Присоединение Крыма к России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является исследование внешнеполитических обстоятельства аннексии и дальнейшего вхождения Крыма в Россию, проблем колонизации Крыма и т.д..
Согласно поставленной цели был определен ряд заданий:
изучение социально-политического и экономического положения Крымского ханства в XVIII веке;
военный аспект взаимоотношений Российской и Османской империй во второй половине XVIII века.
освещение аспектов вхождения Крыма в состав империи;
рассмотрение особенностей мер стабилизации социально – политической обстановки в Крыму;
изучение изменений в социально-правовом положении крымских татар после аннексии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Крымское ханство в XVIII веке; внутренняя и внешняя политика …………………………………………………………… 5
Социально-политическая структура и экономическое положение Крымского ханства…………………………………………………. 5
Статус Крыма в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. ………….. 10
Политические обстоятельства присоединения Крыма к Российской империи……………………………………………… 16
Интеграция Крыма в общеимперское пространство после его присоединения к Российской империи……………………………21
Присоединение и колонизация Крыма конца ХVІІІ века: украинский аспект………………………………………………….. 21
Стабилизационные мероприятия российской администрации (1783 - середина 1784 гг.)…………………………………………... 29
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………………… 40

Вложенные файлы: 1 файл

Присоеднения Крыма к Российской империи.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….

3

    1. Крымское ханство в XVIII веке; внутренняя и внешняя                                             политика ……………………………………………………………

 

5

    1. Социально-политическая структура и экономическое положение  Крымского ханства………………………………………………….

 

5

    1. Статус Крыма в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. …………..

10

    1. Политические обстоятельства присоединения Крыма к Российской империи………………………………………………

 

16

    1. Интеграция Крыма в общеимперское пространство после его присоединения к Российской империи……………………………     

 

21

    1. Присоединение и колонизация Крыма конца ХVІІІ века: украинский аспект…………………………………………………..

 

21

    1. Стабилизационные мероприятия российской администрации (1783 - середина 1784 гг.)…………………………………………...

 

29

Заключение…………………………………………………………………….

39

Список использованной литературы…………………………………………

40


 

 

 

Введение

 

 

Крым как географическая территория, перекресток исторических, политических и социокультурных влияний, ареал межцивилизационного симбиоза и геополитическая реальность всегда привлекал внимание исследователей. Особенно актуально эта проблема проявляется в эпоху модерна, учитывая буферный статус Крыма во взаимоотношениях Российской и Османской империи, для которых он прежде всего был стратегическим объектом. Знаковым событием в этом противостоянии стала аннексия Крымского ханства Российской империей в 1783 г., которая положила начало кардинально новому этапу развития всего черноморского региона.

Проблема вхождения Крымского  полуострова в состав России не новая  в историографии. Отдельные ее аспекты освещены в исследованиях русских историков XIX начала XX века: А.А. Скальковского, М.П. Григорьевича,     Е.Л. Маркова, Ф.Ф. Лашкова, советских ученых С.А. Бахрушина,                  П.В Никольского, Б.М. Вольфсона, А.И.  Мариевича, Е.И. Дружининой, а также в трудах современных исследователей В.Э. Возгрина, О.А. Елисеевой, В.И. Сергейчука, Е.А. Шляпниковой.

Целью написания данной работы является исследование внешнеполитических обстоятельства аннексии и дальнейшего вхождения Крыма в Россию, проблем колонизации Крыма и т.д..

Объект исследования – вхождение  Крыма в состав Российской империи. Предметом исследования являются особенности процесса интеграции Крыма в Россию.

Согласно поставленной цели был  определен ряд заданий:

  • изучение социально-политического и экономического положения Крымского ханства в XVIII веке;
  • военный аспект взаимоотношений Российской и Османской империй во второй половине XVIII века.
  • освещение аспектов вхождения Крыма в состав империи;
  • рассмотрение особенностей мер стабилизации социально – политической обстановки в Крыму;
  • изучение изменений в социально-правовом положении крымских татар после аннексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Крымское ханство в XVIII веке; внутренняя и внешняя                                             политика

 

    1. Социально-политическая структура и экономическое положение  Крымского ханства

 

Крымское ханство – государство крымско-татарского народа, которое существовало в течение 1449-1783 гг. на землях Крымского полуострова, в низовьях Днепра, Приазовья и Таманском полуострове.

Пребывание Крымского полуострова (Крымского улуса) в составе Золотой  Орды на особенном положении с  первых годов ее существования во многом определило его будущее. Выгодное расположение полуострова, возможность  быть экономически самостоятельным послужили в дальнейшем важным фактором образования политической самостоятельности, государственности. Этому способствовало и наличие собственного государственного аппарата. Сначала право на обладание улусом выдавалось ханом Золотой Орды, но впоследствии его могли получить только чингизиды по рождению. Все население улуса, как и армия, разделялось на десятки, сотни, тысячи, тьму. Улусом руководил наследственный чингизид, которому подчинялись более мелкие феодалы, которые впоследствии образовали на территории свои бейлики (административно-территориальные единицы), которые принадлежали большим родам (Ширин, Барин, Кипчак, Мансур, Седжует, Яшлав). Именно указанное распределение Крымского улуса на бейлики в последующем отразилось на форме государственного строя Крымского ханства, а активная деятельность беев привела к ограничению власти Крымского хана [1, c.289].

О формировании в Крымском улусе  с момента образования элементов  государственности свидетельствует  наличие разветвленного государственного аппарата, как военного, так и гражданского. Глава Крымского улуса, как и хан Золотой Орды, имел своих министров, секретарей, казначеев, судей. Данный аппарат содержался за счет налогов, податей и дани, собранных с жителей полуострова. Крымский наместник собирал не только общегосударственные налоги, подати и сборы, но и местные. Чеканка собственных монет, практически с самых первых десятилетий улуса способствовали в дальнейшем построению государства.

Наличие таких признаков, как территория, население, военная сила, аппарат управления, аппарат принуждения, финансовая и налоговая системы и другие, дают основания для утверждения, что в течение XV - XVIII веков крымско-татарский народ имел свою государственность. Вопрос о территориальных границах ханства в науке является сложным и противоречивым, потому что границы не были стабильными и одинаковыми в разные исторические периоды. С начала образования ханства во владычество Крымского хана входили земли, как самого полуострова, так и земли Северного Причерноморья, Приазовья и Кубани. Генуэзские колонии (южное побережье полуострова) не входили в состав ханства, хотя и платили ему дань, а с 1475 года стали территорией империи Османа.

Население Крымского ханства было представлено разными этносами и разными религиями, но большинство его составляли крымские татары. Языком межэтнического общения был крымско-татарский. Татарский образ жизни имел влияние на быт, одежду, посуду проживающих здесь других народностей, но ни ханы, ни беи, ни духовенство не прибегали к любым насильственным средствам насаждения мусульманства. Хотя Крымское ханство по историческому типу государственности было феодальным, здесь не было закреплено крепостное право, как в соседних государствах. Подданные хана, бея должны были отработать на хозяина около восьми дней за год, вне этого времени они занимались своими делами. Имея собственные мастерские, лавки, фабрики, они платили установленные государством налоги и сборы. Представители некоторых народностей пользовались налоговыми льготами, право на них передавалось по наследству. Невзирая на этническую пестроту населения, лояльные методы управления относительно не мусульман дали возможность избегать религиозных и межэтнических конфликтов.

Деятельность населения отличались в зависимости от естественных условий Крымского полуострова. Татары южного берега Крыма прослыли садоводством и виноградарством. В конце XVIII ст. здесь выращивали 56 сортов винограда. Занимались также рыболовством и животноводством, садоводством, огородничеством и выращиванием табака. Население степного Крыма, которое со второй половины XVI в. перешло к оседлой жизни, занималось земледелием и обеспечивало зерном весь Крым. Важной отраслью хозяйства здесь также оставалось разведение коней и овец. С XVI в., когда кочевники-татары стали переходить к оседлой жизни, на полуострове быстро начали расти города. Наибольшим был Бахчисарай – столица ханства. Города были центрами ремесла и торговли. Основные товары – пшеница, вино, продукты животноводства, ремесленные изделия. Торговали также живым товаром – рабами.

Армия крымского хана была одной из наиболее боеспособных, славилась сильной конницей. Сила крымско-ханской армии обусловливалась психофизическими способностями воинов. Ханы не имели регулярной армии, попытки ее создать начал последний крымский хан Шагин Гирей. Армия хана была достаточно многочисленной – 80 тысяч воинов, в случае необходимости хан мог привлечь до 150 тысяч. Сам хан, его Калга, Нуреддин, беи, ногайские сераскеры (каждый из них) имели собственное войско. К военным походам хан привлекал черкесов, казацкое войско из Украины, военные формирования Речи Посполитой.

Все население ханства облагалось разными видами налогов, поборов, которые определялись ханом, он же предоставлял льготы относительно количества налогов. Единственная разница заключалась в том, что группы налогов в Крымском ханстве были дифференцированы по религиозному признаку: одна группа налогов (шариатские) собиралась с мусульман, вторая группа – с не мусульман [2, c.277].

Существенным аргументом в пользу существования самостоятельной крымско-татарской государственности служит наличие собственной национальной валюты как атрибута государства, показателя ее суверенности. На монетах была изображена тамга Гиреев (трезубец), имя хана, город и год чеканки. За весь период существования Крымского ханства на ханских монетах не изображалась государственная символика империи Османа. В то же время на монетах вассальной от ханства Генуэзской колонии на лицевой стороне печатался герб Генуи, а на оборотной - тамга и полумесяц (государственные символы Крымского ханства).

Форму правления феодального Крымского  ханства можно определить, как сословно-представительскую, ограниченную, монархию, невзирая на то, что в период средневековья большинство государств, особенно мусульманских, были абсолютными монархиями. Власть крымского хана ограничивали: Диван; муфтий, который был своеобразным контрольно-наблюдательным органом Крымского ханства; знатные и могучие беи. От харизмы хана и его умений варьировать между этими органами власти, его авторитета и силы, определялась и политическая судьба главы Крымского ханства. Достаточно было членам Дивана не появиться на заседание, и решение хана не утверждалось. С целью противовеса усилению власти Дивана и муфтия, ханом был созданный институт визиря (исполнитель ханских решений, член Дивана, своеобразный министр внутренних и иностранных дел), а также сформирована собственная военная гвардия (капи-кулу), которая охраняла лицо хана [7, c.82].

Относительно государственного строя  Крымского ханства, то он близок к децентрализованному унитарному государству. Его территория была разделена на бейлики (административно-территориальные округа). Во главе бейлика стоял самый старший представитель бейского рода (аристократии), который по образцу ханского двора создавал орган власти Диван, где принимались важные решения относительно жизни бейлика; назначал Калгу, бейлика, Нуреддина, муфтия; осуществлял правосудие в его пределах. Кроме того, в каждом бейлике имелись собственные военные формирования, которые подчинялись хану как верховному главнокомандующему. Наиболее влиятельные беи имели право от имени хана вступать в отношения с соседними государствами.

Полномочия хана были достаточно широкими: он составлял международные договоры, объявлял состояние войны и мира, оказывал военную помощь соседним государствам, решал вопрос о территориальных границах государства. Нормотворческие функции хана заключались в том, что он выдавал ярлыки, регулируя вопрос вращения национальной валюты, налогообложения, земельных ресурсов; сообщал военную мобилизацию как верховный главнокомандующий. Крымскому хану принадлежали также и судебные полномочия: он назначал кадиев (судей); имел право помилования; присуждал к казни, но только по решению Дивана. Учредительная функция хана как главы государства заключалась в том, что он имел право назначения и снятия с должности высших должностных лиц (калгу, нуреддина, сераскиров, визира, муфтия, казначея и другого).

Ханом мог быть только представитель  ханского рода Гиреев – чингизид. Власть передавалась в наследство старшему сыну, в соответствии с чингизидского торе. В то же время с начала XVI века в подражание ханскому престолу стала вмешиваться империя Османа, назначая и снимая с должности хана; причины такого вмешательства заключались в том, что в первой половине XVI столетия империя Османа завоевала Мекку, а султан Турции отвез халифа и получил "ключи от Каабы и плащ пророка" и вследствие этого стал восприниматься в мусульманском мире как наместник Пророка на земле. Наивысшее религиозное признание турецкого султана открыло ему возможность влиять на выбор кандидатуры Крымского хана. Это влияние не распространялось на политико-организационную деятельность хана в середине ханства и вне его пределов.

 

 

    1. Статус Крыма в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

 

В сентябре 1764 года польский сейм выбрал королем российского кандидата Станислава Понятовского. 31 марта 1765 года между Россией и Польшей был заключен военный союз. В феврале 1768 года по решению польского сейма православные и католики были уравнены во всех правах. Польские националисты не желавшие этого, создали в Подолии так называемую Барскую конфедерацию и подняли восстание. Разбитые в самой Польше отряды барских конфедератов отступили на юг, к турецким владениям и попросили помощи у Турции.

25 сентября 1768 года турецкий великий визирь потребовал от русского посла Обрезкова отмены постановлений польского сейма о равноправии и вывода русских войск из Польши. Посол этого обещать не мог, был арестован и тем самым Турция объявила войну Российской империи.

27 января 1769 года семидесятитысячное  татарское войско Крым Гирея  перешло русскую границу. Крымские  татары сумели дойти только  до Елисаветграда (нынешнего Днепропетровска)  и Бахмута, где были остановлены  и отброшены полками Румянцева.  Захватив две тысячи пленных, татары ушли за Днестр, в Каушаны, где была устроена ханская ставка. Этот набег был последним в русской истории. 5 февраля 1769 года Румянцев доложил Екатерине II об отражении татарского нападения.

Информация о работе Присоединение Крыма к России