Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:24, курсовая работа
Первый в России гласный и открытый политический процесс проходил с 1 июля по 11 сентября 1871. Он был посвящен так называемому «нечаевскому делу», поводом для возникновения которого стало раскрытие убийства слушателя Петровской земледельческой академии И.И.Иванова.
К этому процессу были привлечены около 200 человек - не только С.Г. Нечаев и члены созданной им организации «Народная Расправа», но также лица, в принципе не разделявшие взглядов революционера и активно боровшиеся с ним. Все они обвинялись в заговоре против правительства с целью свержения царской власти.
Введение………………………………………………………………………………………3
Источники……………………………………………………………………………………..4
Историография………………………………………………………………………………...8
Глава 1. Истоки «нечаевщины»……………………………………………………………...13.
11. Личность С.Г. Нечаева. «Катехизис революционера»………………………………….21
1.2 «Народная расправа»…………………………………………………………………...…26
1.3. Убийство И.И.Иванова…………………………………………………………………...29
Глава 2. Подготовка нечаевского процесса:………………………………………………….33
Глава 3. Судебный процесс……………………………………………………………………40
Глава 4. Отношение прессы к Нечаевскому делу………………………………………….…43
Глава 5. Отношение общественности к Нечаеву и «нечаевщине»………………………….45
Глава 6. Отношение Ф.М. Достоевского к Нечаеву и «нечаевщине»………………………48
Заключение……………………………………………………………………………………..50
Список литературы……………………………………………………………………………..51
Собственно революционная деятельность Нечаева началась с участия в студенческих волнениях, проходивших в Петербурге с зимы 1868 г. по весну 1869 г. Недовольство среди студенчества, которое в то время являло собой «материально необеспеченную массу, и высшими запросами которой являлись вопросы нравственно-этического порядка»11, возникло в результате грубого вмешательства правительства во внутреннюю академическую жизнь.
Первое столкновение проиизошло между студентами и администрацией Медико-Хирургической Академии. Вслед за медиками вспыхнули волнения среди студентов Университета, Лесного и Технологического институтов.
В это же время, как свидетельствует В. И. Засулич, современница Нечаева, «в декабре начались студенческие сходки. «Собирались эти сходки на частных квартирах, всегда на разных, а на сходки ходило также человек 10–15 женщин» 12. Судя по этим сведениям можно сделать вывод, что атмосфера в студенческой среде того времени была накалена до такой степени, что возникла действительная необходимость в сходках для обсуждении злободневных вопросов. Эти сходки могли посещать даже женщины, оставленные в то время без высшего образования.
Нечаев, пристально наблюдавший за движением студенческих масс, прекрасно осознавал, что на почве возникших волнений легко могло произойти «полевение» студенческой массы. А значит, этим можно будет воспользоваться в собственных корыстных целях. Только с этой задачей Нечаев начал принимать самое деятельное участие в студенческих сходках. Он старался отвлечь внимание студентов от чисто академических вопросов в сторону вопросов политического характера и сформировать у них революционный настрой.
По свидетельствам В. И. Засулич, Нечаев с огромной увлеченностью рассказывал студентам, проникшимся к нему доверием, о том, как после студенческих выступлений на демонстрациях должно произойти народное восстание: «За демонстрациями, конечно, последуют высылки на родину. Они отзовутся в других университетах, и оттуда тоже повысылают лучших студентов. Таким образом, к весне по провинциям рассыплется целая масса людей недовольных, возбужденных и, следовательно, настроенных очень революционно. Их настроение…сообщится местной молодежи и главным образом семинаристам, а эти последние…сольются с протестующими элементами крестьянства и создадут революционную силу, которая объединит народное восстание, момент которого приближается….»13 .
После подобных выступлений
В это же время Нечаев сошелся с дворянином П.Г. Ткачевым. Последний, по мнению Ф.М. Лурье, к концу 60-х годов приобрел репутацию «признанного ветерана со стажем более семи лет»15 и отличался радикализмом своих литературных взглядов, что для Нечаева послужило поводом для сближения.
В 1867 г. в Россию из-за границы проник №1 журнала «Народное дело» М.А. Бакунина. Судя по всему, из-за большого количества расхождений с «Программой» Бакунина, увлеченный «Коммунистическим манифестом» К.Маркса и Ф.Энгельса, Нечаев в соавторстве с Ткачевым создает «Программу революционных действий», свой дебютный труд, посвященный революции. С точки зрения Ф.М. Лурье, Нечаев сделал это для того, чтобы «придать студенческим волнениям революционную направленность» 16. «Программа» следующим образом планировала подготовку и проведение революции: до мая 1869 г. основная работа должна концентрироваться в Петербурге, в Москве и других университетских центрах. С октября объединенные силы столичных и периферийной организации должны были начать действовать в «самой массе народа». По мнению А.Гамбарова, «выдвигая в своей «Программе» принцип классового строения обществ, Нечаев считал, что для достижений завоеваний социальной революции необходима политическая борьба с царским правительством» 17. Таким образом, можно сделать вывод, что Нечаев намеревался создать организацию из наиболее стойкой и революционно настроенной молодежи, сплотить ее членов и расселить их по разным концам России, чтобы они сагитировали народ на народное восстание против царского правительства и свергли его.
Однако Нечаеву пришлось резко переменить свои планы, так как с декабря по январь он дважды был вызван в полицию. В. И. Засулич свидетельствует о том, 29 декабря 1869 г. Е. Аметистов, сожитель Нечаева и участник студенческих сходок, объявил: ««Идя сегодня по Васильевскому острову, я встретил карету, в которых возят арестантов, из ее окна высунулась рука и выбросила записочку. В записку была вложена другая на сером клочке бумаги; карандашом было написано рукою Нечаева: «Меня везут в крепость, какую — не знаю. Сообщите об этом товарищам. Надеюсь увидаться с ними, пусть продолжают наше дело»»18. Исходя из того, какой резонанс в студенческом обществе вызвала эта новость, можно смело заявить о том, что арест являлся не более чем провокацией. Слух о нем был пущен Нечаевым для того, чтобы сагитировать студенческую общественность на скорейшее образование революционных кружков и заставить общественность о себе заговорить. И, судя по словам В. Засулич, Нечаев добился своего, так «о нем заговорили повсюду»19.
В апреле этого же года вдруг разразились беспорядки в университете по какому-то совершенно частному вопросу насчет экзаменов. Одним из инициаторов явился Езерский». 20. Нечаевцы тут же подняли на них вопрос о студенческих правах, а Ткачев с Дементьевой напечатали воззвание под заглавием «К обществу…» в котором от лица всего студенчества говорилось, что «…протест наш тверд и единодушен, и мы скорее готовы задохнуться в ссылках и казематах, нежели задыхаться и нравственно уродовать себя в наших академиях и университетах…»21.
Нечаев тем временем отправился в Москву, оттуда, из-за угрозы реально ареста, в Одессу, а из нее 4 марта 1896 г. в Швейцарию. Судя по всему, он решил совершить поездку за границу для того, чтобы установить прочные связи с заграничными политическими эмигрантами и революционерами, а затем, заручившись их поддержкой, создать в России революционное общество, которое вызовет народное восстание внутри страны и приведет к свержению царской власти.
В Женеве Нечаев смог войти в доверие к М.Бакунину и Н.Огареву. Он выдал себя за революционера-мученика, который был схвачен жандармами, подвергся пыткам и в итоге смог убежать из Петропавловской крепости22. Нечаев также утверждал, что «всё его счастье – это счастье освобожденного от помещичьего и царского гнета обездоленного русского народа»23. Естественно, что после подобных рассказов даже такой старый революционер, как Бакунин, проникся к Нечаеву сочувствием.
С помощью Бакунина Нечаев получил значительную сумму денег из Бахметьевского фонда Огарева, предназначавшегося для поддержки революционеров в России и мандат представителя фиктивного Комитета «Народной расправы» с подписью Бакунина. Судя по всему, эти деньги нужны были Нечаеву для того, чтобы летом 1869 года в Женеве издать первый номер журнала «Народная расправа». На первой странице местом издания была указана Москва. По мнению Ф.М. Лурье, « автор надеялся создать впечатление, будто на территории России действует конспиративная организация, имеющая свою подпольную типографию и печатный орган: Нечаеву очень хотелось напугать власти и подтолкнуть радикальную молодежь к объединению в кружки» 24. Судя по всему, Нечаев достиг желаемой цели. Ведь III отделение действительно поверило, что «Народная расправа» издана в Москве.
Помимо прочего, по словам студента З. Ралли, «Нечаев имел лист, который озаглавлен был: подпись студентов, протестующих против всех условий, в которых они находятся»25.
От Нечаева лист попал в полицию, после чего начались массовые аресты. Также, будучи в эмиграции, Нечаев рассылал из-за границы по адресам петербургских студентов антиправительственные прокламации и письма конспиративного содержания с той же целью. По мнению В.В. Витюка он делал это, «считая, что чем больше арестуют непричастных людей, тем сильнее общество возбудиться против правительства»26. Именно тогда и начались аресты первых «нечаевцев»; под опалу попали Томилова, Антонова, Волховский, Н. Успенская, Е. Аметистов и многие другие.
Затем, летом 1869 г. в типографии Чернецкого из-под пера С.Г. Нечаева выходит так называемый «Катехизис революционера» («катехизис» — наставление, поучение (греч.)). С точки зрения Я.С. Лурье, это - «главнейший памятник литературного творчества Нечаева, откровеннейший документ нечаевщины и последовавших за ней этапов российского освободительного движения. «Катехизисом» подпитывались корни всех революционных течений, включая большевизм. Его необходимо и полезно прочитать полностью, от первой до последней строчки» 27.
Действительно, это один из мощнейших трудов, который впоследствии сделал имя Нечаева нарицательным. В нем раскрывается вся суть нечаевщины, отношение автора к народу и обществу в целом, то, какие принципы руководили им в его действиях, и то, каким, по мнению Нечаева, должен быть настоящий революционер.
«Катехизис революционера» состоит из четырёх разделов и разбит на параграфы.:
Судя по «Катехизису революционера» можно сделать однозначный вывод по поводу самого С.Г. Нечаева: он относился с ненавистью не только к самодержавию и буржуазно-капиталистическому обществу, но и ко всем слоям общества в целом. Всех людей, кроме тех, кто действительно всецело посвятил себя революции, он считал лишь инструментами для достижения собственной конечно цели - социальной революции с помощью политического переворота. Причем Нечаев был глубоко убежден, что совершить его возможно единственно насильственным путем, с помощью разрушения всех мирских устоев.
По мнению Ф.М. Лурье, в
Нечаев не собирался публиковать «Катехизис революционера», более того, он не давал его читать даже самым близким единомышленникам, тем, с кем у него никогда не возникало разногласий. «Если задаться вопросом, — говорил на суде над нечаевцами присяжный поверенный В. Д. Спасович, — почему этот Катехизис, столь старательно составленный, никому не читался, то надо прийти к заключению, что не читался он потому, что если бы читался, то произвел бы самое гадкое впечатление. Если Нечаев и думал то, что написано в катехизисе, то никому бы, однако, не сообщил, что людей нужно надувать, потому что в таком случае кто же бы согласился, чтобы его заведомо надули»38.
Исходя из всего вышеизложенного, можно охарактеризовать С.Г. Нечаева как властолюбивого, наполненного презрением и ненавистью ко всему обществу человеку, для которого не существовало никаких нравственных категорий и жизненных ценностей, и который готов пойти на всё только ради того, чтобы осуществить задуманное – мощную, охватывающую всю Россию народную революцию.
1.2.«Народная расправа».
Снабженный подписанным Бакуниным мандатом, 3 сентября 1869г. Нечаев вернулся в Москву с целью восстановления здесь своих связей и образования первого кружка тайного революционного общества «Народная расправа». Это было необходимо Нечаеву для того, чтобы достичь своей цели – разрушительной народной революции, и воплотить в жизнь всё то, что было описано им в «Катехизисе».
В Москве первым делом Нечаев обратился к Петру Гавриловичу Успенскому, с которым он, по словам В.Засулич, «познакомился под вымышленной фамилией Павлова еще зимой»39. Из этого следует, что уже тогда Нечаев конспирировался, опасаясь ареста, и настоящую свою фамилию раскрывал только приближенным.