Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского язычества были сохранены и постепенно восприняты православными обрядами.
Как язычник, так и христианин в средние века весьма трепетно относился к природным явлениям, считая их посланиями богов, если он был язычником, или божьим знамением, если он был христианином. Поскольку у язычников огонь считался одним из священных начал мироздания, наряду с землей, небом и водой, гасить его, особенно на капищах, было запрещено.
Краснодарская пожарная команда блестяще выдержала трудный экзамен. Пятьдесят пожарных вступили в борьбу с огнем. Они работали бессменно в течение 24 часов. Одиннадцать из них получили ранения и ожоги, но не покинули свои посты, пока пожар не был потушен. Краснодарская пожарная команда за успехи в работе и проявленную самоотверженность в борьбе с пожарами в 1923 г. была занесена на Красную доску пожарных организаций РСФСР и награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В целях поощрения лучших пожарных НКВД в сентябре 1925 г. учреждает два знака отличия -- серебряный и золотой. Первым награждали за полезную работу при наличии стажа 25 лет, вторым -- при стаже 35 лет. Решением Наркомата труда в 1926 г. профессия пожарного по степени вредности и опасности была отнесена к высшей категории. По этой классификации труд пожарных стоял в одном ряду с такими, как производство взрывчатых веществ, добыча угля, воздушный и подводный флот.
Пожарные части переводятся
на трехсменное дежурство, что способствовало
более рациональному применению
личного состава для
В СССР стало больше внимания уделяться и проблеме пожарной безопасности села. В декабре 1929 г. был решен вопрос о создании сельских добровольных пожарных дружин, в первую очередь там, где организовывались колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции (МТС). Если в дореволюционной России в центральной ее части насчитывалось 3,5 - 4 тыс. сельских ДПД, то в 1929 г. их число возросло до 28 тыс. На каждый сельский район в среднем приходилось по 29 пожарных насосов.
30 января 1930 г. ВЦИК СССР
утвердил Закон «О службе в
пожарных организациях», а в
мае 1930 г. НКВД издает «Единый
нормативный Устав для
В восстановительный период
страна остро ощущает потребность
в топливе. 13 июня 1923 г. Совет труда
и обороны утвердил программу
внеочередных работ по противопожарному
обеспечению складов
8 декабря 1923 г. Совет
труда и обороны принимает
постановление «О
Ряд крупных пожаров на
промышленных предприятиях показал, что
их причиной явилось безответственное
отношение к вопросам пожарной безопасности
руководителей заводов и
Советское правительство
не ограничивается только мерами повышения
ответственности руководителей
за пожарную безопасность предприятий.
ВЦИК и СНК РСФСР своим
Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции Центрального и местных органов пожарного надзора, призванных осуществлять руководство, контроль и надзор за состоянием пожарной охраны во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях. С созданием государственного противопожарного надзора (ГПН) начинается планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных предприятиях и промыслах, впервые вводятся пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности становятся предметом широкой агитации и пропаганды. В 1929 г. вводятся «Правила и нормы для промышленного строительства».
Создание Государственного
пожарного надзора явилось
За период со дня перевода пожарной охраны в НКВД РСФСР пожарное дело в республике заметно улучшилось. Были осуществлены мероприятия по организации управления пожарным делом, упорядочению учета пожаров, налаживанию производства технических средств борьбы с пожарами, поднятию боеспособности профессиональных пожарных частей, развитию сети подготовки пожарных специалистов и внедрению в пожарное дело достижений, науки, привлечению широких масс трудящихся к участию в борьбе с пожарами.
3. Решение проблем материально-
Государственными структурами были приняты меры организационного порядка для поддержания и укрепления пожарной охраны в годы тяжелого экономического положения страны.
В 1921 г. было введено страхование имущества от пожаров частных хозяйств, а позже государственных и кооперативных организаций. В этом же году СНК принимает Декрет «Об обязательном отчислении от прибылей страховых учреждений РСФСР на содержание местных пожарных организаций». Размер отчислений был установлен в 20% от чистой прибыли операций по страхованию от огня.
Первые усилия пожарной охраны
были направлены на сбор, ремонт, пополнение
и перераспределение пожарного
инвентаря, на организацию и укрепление
пожарных команд, постов и дружин. Не
хватало лошадей, фуража и многие
команды стремились перейти на автомобильную
тягу. Чаще всего командам удавалось
получить испорченные машины военных
ведомств или их приходилось изыскивать
во всевозможных комитетах и органах
снабжения. Пожарные научились делать
из иностранных машин разных марок
пожарные автоходы. Переход на автотягу,
естественно, направил мысль на использование
автомобильных моторов для
Для усиления мобильности пожарных команд правительство принимает решение провести срочную мобилизацию 3 тыс. лошадей, годных для службы в пожарных командах. Эта мобилизация осуществлялась во всех гражданских и военных учреждениях. На рабоче-крестьянскую инспекцию возлагается контроль за срочным исполнением этого решения.
Этим не ограничиваются меры, принятые государственными структурами РСФСР по восстановления и планомерному развитию пожарной охраны, повышению ее боеспособности. Для быстрой переброски пожарных команд при стихийных бедствиях на железнодорожной сети республики были сформированы семь пожарных поездов, укомплектованные специально подготовленным личным составом. Пожарные поезда, оборудованные насосами, а также снабженные соответствующим запасом воды, самостоятельно решали сложные тактические задачи. Им было дано разрешение на беспрепятственное передвижение по железной дороге. Личный состав поездов успешно тушил пожары в пристанционных складах, а также в прилегающих к железной дороге городских строениях. Особенно отличались команды Самарского, Московского и Смоленского пожарных поездов.
Постановлением СНК от
7 июня 1921 г. «Об учете пожарного
имущества в Республике»
В 1922 - 1923 гг. введен учет государственных
и частных промышленных предприятий,
изготавливающих различную
В Москве на заводе Автопромторга (Миусский) в июне 1925 г. был выпущен первый пожарный автомобиль. В дальнейшем этот завод выпускал 10 автомобилей в месяц, что для того времени было большим достижением. Для этих автомобилей использовали преимущественно шасси ФИАТ грузоподъемностью 1,5 т и 2-3 тонные шасси «Паккард» после восстановительного их ремонта. В июле 1926 г. Ленинградский завод «Промет» объединения «Тремасс» (трест заводов массового производства) выпустил первый автомобиль на отечественном шасси АМО-ф-15 с насосом производительностью 1200 л/мин. С 1927 г. стали использовать шасси только отечественного производства (АМО-4 грузоподъемностью 1,5 тс и ЯЗ грузоподъемностью 3 тс).
Во второй половине 1920-х гг. в стране происходил бурный рост промышленности, что позволило провести перевооружение профессиональной пожарной охраны. Взамен конных обозов в части стали поступать автоцистерны, пожарные насосы, пеногоны, мотопомпы отечественного производства.
Вместе с тем, развитие таких отраслей промышленности, как металлургическая, оборонная, повлекло за собой появление большого количества пожароопасных предприятий, на которых часто, особенно в период отработки технологических процессов и пуска цехов, происходили аварии, сопровождавшиеся крупными пожарами. И вновь бойцы пожарных частей проявляли мужество и стойкость при защите этих объектов от огненной стихии. При этом пожарные не всегда имели в своем распоряжении технику и вооружение, достаточные для тушения в масштабах крупных промышленных объектов. С течением времени объектовые команды стали получать его, причем производимого при опоре на производственные мощности вновь созданных индустриальных гигантов, построенных в годы первых пятилеток.
В 1938 г. в Наркомате машиностроения, где было сосредоточено производство противопожарного оборудования, создается специальный главк (ГлавУППО). План этого главка по согласования с ГУПО предусматривал замену устаревших изделий новыми типами пожарных автомобилей, насосов, инвентаря.
К концу 1930-х гг. ушли в прошлое конные пожарные обозы с ручными насосами. Перевооружение советских пожарных команд на основе автомобильной тяги, применение пеногенераторных установок, автоцистерн и мотопомп значительно повысили возможности огнеборцев в борьбе с пожарами, в том числе возникавшими по причине нарушений технологических условий, правил техники безопасности и других аварий техногенного характера. Старая российская пожарная каланча утратила свое предназначение. На смену ей пришли: электрическая сигнализация, телефон, телеграф.
В деле технического и материального
оснащения советской пожарной охраны
был получен серьезный
4. Развитие пожарной охраны в 1930-х гг. Проблема централизации управления пожарной охраной
В начале 1931 г. НКВД РСФСР постановлением ЦИК и СНК упраздняется, и пожарная охрана вновь, как и в первые годы становления Советской власти, будет переходить из ведомства в ведомство. Пожарной безопасностью в 1931 г. на территории РСФСР занималось 18 различных ведомств. Журнал «Власть Советов» (№ 16) писал: «едва ли найдется еще одна отрасль советского строительства, которая была бы так раздроблена между отдельными ведомствами. В Ленинграде имеется 293 пожарных команды, которые находятся в подчинении 11 ведомств».