определяет свой состав; дворянство есть звание потомственное и наследственное;  дворянин не платит никаких податей;  дворянин избавлен от телесных наказаний и т.д.

Одним из самых известных монархов, придерживающихся политики просвещённого абсолютизма, стала российская императрица Екатерина II (1762-1796гг.). Её правление принято считать эпохой российского просвещённого абсолютизма и Золотой эпохой дворянства. Воспитанная на идеях французских просветителей, она считала государство целостным, обладающим собственными интересами организмом, где властвуют рационально устроенные законы, а подданные трудятся на общее благо. Однако что в практической деятельности Екатерина II далеко отступала от своих высоких идеалов. Она знала, что обязана своей властью русскому дворянству и понимала, что лучший способ завоевать его любовь - это раздавать поместья, деньги и привилегии.

В течение нескольких лет, с 1782 по 1786 гг. в России была создана сеть учебных заведений, среди которых выделялись 25 народных училищ, превращенных позже в гимназии. К их открытию в столице по повелению Екатерины II были подготовлены учителя и напечатаны учебники. Впервые была введена система классов и уроков, существующая и поныне. Так было положено начало российской системе классического образования. Были открыты институты для благородных девиц. В январе 1783 году была создана Российская академия наук для содействия изучению русского языка и истории.

В целом, последние годы правления Екатерины мало походили на расцвет ее царствования. Напуганная французской революцией, Екатерина перешла к репрессивной политике. Своим правлением Екатерина II хотела показать себя просвещенной государыней, заботящейся о своих подданных. В сущности, всё правление Екатерины II стало правлением исключительно во благо дворянства, поскольку его считали опорой самодержавной монархии. Дени Дидро, всё-таки приехавший в Петербург и проживший там пять месяцев,  понял, что слова о народном благе, столько раз написанные и произнесённые Екатериной II, остаются только словами.

Таким образом, правление Екатерины II были также  направлено  на  создание  мощного абсолютистского  государства.  Политика,   проводимая   ею,   была   названа "политикой просвещенного абсолютизма», так как, с   одной   стороны,   Екатерина   провозглашала   передовые   истины просветительской  философии  (особенно  в  главах   о   судопроизводстве   и экономике),   с   другой   -   подтверждала    незыблемость    самодержавно-крепостнического строя. Укрепляя  абсолютизм,  она  сохраняла  самодержавие, внося  лишь  коррективы  (большую  свободу  хозяйственной  жизни,  некоторые основы  буржуазного  правопорядка,  мысль  о   необходимости   просвещения), которые способствовали развитию капиталистического уклада.

Третий этап - абсолютная монархия первой половины XIX в. (до реформы 1861 г.).

В развитии Российского государства в качестве самостоятельного выделяется период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица - императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирован чётко и безапелляционно: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением, вместе с тем появляется новая идея - идея законности власти монарха.16

В изданном 12 марта 1801 года манифесте Александр Первый, в противоположность Павлу I, объявил, что он будет управлять страной "по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой". Его правление началось с отмены Жалованных грамот дворянству и городам, восстановлением дворянских выборных органов, освобождением дворян от телесных наказаний, возвратом уволенных из армии и опальных, возвращением из ссылки до 12 тысяч репрессированных чиновников и военных, уничтожением Тайной экспедиции и восстановлением союза с Англией. Безусловно, это были не реформы, а отмена наиболее тиранических распоряжений императора Павла I, однако влияние этих мер Александра I на умы было исключительно велико и породило надежды на дальнейшие перемены. Александр I не мог не считаться с новым "духом времени" - в первую очередь с влиянием французской революции на умы. В новых условиях он стремился, не меняя основного направления крепостнической политики и укрепления абсолютизма, найти такие способы решения назревших политических проблем, которые бы соответствовали духу времени - в этом и заключалась суть "заигрывания с либерализмом", как определял эту стороны политики Александра I В.И.Ленин. Для проведения этого курса Александр I приблизил к себе П.А.Строганова, В.П.Кочубея, А.А.Чарторыйского и Н.Н.Новосильцева, которые составили летом 1801 года Негласный комитет. Члены Негласного комитета, хотя и понимали необходимость преобразований, строили планы реформ государственного аппарата, говорили о необходимости издания Жалованной грамоты народу, однако исходили из незыблемости основ абсолютизма и крепостничества. 20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, который предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землёй целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиками. Однако практические результаты этого указа были ничтожны: за 1801-1825 гг. было заключено 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тыс. крестьянских душ (менее 0,5% ), всего же за время действия указа до 1858 г. - 152 тыс. душ (около 1,5%). В целом это были уступки буржуазному развитию страны, не посягавшие на права и привилегии помещиков. Были внесены изменения в статус Святейшего синода, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены. Это усиливало контроль светской власти над церковью, ещё более поднимало роль бюрократии в управлении церковными делами.

 В первые годы царствования был проведён ряд преобразований в сфере высшего управления. В 1801 г. был образован Непременный (постоянный) совет в качестве совещательного  органа при императоре, состав которого назначался самим Александром I из числа высших чиновников. Сенат был восстановлен в своих прерогативах высшего судебно-административного органа и "хранителя законов". Однако изданный в 1802 г. указ о правах Сената, который объявлял Сенат верховным органом в империи, сосредотачивавшим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть, фактически был фиктивным, так как первая же попытка Сената возразить против указа вызвала резкое недовольство Александра I, и Сенату было разъяснено, что он может делать представления только по поводу ранее изданных указов, а не настоящих и будущих - таким образом, роль Сената практически сводилась к нулю.

В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа: старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной  II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам абсолютистской монархии в управлении страной.

В конце 1808 г. Александр поручил М.М.Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. Уже в октябре 1809 г. проект под названием "Введению к уложению государственных законов" был представлен царю. Александр I признал проект М.М.Сперанского "удовлетворительным и полезным", однако он встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, поэтому проект Сперанского не был реализован. Единственным мероприятием, связанным с планом М.М.Сперанского, явилось учреждение 1 января 1810 г. Государственного совета, состоявшего из Общего собрания и четырёх департаментов. Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным». Однако из-за оппозиционных настроений дворянства, не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г. деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г . права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

Годы царствования императора Николая I (1825-1855) справедливо расцениваются как "апогей самодержавия". Правление Николая как заметил А. И. Герцен, «торжественно открылось виселицами». Он всячески подавлял малейшие проявления свободомыслия и вольнодумства. «Россия на пороге революции, но клянусь, она не проникнет в неё пока во мне остаётся дыхание жизни…» - эти слова вместили в себя всю программу его царствования. Оно характеризуется непрерывной и ожесточённой борьбой с революционным движением в России и в Западной Европе, усмирениями народных возмущений, гонениями на всё передовое и прогрессивное в стране. Именно о Николае I - "Николае Палкине" - В.И.Ленин писал, что он показал "русскому народу максимум возможного и невозможного по части такого, палаческого, способа" управления государством.

Однако он не мог не учитывать уроков 14 декабря, не задумываться над причинами, породившими декабризм, царь понимал необходимость проведения если не реформ, то серии мер, которые, не меняя всей системы, предотвратили бы возможность нового революционного потрясения, помогли бы укрепить пошатнувшиеся устои самодержавия. Отсюда мы видим двойственность и противоречивость в политике Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости пойти на некоторые  уступки "духу времени".

Одной их первоочерёдных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата. При Николае I создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. В практике управления им последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения ("мне не нужно умных, мне нужны послушные и верноподданные"). Вместе с тем Николай I ставил задачей сосредоточить в своих руках решение как общих, так и частных дел, минуя соответствующие министерства и ведомства; для решения того или иного важного вопроса учреждались многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся в непосредственном ведении императора и часто подменявшие министерства. Сенат и Государственный Совет при  Николае I фактически превратились в "дополнение" к разросшейся бюрократической машине: компетенция этих высших органов власти была существенно ограничена. Таким образом, по определению В.И.Ленина, Россия при  Николае I фактически превратилась в "крепостнически-бюрократическое государство".

Информация о работе Предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России