Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 08:30, контрольная работа
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.
Введение
1. Консолидация и укрепление позиций дворянства
2. Снижение статуса духовенства
3. Положение мещанства и крестьянства
4. Казачество
5. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года
Заключение
Список источников и использованной литературы
«Просвещенный абсолютизм» в России: изменения в государственном и общественном строе (вторая половина XVIII в.).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Консолидация и укрепление позиций дворянства
2. Снижение статуса духовенства
3. Положение мещанства и крестьянства
4. Казачество
5. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года
Заключение
Список источников и использованной литературы
Введение
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство. Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов», говорят, было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей.
В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.
1. Консолидация и укрепление позиций дворянства
Одним из наиболее важных правоустанавливающих документов, консолидирующих позиции дворянства во второй половине XVIII века, стал Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения».
Система сословных учреждений согласно Манифесту 7 ноября 1775 года была следующей.
В губернском городе имелись:
1) Совестный суд – для
полюбовного решения тяжб и
для суда над невменяемыми
преступниками и
2) Приказ общественного
призрения – для устройства
школ, богаделен, приютов и т. п. В
обоих этих местах
В каждом уездном городе находились:
1) Нижний земский суд -
ведавший уездную полицию и
администрацию, состоявший из исправника
(капитана-исправника) и заседателей;
и тот, и другие избирались
из дворян уезда. Исправник считался
начальником уезда и был
2) Уездный суд - для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.
3) Городской магистрат - судебное
место для горожан, подчиненное
губернскому магистрату (городская
полиция была вверена
4) Нижняя расправа - суд
для государственных крестьян, подчиненный
верхней расправе. Все эти учреждения
по своему составу были
Кроме перечисленных учреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском суде), а для призрения вдов и сирот горожан - сиротский суд (при каждом городовом магистрате). И в том, и в другом учреждении членами были сословные представители. В Дворянской Опеке председательствовал предводитель дворянства (они стали существовать со времени Екатерининской комиссии), а в сиротском суде - городской голова. Такова была система местных учреждений Екатерины II.1
Таким образом, вместо довольно простых форм прежнего времени теперь раскинута в каждой губернии целая сеть учреждений с многочисленным составом, и эта многочисленная администрация сосредоточена в меньших административных округах.
Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. В губерниях утвердился обычай, что все кадровые назначения в губернской администрации совершались с согласия губернского предводителя дворянства (институт введен еще в 1767 г.). Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд).2
По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.
Во дворянстве постепенно развивалось чувство дворянской чести и принадлежности к благородному сословию, которое во всем отличается от других классов населения. Даже русские просветители и писатели XVIII в. считали необходимым противопоставлять народ дворянству, полагая, что дворянская мораль должна отличаться от морали крестьянской, что дворянин во всех отношениях должен стоять выше, чем простолюдин. И действительно в течение XVIII в. дворянство шаг за шагом отрывалось народа, чему в большей степени способствовало и правительство. Дворяне стали отличаться именем и фамилией, языком и образованием, манерами и одеждой, западноевропейской ориентацией и менталитетом.
Образование и развитие дворянства также приобрело сословный характер, и дворяне старались дать образование своим детям в закрытых учебных заведениях, предназначенных специально для благородного сословия.
Таким образом, с 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В «Учреждениях для управления губерний», однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние на местное управление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий.
2. Снижение статуса духовенства
Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ крестьян, секуляризованных государством.
Отношение самодержавной власти к церкви было двойственным. С одной стороны, церковь, осуществляя идеологическую функцию, внедряла в массы идею, что всякая власть и царская в особенности от Бога и повиновение ей является божественной заповедью. А потому и власть поддерживала и защищала церковь, а господствовавшая православная религия имела статус государственной религии. Но с другой стороны, абсолютизм не мог терпеть даже тени какой-либо власти, независимой от самодержавного монарха. Тем более что подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император.
Секуляризация церковных имуществ, начатая при Петре I, была завершена Екатериной II Указом 1764 г. Церковь окончательно превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
В процессе секуляризации были ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило численность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был весьма затруднен. Дети духовенства исключались из духовного сословия лишь в том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телесных наказаний.3
Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден муфтиат.
Глава всех мусульман Российской империи - муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.
Осуществив секуляризацию, самодержавие превратило духовенство в своеобразных чиновников по духовному ведомству. Внешним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновников орденами за усердную многолетнюю службу.
3. Положение мещанства и крестьянства
Характеризуя историю формирования мещанства, можно отметить, что первоначально мещанами назывались жители городов Южной и Западной Руси, которые находились на территории Речи Посполитой (главным образом это были ремесленники, мелкие домовладельцы и торговцы). В XVII веке мещанами называлось население Мещанской слободы (то есть квалифицированные мастера, торговцы и «целовальники» при Посольском дворе), образованной в 1671-1672 близ Москвы выходцами из Польши, находившимися на службе у Посольского приказа.
В XVIII веке наименование «мещане» распространено на все посадское население российских городов. В таком значении термин мещане употреблен в «Проекте законов о правах среднего рода городских жителей», составленном в ходе работы Уложенной комиссии 1767 - 1769.
В Манифесте от 17 марта 1775 года «По случаю заключения мира с Портою Оттоманской» мещане выделены как податная категория городских жителей с капиталом менее 500 рублей, обязанных платить подушную подать, отбывать рекрутскую и другие натуральные и денежные повинности, мещане с капиталом свыше 500 рублей могли перейти в купечество с уплатой гильдейского сбора.
Проведенная в 1775 году податная реформа изменила положение. По реформе граждане разделялись на привилегированных купцов трех гильдий и непривилегированных мещан. Гильдейское купечество получило освобождение от уплаты подушной подати, право откупаться от рекрутской повинности денежным взносом, а чуть позже, в 1785 году, купцы первых двух гильдий были избавлены также от телесных наказаний и приобрели право ездить в карете парою. Мещане остались на положении прежних посадских. Поэтому с указанного времени можно считать, что различия между купечеством и мещанством приобрели социальный характер, перемещения из купечества в мещанства и наоборот стали относиться к вертикальной мобильности. Следует отметить, что непреодолимого барьера между отдельными группами граждан не возникло. Заплатив известную сумму, мещанин или цеховой мог стать купцом любой гильдии, а разорившийся купец, который не в состоянии уплачивать гильдейский сбор с капитала, автоматически переходили в мещанство.
Другая «категория», подвергающаяся постоянному изменению в собственном общественном положении - крестьянство, которое в России составляло свыше 90 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.