Распад СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

21 год назад ,8 декабря 1991 года, в Беловежской пуще главы России – Борис Ельцин, Украины – Леонид Кравчук и Беларуссии – Станислав Шушкевич подписали документы, положившие конец существованию СССР и начало создания Содружества Независимых Государств (СНГ). За долгие годы правления советской власти сформировались национальные государства со своими экономическими, политическими и культурными элитами, а значит, бюрократизация и сверхцентрализация уже давно сковывали страну, и надо было как-то это исправлять. Горбачёв называл верной стратегией “реформирование, -самую широкую децентрализацию”

Содержание

Введение.
Причины распада СССР.
Сущность, проблемы и трудности экономических реформ 90-х годов.
Международные связи России.
Россия на пороге нового тысячелетия.
Россия в начале XXI века.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по истории.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. .Россия в начале XXI века.

Для проведения в жизнь  планов по модернизации российской политики и экономики, для «прорыва» нашей  страны в число развитых и процветающих стран требуется продуманная  и в то же время в хорошем  смысле этого слова амбициозная  инновационная политика.

Россия стоит перед  необходимостью выбора и реализации стратегии инновационного прорыва, концентрации усилий общества, государства, бизнеса на освоении принципиально  новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационного обновления критически устаревшего производственного  потенциала, перехода к инновационному типу развития страны.

Потребность в переходе к  инновационной политике государства  и предприятий обусловлена также  экономическими и технологическими причинами:

    • Нарастание интернационализации, глобализации рынков. Предприятия осваивают новые рынки, заново размещают свои производственные и исследовательские подразделения. Государства же идут им навстречу, создавая большие пространства для экономической свободы.
    • Насыщение новыми технологиями экономики и общества. Новые технологические решения требуют одновременно совершенствования организации своего использования. Предприниматель оказывается вовлеченным в новую технологическую конкуренцию. Он должен успевать за быстрой сменой старой техники новой. Воздействие новшеств ощущает и государство, ответственное за образование и фундаментальные исследования, поэтому должно реагировать на них.

Смена материальных ценностей, сказывающаяся, прежде всего, на поведении  потребителей. Спрос ориентирован на новые товары – безопасные для  окружающей среды и здоровья, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Предприятия пытаются опередить конкурентов, быстро меняя предложение, следовательно, жизненный цикл продукта уменьшается. Государство как защитник благосостояния и безопасности граждан должно обеспечить для развития этого процесса соответствующие рамочные условия, что требует наличия соответствующего механизма, в качестве которого может быть рассмотрена инновационная политика.

      Инновационный вектор государственной инновационной политики направлен на обеспечение экономического роста. Структурные изменения как генератор роста находятся под постоянным воздействием новых технологических процессов и изделий. Движущими силами здесь служат следующие системы: инноватор, организация (или предприятие) и окружающая среда – при условии их взаимодействия в рамках единой системы. При этом система «инноватор» охватывает тех лиц, кто непосредственно занят исследованиями, конструкторскими разработками и внедрением новой техники. Эта система есть лишь часть более широкой системы «организация», которую в целом можно отождествить с предприятием, где работают лица, непосредственно участвующие в инновационном процессе. Наконец, сама «организация» – тоже подсистема более комплексной системы, а именно экономической, политической, природной и общественной среды.

        Власть и гражданское общество. Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным законом страны. Это позволило усилить роль Центра на местах, укрепить федеративное устройство, возродить единое законодательное пространство страны.

Была проведена также  реформа Федерального собрания. Совет  Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами  администраций.

Изменения коснулись и  российской многопартийности. Закон  о политических партиях признал  таковыми лишь те организации, которые  имеют массовую поддержку населения.

 Начавшаяся судебная  реформа призвана была обеспечить  независимость суда от любого  давления и в перспективе построение  в России правового государства.  Для решения этой задачи был  введен суд присяжных, институт  мировых судей, предусмотрено  обеспечение федерального финансирования  судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).

  Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г. Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров.

  Избирательное законодательство также нуждалось в корректировке. Это показали и выборы в Государственную думу 2003 г., и выборы Президента России в марте 2004 г.

  Деятельность В. В. Путина по наведению порядка, укреплению российской государственности и федерализма к концу первого срока на высшем государственном посту поддерживали почти 80% россиян. На выборах в Думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом. В результате впервые в современной истории России было сформировано конституционное большинство в парламенте, что открывало большие возможности для реализации планов правительства. На выборах главы государства в марте 2004 г. В. В. Путин вновь был избран Президентом страны.

С 2004 г. начался новый этап политической реформы. Продолжая линию  на укрепление вертикали власти, Президент  провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. Вместо прежних  прямых выборов губернаторов регионов населением был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься  Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов  Федерации.

Было решено проводить  выборы всех уровней по-новому: президентские  и местные — весной, а в Государственную  думу — в декабре. Принятые поправки к Закону о политических партиях  установили для них минимальную  планку членства в 50 тыс. человек и  значительное представительство во всех регионах страны, что исключило  из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное  законодательство. Избрание депутатов  по одномандатным округам было отменено. Запрещалось создание предвыборных блоков. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным  спискам, на основе симпатий избирателей  к самым крупным политическим партиям страны, а не конкретным кандидатам в депутаты. Был запрещен переход депутатов из одной фракции  в другую и установлен более высокий  избирательный барьер (7% вместо 5%).

Для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной  власти, защиты прав и свобод, с целью  контроля за деятельностью органов  власти была создана Общественная палата РФ.

Укрепление властной вертикали  еще более усилило регулирующую роль государства во всех сферах.

 

 

 

Экономика и социальная сфера. Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам. Начало нового века совпало с изменением конъюнктуры на энергоносители на мировых рынках. В условиях бурного роста цен на нефть Россия значительно увеличила свои золотовалютные запасы (выросшие с 13 млрд долларов в 2000 г. до 236 млрд долларов к лету 2006 г.) и поставила вопрос о досрочном погашении долговых обязательств перед кредиторами. Созданный огромный стабилизационный фонд (к лету 2006 г. — около 70 млрд долларов) играл роль главного гаранта экономики страны от серьезных кризисных потрясений.

 Укрепление государства,  его институтов вызвало традиционное  для России усиление роли государства  в эко­номике.

Было ослаблено налоговое  бремя. Введен единый налог в размере 13% на доходы физических лиц, снижен налог  на прибыль предприятий и организаций. Были предложены к обсуждению проекты  законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества  и др. Эти важные рыночные преобразования открывали новые перспективы  перед экономикой.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных  тенденций в международной обстановке были увеличены расходы на оборону  страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США  и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду, в результате чего открылись перспективы  разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. После  долгого перерыва работы российских ученых получили мировое признание. В 2000 г. академик Ж. И. Алферов был  удостоен Нобелевской премии за работы по получению полупроводниковых  структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров. А  в 2003 г. Нобелевская премия была присуждена академикам В. Л. Гинзбургу и А. А. Абрикосову за работы по теориисверхпроводимости и сверхтекучести.

  Усилился государственный контроль за уплатой налогов крупными компаниями.

  Успехи в экономике сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. В 2006 г. руководством страны были намечены перспективы преодоления демографического кризиса.

На президентских выборах  в марте 2008 г. Президентом был  избран поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев. В. В. Путин стал главой правительства России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия  мирового экономического кризиса. Результатом  его стало падение мировых  цен на нефть и газ, спад производства, рост безработицы и т. д. Руководство  России в 2008 — 2009 гг. принимало меры по преодолению кризиса, социальной поддержке населения.

Динамика культурной жизни. В начале XXI в. главной тенденцией в культурной жизни России стало усиление героико-патриотического начала в творчестве писателей, художников, кинорежиссеров, музыкальных исполнителей.

 Начало нового века  было отмечено набирающим силу  в кинопрокате российским кинематографом. Была применена западная схема  создания блокбастеров («72 метра», «Ночной  дозор», «Дневной дозор», «Турецкий  гамбит», «9 рота» и др.)»  Создавались также многочисленные  телевизионные сериалы, которые  довольно скоро почти полностью  вытеснили аналогичную иностранную  продукцию с телеэкранов.

 Международное признание  получил фильм А. Звягинцева  «Возвращение», удостоенный в  2003 г. главного приза Венецианского  кинофестиваля «Золотой лев». Работы А. Сокурова о центральных исторических фигурах XX в. пополнились фильмом «Солнце».

 Развивается театральное  искусство. Государственной премией  России был отмечен спектакль  московского театра «На Покровке»  «Женитьба» по пьесе Н. В.  Гоголя. Лучшие традиции отечественной  режиссуры продолжают многие российские театры.

 Широкое распространение  получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными  артистами, спектакли-антрепризы. Появились  и балаганные театры с характерным репертуаром.

 Героями художественных  произведений стали исторические  персонажи, прежде критически  оценивавшиеся в исторической  литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской  семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

 Возрождены традиции  российского меценатства. На Родину  стали возвращаться художественные  ценности, утраченные в годы революции  и Великой Отечественной войны,  в том числе фрагменты Янтарной  комнаты из Екатерининского дворца  в Царском Селе под Петербургом.

 Серия художественных  выставок ведущих музеев России  была организована в США, крупнейших европейских странах.

 Реальности XXI в., века  информационного общества, воплотились  в развитии в России современных  средств массовой коммуникации. Если глобальной сетью Интернет  в конце 90-х гг. пользовались  в России около 4 млн человек,  то в 2005 г. — уже около  11 млн. Причем их число за  пределами Москвы выросло вдвое.  Появились интернет-кафе, позволившие  пользоваться Интернетом тем,  кто не имеет возможности приобрести  персональный компьютер. С каждым  годом росла роль электронных  СМИ — новостных сайтов в  Интернете и др.

 

 

 

 Усиление государственного  регулирования в начале нового  века коснулось и средств массовой  информации. Были внесены изменения  в Закон о СМИ, усилившие  государственный и общественный  контроль за содержанием телепередач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, делая вывод по всей работе, хочу отметить, что, на мой взгляд, непосредственно повлияло на распад СССР это изначально неправильный курс, избранный И.В.Сталиным после смерти В.И.Ленина на укрепление вертикали  власти жесткими, авторитарными методами после этого, страна, лишившись крепкой  руки в виде вождя народов, не смогла построить грамотную систему  управления. Второй фактор амбиции  некоторых лидеров союзных республик  на рубеже 80-х годов.

Информация о работе Распад СССР