Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского язычества были сохранены и постепенно восприняты православными обрядами.
Как язычник, так и христианин в средние века весьма трепетно относился к природным явлениям, считая их посланиями богов, если он был язычником, или божьим знамением, если он был христианином. Поскольку у язычников огонь считался одним из священных начал мироздания, наряду с землей, небом и водой, гасить его, особенно на капищах, было запрещено.
Развитие пожарного дела в России
Вопрос 1. Особенности менталитета в средние века и отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны
Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского язычества были сохранены и постепенно восприняты православными обрядами.
Как язычник, так и христианин в средние века весьма трепетно относился к природным явлениям, считая их посланиями богов, если он был язычником, или божьим знамением, если он был христианином. Поскольку у язычников огонь считался одним из священных начал мироздания, наряду с землей, небом и водой, гасить его, особенно на капищах, было запрещено.
Многие жертвоприношения
у русичей были связаны со сжиганием
жертвенных животных, продуктов земледелия
или предметов домашнего
Славянские племена являлись одними из потомков древних ариев, расселившихся на огромной территории Евразии от Урала до Альп и от Северного ледовитого океана до Индийского океана. Эти процессы происходили в течение II и I тысячелетия до нашей эры.
Древние арии были огнепоклонниками, и явления йоги, в том числе хождение босиком по горящим углям, не что иное, как необходимый обряд перехода из одного мира в другой, не даром до сих пор про фанатов своего дела говорят; «не от мира сего». Вполне вероятно и то, что таковыми становились люди, прошедшие испытание пожаром, или получившие мощный электрический разряд молнии и оставшиеся в живых.
Более того, все славяне
считали древнего бога огня и кузнечного
дела Сварога своим покровителем.
Поэтому, когда семья переселялась
в новую отстроенную избу, хозяйка
обязательно переносила в печь угли
и золу из старого очага, тем самым
символизировалась
При таком отношении к
огню часто возникавшие пожары в
деревнях обычно не тушились. Огненная
стихия воспринималась в качестве наказания
со стороны богов, которое необходимо
принять и не противиться воле
высших существ. После пожара крестьяне
обычно покидали насиженное место и
селились либо неподалеку, либо переселялись
в другие районы страны. Если крупный
пожар возникал в городе, то после
него горожане обычно отстраивали свои
дома на прежнем месте, либо рядом
с пепелищем. Об этом свидетельствовали
археологические находки
Обычным способом борьбы с пожаром на Руси считалась разборка горящего строения при помощи багров и топоров. Но поскольку дома стояли достаточно близко друг к другу, данный метод не мог предотвратить быстро распространяющееся пламя, Поэтому, как правило, погорельцы довольствовались спасением жизни своих близких и уповали на бога, совершая молитву перед иконой, либо жертвоприношение в виде заливания огня молоком или сырыми яйцами. Этот обычай свидетельствовал о фаталистическом отношении к стихии.
Вместе с тем, фатализм
русичей сопровождался и
Деревенский коллектив воспринимался
многими русичами как единая и
большая семья, членам которой они
всегда были обязаны оказать всемерную
помощь и поддержку. И иначе быть
не могло, поскольку именно родственный
коллектив являлся главной
Традиции взаимовыручки у горожан в Древней Руси формировались на основе принципов местного самоуправления, которые предполагали самоорганизацию посадского населения по улицам и кварталам, в которых селились представители одной и той же профессии. Это позволяло наладить кооперацию между мелкими ремесленниками и создать торговые объединения у купцов.
Средневековая цеховая организация, древнерусского города отвечала не только за качество своей продукции, не только выступала поручителем в суде, она обязана была выставлять караулы в ночное время, чтобы обеспечивать порядок в своих кварталах, в том числе и по предупреждению пожаров, оповещать население в случае пожара и тушить огонь собственными силами.
Вывод: Отношение к пожарам в Древней Руси оставалось противоречивым. Пассивное отношение к огненной стихии порождалось первобытным страхом и почтением перед огнем и закреплялось религиозными обычаями и традициями. Вместе с тем, русичи проявляли завидное упорство в восстановлении из пепла своих городов и деревень, и, оказывая друг другу посильную помощь, старались противостоять пожарам, создавая основы общественной самоорганизации, которая предшествовала образованию государственных структур пожарной охраны.
Заключение
Условия, в которых складывались исторические предпосылки формирования противопожарной службы в нашей стране по сравнению с другими странами Европы и Азии были весьма неблагоприятными. Несмотря на это наши предки продолжали упорную борьбу с огненной стихией. Противостояние огню проявлялось в основном в пассивной тактике, которая предполагала разрушение горящих зданий. Можно только удивляться терпению и упорству древних русичей, которые восстанавливали деревни и города после опустошительных пожаров. Это упорство объяснялось не только покорностью к судьбе и спокойному отношению к материальным потерям во время пожаров, но и тем, что русичи стремились постоянно объединять свои усилия в борьбе с огненной стихией и не отступали перед трудностями. Традиции взаимовыручки, которые складывались в борьбе с огнем, помогали русичам преодолевать и другие суровые испытания, которыми богата наша история. Это нашествия иноплеменников и голод, стихийные бедствия и капризы природы.
Вопрос 2. Проблема пожарной безопасности в условиях становления советской государственности. Последствия гражданской войны и военной интервенции
Революция 1917 г. в истории России имеет решающее значение. После нее путь и темпы развития нашей страны резко изменились. Революционные преобразования затронули всё стороны жизни общества и государства. Безусловно, что это нашло свое отражение на организации пожарного дела. Дезорганизация государственной власти, скатывание страны к состоянию гражданской войны, усиление экономического кризиса и распад страны не способствовали поддержанию уровня пожарной безопасности на прежнем месте. После прихода к власти партии большевиков новому советскому правительству пришлось взять на себя всю ответственность за пожароопасное состояние страны.
1. Состояние пожарной
После Февральской революции
1917 г. разработка мер по предупреждению
и тушению пожаров была возложена
на городские и земские
Отсутствие централизованного руководства в работе всех пожарных организаций сдерживало борьбу с пожарами.
Новый этап реорганизации
пожарной охраны в России начался
в ноябре 1917 г. По представлению Совета
Всероссийского пожарного общества,
ранее заявившего о своей готовности
взять на себя организацию борьбы
с пожарами в России, Всероссийский
совет народного хозяйства (ВСНХ)
образовал комиссию, которая направила
в Совет Народных Комиссаров (СНК)
«Проект реорганизации
17 апреля 1918 г. СНК принял
декрет «Об организации
Для решения текущих дел
и ведения делопроизводства Пожарного
Совета в составе комиссариата было
образовано 3 отдела. Общий отдел
по пожарной части занимался вопросами
юридического и административного
характера. Возглавил отдел председатель
Всероссийского пожарного общества
А. Н. Цепов. Пожарно-технический отдел
под руководством Н.И. Ныркова обеспечивал
пожарные команды техникой. Учебно-пожарно-инструкционный
отдел, возглавляемый П.К. Яворовским,
занимался подготовкой кадров для
пожарной охраны, вопросами статистики,
противопожарной пропагандой
Согласно статье XXI декрета все правительственные, общественные и частные учреждения, организации и лица были обязаны исполнить постановления Пожарного совета и представлять в комиссариат статистические и другие сведения, определяемые Советом.
Широкое представительство
в Совете давало возможность оперативно
решать организационные вопросы. Уже
на 1-й его сессии 21-27 мая 1918 г. были
предприняты первые практические шаги
по совершенствованию и развитию
подготовки кадров и созданию научной
базы пожарного дела. Был рассмотрен
вопрос о преобразовании пожарно-технического
училища, начавшего свою работу в
январе 1918 г., в институт, образовании
при нем лаборатории и
Пожарный совет разработал ряд профилактических и наступательных мер по борьбе с огнем. Одновременно были приняты меры по повышению боеспособности пожарной охраны, улучшению условий службы личного состава пожарных команд. В то же время Пожарный Совет был, по существу, совещательным органом и поэтому не пользовался правом решать обширные задачи, которые перед ним стояли. В ноябре 1918 г. члены Совета выступили с предложением о реорганизации управления пожарной охраны, придания «центральному его учреждению прав и обязанностей не только контрольного характера, но и оперативного... ».
Признавая необходимость
такого шага, СНК 1 декабря 1918 г. издал
Декрет «Об организации страхового
дела в Российской республике», согласно
которому Комиссариат страхования
и борьбы с огнем был преобразован
в пожарно-страховой отдел
Вместе с тем, по воспоминаниям
выдающегося деятеля пожарно-