Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 08:30, контрольная работа
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.
Введение
1. Консолидация и укрепление позиций дворянства
2. Снижение статуса духовенства
3. Положение мещанства и крестьянства
4. Казачество
5. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года
Заключение
Список источников и использованной литературы
Государственное крестьянство составляло в начале XVIII в. около 20% всех крестьян, но к концу века его доля увеличилась до 40% за счет присоединения огромных новых территорий Правобережья Украины, Белоруссии, Прибалтики, освоения Поволжья, Сибири, Юга России.
При подворном налоговом обложении практиковалось объединение дворов. Во двор более или менее зажиточного крестьянина подселяли бедные крестьянские семьи (подсуседники, захребетники) или одиноких крестьян (бобылей), чтобы не платить налог с их дворов. При подушной подати исчезал стимул к такому объединению дворовскими дворами помещикам, особенно придворным и фаворитам.
В государственные крестьяне были записаны как прежние черносошные, так и жившие по границам мелкие служилые люди, пушкари, стрельцы, однодворцы. С правовым статусом государственных крестьян сблизился статус дворцовых, т.е. принадлежавших дворцовому ведомству или лично царской семье). Правовое положение государственных крестьян было лучше остальных категорий. Они платили подушную подать и феодальную ренту государству, в среднем равную оброку помещичьего крестьянина, но они жили общинами, подчинялись государственной администрации и подлежали телесным наказаниям. Администрация, как правило, не вмешивалась в их личные дела, не распоряжалась брачной судьбой. Они могли заключать самостоятельно гражданско-правовые сделки, обладали правом собственности на свое имущество.
Иное положение было у частновладельческих крестьян, которые составляли большинство (от 70 % в начале века до 55 % в его конце) от общей массы крестьян. Формально они были прикреплены к земле, но фактически помещики могли их продать и без земли. В 1767 г. последовало официальное разрешение на продажу крестьян без земли и даже с разлучением семей. Их имущество считалось принадлежащим помещику. Гражданско-правовые сделки эти крестьяне могли совершать тоже только с разрешения помещика. Они подлежали вотчинной юстиции помещика и телесным наказаниям, которые зависели от воли помещика и законом не ограничивались. С 1760 г. помещики могли своим распоряжением отправлять своих крестьян на вечное поселение в Сибирь. Причем получали при этом рекрутские квитанции, т.е. сосланных засчитывали за рекрутов, сданных в армию, и плюс к тому получали денежную компенсацию. С 1765 г. помещики таким же распоряжением могли отправлять крестьян на каторжные работы. Указ 1767 г. запретил крестьянам подачу жалоб на помещиков. Жалобы теперь наказывались плетьми и отправкой на каторгу. Крестьяне платили подушную подать, несли государственные повинности и феодальную поземельную ренту помещикам в форме отработки или оброка, натурального или денежного. Так как хозяйство было экстенсивным, то возможность роста доходов помещики видели только в увеличении барщины или оброка. Барщина к концу века стала доходить до 5-6 дней в неделю. Иногда помещики вообще устанавливали семидневную барщину с выдачей месячного продовольственного пайка (“месячины”). И это уже вело к ликвидации крестьянского хозяйства и деградации феодализма к рабовладению, ведь увеличение оброка не могло быть больше, чем могла дать доход переданная в надел крестьянину земля…
Следующая категория: посессионные крестьяне. Отсутствие рынка свободной рабочей силы вынудило правительство обеспечивать промышленность рабочей силой путем прикрепления целых деревень (крестьянских общин) к заводам. Барщину они отрабатывали в течение нескольких месяцев в году на заводах, т.е. отбывали “сессию”. Отсюда и название - посессионные. Их насчитывалось от 60 тыс. в 60-е годы до 100 тыс. приписных ревизских мужских душ в 80-е годы XVIII века.
Закрепощение крестьян затрудняло развитие промышленности, т.к. лишало ее свободных рабочих рук, нищее крестьянство не имело средств на покупку промышленных изделий. Иными словами, сохранение и углубление феодально-крепостнических отношений не создавало рынка сбыта для промышленности, что в совокупности с отсутствием рынка свободной рабочей силы являлось серьезнейшим тормозом в развитии экономики и обуславливало кризис феодально-крепостнического строя.
А.Н. Сахаров утверждал, «что усиление режима крепостничества произошло отнюдь не в силу кровожадности помещиков-крепостников или безропотной пассивности крестьянства, а благодаря, прежде всего, объективным причинам, главной из которой стало бедственное положение громадной массы крестьянских хозяйств. Природные условия при том уровне земледелия делали труд крестьян, в основном, убыточным».4 В сельском хозяйстве всё ясней проявлялась несостоятельность крепостного труда, рутина и застой в технике и системе земледелия, тормозящие его развитие. Поэтому ещё ожесточённее становилась эксплуатация крестьян, за счёт которой можно было добиться повышения продуктивности и увеличение прибыли хозяйства.
Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.
Таким образом, крестьяне в наименьшей степени соответствовали понятию сословия - они имели мало прав и совсем не располагали привилегиями. Однако, поскольку они все же обладали важными признаками сословия (наследственность социального статуса, корпоративная организация в форме мира, или общины, специфический менталитет, внешние признаки сословия), их можно считать если не сословием, то во всяком случае полусословием или квазисословием.
4. Казачество
К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир.
Его общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по размерам, значительно превышавшим размеры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу на особых условиях. Права, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде случаев приближались к правам дворян.
Особо важным историческим моментом XVIII века в формировании казачества как части государственного сословия стало восстание под предводительством Е.И. Пугачева, выдававшего себя за чудом спасшегося императора Петра III.
В итоге, разбитый Пугачев бежал за Волгу, но был схвачен верхушкой яицких казаков из числа своих недавних сподвижников и выдан царскому правительству. В Москве он был казнен. Правительство жестоко расправилось с наиболее активными участниками восстания, а чтобы придать забвению память о восстании, начавшемся на Яике, указом от 15 января 1775 г. река Яик была переименована в Урал, а яицкое казачество - в уральское. После подавления Пугачевского движения правительство вынуждено было обратить внимание на еще один очаг неповиновения - Запорожскую Сечь. По мирному договору 1774 г. с Турцией к России отходили устья Днепра и Южного Буга. Земля запорожских казаков, таким образом, из пограничной территории, прикрывавшей южные рубежи от татарских набегов, превращалась в своеобразное «гнездо своеволия и дерзости» в глубине земель Российской империи.
Подавив очередное в связи с этим выступление части казачества, царское правительство, тем не менее, не помышляло о ликвидации казачества в целом, так как оно являлось мощным оружием в политике России на юге и востоке. Налицо была тенденция правительства сохранить казачество, но изменить существующие в казачьих войсках порядки и систему власти. Эта задача была возложена на известного политического и военного деятеля России времен царствования Екатерины II - Г.А. Потемкина, который был назначен начальником всей легкой кавалерии и иррегулярных войск. Основная масса российских казаков была сосредоточена на Дону. С Дона и началась преобразовательная деятельность Потемкина. 14 февраля 1775 г. он представил Екатерине II подробный доклад с предложениями о коренных реформах в Войске Донском. Атаманом по указу был назначен А.И. Иловайский, доказавший свою верность престолу участием в поимке Пугачева. Гражданское управление Войском было отделено от военного. Для ведения всех гражданских дел учреждалось Войсковое гражданское правительство. Правительство состояло из атамана и 6 старшин, из которых четверо избирались Войском, а двое назначались самим Потемкиным. Членам правительства назначалось регулярное жалованье. Войсковой атаман оставался во главе управления военными делами. И атаман, и Восковое гражданское правительство подчинялись лично Потемкину. В день создания Войскового гражданского правительства Екатерина II подписала указ об учреждении Азовской губернии, в которую наряду с другими территориями были включены город Черкасск, столица донского казачества, и другие казачьи поселения. Таким образом, мероприятия были направлены на сокращение прав и привилегий казачества. Войско Донское было превращено в административную единицу Российской империи, вроде губернии или наместничества, с сохранением некоторых особенностей. Войсковой круг потерял всякое значение. Власть сосредоточилась в руках атамана и верхушки, представители которой составили Войсковое гражданское правительство. Но и атаман, и правительство в своих действиях должны были руководствоваться общероссийскими законодательными решениями. В 1792 г. после произведенного размежевания донских земель и определения их границ была издана грамота об укреплении на вечное владение за Войском занятых им земель и утверждена соответствующая карта. Войско Донское являло собой некий образец, ориентируясь на который правительство хотело организовать управление другими казачьими войсками. Но в реальности соседям донцов - запорожским и малороссийским казакам повезло гораздо меньше. Раздвигая границы империи, правительство перемалывало остающееся в тылу казачье население: или превращало его в регулярные кавалерийские части, или вытесняло на окраины страны, где нуждалось в надежной пограничной охране. Заселение пустующих приграничных земель вольными людьми, не требующими постоянного жалованья и содержания, было гораздо выгоднее и дешевле, чем содержание регулярной пограничной стражи или регулярных кавалерийских полков. Известно, что один гусар наемник, серб или венгр, стоил казне в пять или десять раз дороже, чем рядовой казак. После подавления Пугачевского движения и разгрома Запорожской Сечи в «регулярство» стало обращаться все малороссийское казачество. В 1776 г. «компанейские» полки, набранные еще гетманом Д. Многогрешным, переформировали в регулярные легкоконные. В 1783 г. было упразднено все Малороссийское казачье войско. На его основе были созданы регулярные кавалерийские полки Екатеринославской конницы и Малороссийской конницы, легкоконные и карабинерские. В то же время на реках Буг и Ингул в 1774 и 1775 гг. расселили два полка из молдаван, валахов и других задунайских христиан, которые приняли участие в войне с Турцией на стороне России. Поселенцев объявили бугскими и ингульскими поселенными казаками. В 1785 г. из этих казаков и из купленных у бугских помещиков крепостных крестьян был сформирован Бугский конный казачий полк, разделенный в 1786 г. на два полка. В преддверии новой войны с Турцией по инициативе Г.А. Потемкина было создано еще одно казачье войско. В казачье звание были обращены однодворцы Екатеринославской губернии, которые составили особый казачий корпус по образцу Войска Донского. 500 донских казаков были присланы в корпус в качестве инструкторов. В 1787 г. корпус был назван Екатеринославским казачьим войском. В его состав включались Бугские полки и Чугуевский полк, переименованный в Екатеринославский, а также старообрядцы, мещане и цеховые рабочие Екатеринославской, Вознесенской и Харьковской губерний. Все войско получило наименование «Екатеринославские регулярные казаки», оно делилось на четыре полка по тысяче всадников. Екатеринославское казачье войско являлось неким промежуточным органом между обычным казачьим войском и регулярной кавалерийской дивизией.
Конец XVIII века характерен тем, что казачьи формирования создавались на случай угрозы границ, их посылали защищать их, а как только необходимость пропадала, войска расформировывали или распускали. При Екатерине II впервые была выдана единая казачья форма, правда только одному полку Донского Войска, но все, же это был первый шаг материального обеспечения казаков государством.
В итоге, в XVIII веке контроль казаков государством еще более увеличился, казаки многим были не довольны, из-за чего вспыхивали недовольства, но они практически сразу подавлялись со стороны государства.
5. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года
Все сословные «домогательства» дворян относительно их консолидации, обособления от остальных сословий были приняты Екатериной и нашли себе почти полное удовлетворение в жалованной грамоте дворянству 1785 г.
Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.5
Жалованная грамота 1785 г. явилась, таким образом, не новым, по существу, законом о дворянстве, но систематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми, впрочем, прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшее развитие того, что уже существовало. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица. Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения и возвышения дворянского сословия, какой мы наблюдали на пространстве всего XVIII века. При Петре I дворянин определялся обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости; при Петре III снял с себя служебную повинность и получил некоторые исключительные личные права.6
Наконец, при Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет «офицерского чина». Таковы главнейшие права всякого дворянина. Об участии дворянских обществ в местном управлении говорилось выше. Помимо этого участия дворянские общества имели все права юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел.
Первая статья жалованной Грамоты гласила: «Дворянское звание есть следствие, истекающее от качеств и добродетелей, приобретенных древними мужами, от заслуг обращающих род в достоинство и приобретающих потомству своему нарицание благородных».7
Как логическое последствие этого общего положения, жалованная грамота, говорила, что дворянин, женясь на недворянке, сообщает свое звание её и детям, и что дворянское достоинство неотъемлемо - что дворянин теряет его не иначе, как по суду за те преступления, за которые следует телесное наказание и лишение чести, и не иначе, как с конфирмацией государя. Раз дворянское звание в таком смысле неотъемлемо, то «Жалованная Грамота» признает, что дворянка, выйдя замуж за недворянина, не теряет своего звания, но не сообщает его ни мужу, ни детям. Дворянин, пока он остается дворянином, не может быть подвергнут телесному наказанию или лишению чести без суда, должен быть судим равными себе и лично должен быть освобожден от всех податей. Таковы права дворянства, вытекающие из самого понятия благородства.
Екатерина утвердила также за дворянами все те права и преимущества, которые были им дарованы её предшественниками. Дворяне вольны служить и вольны просить об отставке, они имеют право вступать на службу к дружественным заграничным государям, но при нужде государства каждый дворянин по первому требованию самодержавной власти должен служить, не щадя ничего, даже живота своего.
Затем Екатерина подтвердила право дворян свободного распоряжения благоприобретенными именьями и установила, что наследственные имения не подлежат конфискации, а переходят по наследству к наследникам. Затем дворянам было даровано право торговать оптом плодами своей земли без платежа тех налогов, которые падали на купцов; открывать заводы, ярмарки и подлежать городовому праву, если бы они пожелали им воспользоваться. Исполняя желания дворян, Грамота подтвердила их права на недра земли. Кроме того, был снят с дворянских лесов целый ряд ограничений, которые лежали на них по указам Петра I, запрещавшего в целях сбережения мачтового леса рубить дубы и сосны известной величины. Помещичьи дома в деревнях освобождались от постоя.
Вняв желанию дворян составить особый «корпус», «Жалованная Грамота» предоставляла дворянам собираться в той губернии, где они жительство имеют, и составлять дворянские общества. Созывались дворяне генерал-губернатором через каждые 3 года для выборов разных должностных лиц и для выслушивания предложений и требований генерал-губернатора и губернатора. На предложения генерал-губернатора дворяне имеют право чинить пристойные ответы о добре и пользе общественной. Но, кроме этого пассивного права, дворяне через депутатов имеют право подавать жалобы в Сенат и непосредственно государю, делать представления об общих государственных нуждах. Дворянство каждой губернии имеет право иметь свой дом, архив, свою печать, своего секретаря и своими добровольными вкладами составлять особую казну.