Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:27, курсовая работа
21 год назад ,8 декабря 1991 года, в Беловежской пуще главы России – Борис Ельцин, Украины – Леонид Кравчук и Беларуссии – Станислав Шушкевич подписали документы, положившие конец существованию СССР и начало создания Содружества Независимых Государств (СНГ). За долгие годы правления советской власти сформировались национальные государства со своими экономическими, политическими и культурными элитами, а значит, бюрократизация и сверхцентрализация уже давно сковывали страну, и надо было как-то это исправлять. Горбачёв называл верной стратегией “реформирование, -самую широкую децентрализацию”
Введение.
Причины распада СССР.
Сущность, проблемы и трудности экономических реформ 90-х годов.
Международные связи России.
Россия на пороге нового тысячелетия.
Россия в начале XXI века.
Заключение.
Список используемой литературы.
План:
Введение.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
21 год назад ,8 декабря 1991 года, в Беловежской пуще главы России – Борис Ельцин, Украины – Леонид Кравчук и Беларуссии – Станислав Шушкевич подписали документы, положившие конец существованию СССР и начало создания Содружества Независимых Государств (СНГ). За долгие годы правления советской власти сформировались национальные государства со своими экономическими, политическими и культурными элитами, а значит, бюрократизация и сверхцентрализация уже давно сковывали страну, и надо было как-то это исправлять. Горбачёв называл верной стратегией “реформирование, -самую широкую децентрализацию”. По словам Горбачёва, “уровень интеграции в СССР был выше, чем в ЕС сегодня, и это нужно использовать”.
Единственный президент СССР считал, что “призывы восстановить СССР были провокационными и реакционными, но политика в отношении СНГ, проводимая последующим российским президентом В.В.Путиным, дает основание полагать, что интеграция будет развиваться”.
В конце XX века с политической и экономической карты мира исчезла самая крупная империя Союз Советских Социалистических Республик, и это стало настоящей драмой для его населения. Распад СССР рассматривался, как бегство с международной арены самого мощного политического элемента. Это стало причиной широкого общественного резонанса.
По моему мнению, в учебной литературе эта тема раскрыта недостаточно ёмко и не всегда объективно в силу своей новизны. Этот вопрос неоднозначен и недостаточно изучен. Не смотря на это, в своей работе я постараюсь охватить следующие вопросы: проанализировать причины распада Сотского Союза; выявить предпосылки и сущность экономических реформ Гайдара; а также проанализировать позицию России на международной арене в конце XX века – начале XXI. По результатам раскрытия данных вопросов, сделаем выводы о том, как повлияла явление распада СССР на дальнейшее развитие России.
1.Причины распада СССР
В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и эстонская. На его территории проживали более 270 млн. чел., - свыше 100 наций и народностей. Как утверждает официальное руководство страны, в Советском Союзе был решён национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню культурного, политического и социально-экономического развития. При этом, национальная политика в своей непоследовательности породила множество противоречий в межнациональных отношениях. В условиях гласности это противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, которому был подвержен весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.
Руководство страны было не способно справиться с экономическими трудностями и это привело к росту недовольства в республиках. Оно усиливалось из-за обострения проблем загрязнения окружающей среды, а также ухудшения экологической обстановки в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Как и раньше, недовольство на местах порождалось нехваткой внимания союзных органов власти к нуждам и потребностям республик, диктатом центра при решении локальных вопросов. Народные фронты являлись силами объединяющими силы местной оппозиции, а также создавались новые политические партии и движения. Они стали основными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готово к решению проблем, вызываемых межэтническими и межнациональными конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.
В 1986 году прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате. Поводом для этого стало назначение на пост первого секретаря Компартии Казахстана русского по национальности Г.Колбина. общественное возмущение в республиках Прибалтики¸ в Белоруссии, в Украине перешёл в открытые формы. Народные фронты требовали обнародования советско-германских договорах 1939г., публикации документов о депортациях населения из государств Прибалтики, из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Курапатами в Белоруссии.
В 1988 году начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха – территории, населенной по преимуществу армянами, но находившийся в составе АзССР. В Фергане вспыхнул вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами. Очагом столкновений стал казахстанский Новый Узень. Тысячи беженцев – таков один из результатов произошедших конфликтов. В апреле 1989 года в Тбилиси проходили массовые демонстрации на протяжении нескольких дней. Главные требования – проведение демократических реформ и независимость Грузии. Также Абхазское население выступило за выделение Абхазской АССР из состава Грузинской ССР.
На сегодняшний день историки не имеют единого мнения, что же послужило основной причиной раскола СССР, и был ли возможно предотвратить этот раскол.
Среди возможных причин следующие:
В апреле – мае 1991 года в Ново-Огорёво состоялись переговоры М.С.Горбачева с главами 9-ти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Создание такого Союза и подписание соответствующего договора поддержали все участники переговоров. Проект договора включал в себя создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Предполагались изменения в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной ситемы.
Подписание договора было назначено на 20 августа 1991года.
Публикация в прессе и
обсуждение проекта нового союзного
соглашения усугубили раскол в обществе.
Сторонники Горбачева верили, что
этот акт способен снизить уровень
противостояния и предотвратить
гражданскую войну. Группа ученых –
обществоведов выступило с
Ночью 19 августа президент
СССР Горбачев М.С. был отстранен
от власти. Государственные деятели
объяснили это невозможностью М.С.Горбачева
исполнять президентские
22 августа члены ГКЧП
были аристованы. Одним из указов
Ельцина прекращалась
События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза.
В декабре 1991 года в Беловежской пуще состоялось совещание руководителей трёх суверенных государств – России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич). 8 декабря они объявили о прекращении действия союзного договора 1922 года, была достигнута договоренность о создании СНГ – Содружества Независимых Государств.
Перестройка, некогда начатая
с целью демократических
2.Сущность, проблемы и трудности реформ 90-х годов.
В начале 90-х годов политическая система в России основывалась на двух ступенях органов власти: Съезд Народных Депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Был избран президентом Б.Н.Ельцин путем всенародного голосования, который также являлся главой исполнительной власти, а также Главнокомандующим Вооружёнными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ.
Государственный аппарат
действовал в условиях противостояния
законодательной и
В ноябре 1991г. 5 съезд народных депутатов дал президенту больше полномочий для проведения экономических реформ. В декабре правительство, которое возглавлял Е.Т.Гайдар, разработало пакет радикальных реформ в народном хозяйстве. В основном это были меры “шоковой терапии”, нацеленные на складывание рыночной экономики.
В программе реформирования значительную роль играла либерализация цен, т.е. выход их из-под контроля государства. В январе 1992 года был начат переход на рыночные цены и тарифы. Этот процесс вызвал резкий скачок инфляции. За 1год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Уровень жизни населения тоже снизился: к 1994г. Он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся Госбанке.
Главная роль при переходе
к рыночной экономике отводилась
приватизации. Процесс перехода государственной
собственности в частную. Частный
сектор должен бал стать преобладающим
в экономике. Приватизация охватила
преимущественно предприятия
Но изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В середине 1993-1994гг. падение промышленного производства составляла 21%, в том числе в машиностроении – 31%, в производстве товаров широкого потребления – 30%. Больше 50% товаров на российском рынке приходилось на долю импортной продукции.
Меры по реформированию внешнеэкономической деятельности включали: снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров); частичную либерализацию валютного курса; отмену любых ограничений на импорт.
По оценкам экспертов
уже 40-45% всей нашей экономики ушло
в "тень", т.е. в полностью неналоговую
сферу, от которой бюджет не имеет
ничего. К этому еще можно добавить
упорную, длительную, ничем разумным
не объяснимую вражду правительства
реформаторов к основному источнику
налогов во всем мире, а так же
основе для формирования среднего класса
– мелкому и среднему бизнесу,
во многом обеспечившему в последние
два десятка лет такой
Перестройка предприятий повлекла высвобождение рабочей силы, что повлекло за собой социальную напряженность. Необходимо было создать систему социальной защиты, при помощи которой граждане смогли бы преодолеть трудности переходного периода. Был разработан ряд программ: регулирования занятости населения, прежде всего молодежи; подготовки и переподготовки работников реорганизуемых предприятий. Наиболее приоритетным направлением явилась разработка механизма выплаты пособий по безработице, увязываемых с прожиточным минимумом.