Распад СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

21 год назад ,8 декабря 1991 года, в Беловежской пуще главы России – Борис Ельцин, Украины – Леонид Кравчук и Беларуссии – Станислав Шушкевич подписали документы, положившие конец существованию СССР и начало создания Содружества Независимых Государств (СНГ). За долгие годы правления советской власти сформировались национальные государства со своими экономическими, политическими и культурными элитами, а значит, бюрократизация и сверхцентрализация уже давно сковывали страну, и надо было как-то это исправлять. Горбачёв называл верной стратегией “реформирование, -самую широкую децентрализацию”

Содержание

Введение.
Причины распада СССР.
Сущность, проблемы и трудности экономических реформ 90-х годов.
Международные связи России.
Россия на пороге нового тысячелетия.
Россия в начале XXI века.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по истории.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)

В рамках подготовки и на начальном этапе пенсионной реформы

 Правительством выделены  следующие приоритетные направления:

 Применение нового  подхода при повышении минимального  размера пенсии и индексации  других пенсий.

 Индексация пенсий  на основе индивидуальных коэффициентов.

 Периодическая индексация  пенсий, чередуемая с выплатой  компенсационных надбавок.

 Улучшение жизненного  уровня участников Великой Отечественной  войны.

 

 Пенсионная реформа  предполагала изменение форм  пенсионного обеспечения, более  тесную увязку уровня пенсионного  обеспечения различных категорий  пенсионеров с их вкладом в  финансирование пенсионной системы.

 Пенсионный фонд приступил  к созданию системы персонифицированного  учета страховых взносов, которая  стала служить основой реформированной  пенсионной системы страны. С  1 января 1997г вступил в силу  Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в  системе государственного пенсионного  страхования». Он устанавливает  правовую основу и принципы  организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах,  на которых распространяется  действие законодательства Российской

 Федерации о государственном  пенсионном обеспечении (в части  трудовых пенсий).

Проводимая Правительством России социальная политика непосредственно  связана с решением жилищной проблемы.

 

 Жилищная реформа предполагала  переход на новую систему оплаты  содержания государственного и  муниципального жилищных фондов, дальнейшее развитие приватизации  в жилищной сфере, внедрение  внебюджетных форм инвестирования  жилищного строительства; предоставление  гражданам, нуждающимся в улучшении  жилищных условий, компенсаций (субсидий) на строительство; использование жилищных облигаций для привлечения средств населения в эту сферу.

Налоговая система создавалась  в 1991г фактически с чистого листа, учитывая реальность того времени. Основная функция была - формирование бюджета. Расчет создателей налоговой системы  делался на быстрейший подъем торгового  капитала и скорый расцвет инвестиций от торговли в нужные, только перспективные  отрасли промышленности. Торговля действительно  процветала. Но инвестиционной активности не наблюдалось. Любой мало-мальски  приличный бизнесмен занимался  уходом от уплаты налогов. Налоги превратились во всепоглощающего монстра - 150 налогов, “съедающих” 60% от дохода - это не столько  реальность, сколько приговор для  государства. Крах бюджетов последних  лет сделал неизбежным смену налоговой  системы.

И в 1997г Правительством был  представлен на утверждение

 Государственной Думе  проект Налогового кодекса. Разработчики  проекта

 Налогового кодекса  претендовали на то, что их  труд и есть долгожданная налоговая  реформа, которая позволит обеспечить  экономический подъем. Их оппоненты  утверждали, что это не реформа,  а шлифовка существующей налоговой  системы, ее логическое продолжение  и закрепление существующего  беспорядка еще на несколько  лет.

Своеобразной чертой под  эпохой экономических преобразований стала объявленная Правительством и Центральным Банком Российской Федерации деноминация рубля  в 1998г, которая была призвана стать  одним из элементов стабилизации экономики. Реформа, начало которой  пришлось на первый день

1998г, не предполагала  ни конфискации в каком бы  то ни было виде, ни ограничений,  ни собственно обмена наличных  “старых” денег, оказавшихся  в домашнем кошельке или в  кассе предприятия. Они по-прежнему  должны были выполнять свою  функцию и участвовать в обороте.

 

3.Международные  связи России.

Распад СССР изменил положение  России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним  миром. Внешнеполитическая концепция  Российской Федерации выдвигала  приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и  независимости, обеспечение благоприятных  условий для развития рыночной экономики  и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего  Советского Союза в ООН, а также  помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными  странами. Внешнеэкономические связи  рассматривались как одно из средств  преодоления хозяйственного кризиса  в стране.

 

 Россия и страны  дальнего зарубежья. После августовских  событий 1991 г. началось дипломатическое  признание России. Для переговоров  с российским президентом прибыл  глава Болгарии Ж. Желев. В  конце того же года состоялся  первый официальный визит Б.Н.  Ельцина за рубеж - в ФРГ.  О признании суверенности России, о переходе к ней прав и  обязанностей бывшего СССР заявили  страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения  о партнерстве и сотрудничестве  между государствами ЕС и Российской  Федерацией. Правительство России  присоединилось к предложенной  НАТО программе "Партнерство  во имя мира". Страна была  включена в состав Международного  валютного фонда. Ей удалось  договориться с крупнейшими банками  Запада об отсрочке платежей  за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет  Европы, в компетенции которого  находились вопросы культуры, прав  человека, защиты окружающей среды.  Европейские государства поддерживали  действия России, направленные на  ее интеграцию в мировую экономику.

 

 Заметно повысилась  роль внешней торговли в развитии  экономики России. Разрушение народнохозяйственных  связей между республиками бывшего  СССР и распад Совета Экономической  Взаимопомощи вызвали переориентацию  внешнеэкономических связей. После  долгого перерыва России был  предоставлен режим наибольшего  благоприятствования в торговле  с США. Постоянными экономическими  партнерами являлись государства  Ближнего Востока и Латинской  Америки. Как и в предшествующие  годы, в развивающихся странах  при участии России строились  тепло- и гидроэлектростанции  (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии  возводились металлургические предприятия  и сельскохозяйственные объекты.

 

 Сохранились торговые  контакты между Россией и странами  бывшего СЭВ, по территории  которых пролегали газо- и нефтепроводы  в Западную Европу. Экспортируемые  по ним энергоносители продавались  и этим государствам. Ответными  предметами торговли выступали  медикаменты, продовольственные  и химические товары. Доля стран  Восточной Европы в общем объеме  российской торговли сократилась  к 1994 г. до 10%.

 

 Отношения с государствами  СНГ. Развитие взаимоотношений  с Содружеством Независимых Государств  занимало важное место во внешнеполитической  деятельности правительства. В  1993 г. в состав СНГ входили,  кроме России, еще одиннадцать  государств. На первых порах центральное  место в отношениях между ними  занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества  бывшего СССР. Устанавливались границы  с теми из стран, которые  ввели национальные валюты. Были  подписаны договоры, определившие  условия перевозки российских  грузов по их территории за  рубеж.

 

 Распад СССР разрушил  традиционные экономические связи  с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами  СНГ. Россия продолжала поставлять  им топливно-энергетические ресурсы,  прежде всего нефть и газ.  В структуре импортных поступлений  преобладали товары народного  потребления и продовольствие. Одним  из препятствий на пути развития  торговых отношений являлась  образовавшаяся в предшествующие  годы финансовая задолженность  России со стороны государств  Содружества. В середине 90-х годов  ее размер превышал б млрд. долл.

 

 Российское правительство  стремилось сохранить интеграционные  связи между бывшими республиками  в рамках СНГ. По его инициативе  был создан Межгосударственный  комитет стран Содружества с  центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией,  Казахстаном и др.) государствами  был заключен договор о коллективной  безопасности, разработан и утвержден  устав СНГ. Вместе с тем Содружество  стран не представляло собой  единой оформленной организации.

 

 Межгосударственные отношения  России с бывшими республиками  СССР складывались непросто. Велись  острые споры с Украиной из-за  раздела Черноморского флота  и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами  государств Прибалтики вызывались  дискриминацией проживающего там  русскоязычного населения и нерешен-ностыо  некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические  интересы России в Таджикистане  и Молдавии явились причинами  ее участия в вооруженных столкновениях  в этих регионах. Наиболее конструктивно  развивались взаимоотношения между  Российской федерацией и Белоруссией.

 

 Деятельность российского  правительства внутри страны  и на международной арене свидетельствовала  о его желании преодолеть конфликты  в отношениях с государствами  как дальнего, так и ближнего  зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Россия на пороге нового тысячелетия.

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества. По мнению отечественных ученых-экономистов, в стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств. Сложившаяся социально-экономическая система была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали половину федерального бюджета. Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Потери банковской системы составили в ценах середины 2000 г. 100—150 млрд. руб.; госбюджет недополучил свыше 50 млрд. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства. Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий.    В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения России. Для смягчения обстановки пра- вительство принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились, общественные работы. Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население — к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн, сократившись за десятилетие почти на 2 млн человек.

В политической жизни все  более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин. Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. Не велась стратегия развития реформы в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации — республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее — причинами второй чеченской войны (август 1999 г.). В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Избирательная кампания вызвала значительный подъем социальной активности населения. В ней приняли участие многие известные по прежним выборам объединения и партии: «Наш дом — Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». На политической арене появились новые политические движения: «Отечество — вся Россия» (лидеры — Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада) и проправительственное объединение «Единство», которое возглавил обладавший большим авторитетом министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующими фракциями стали «Единство» и КПРФ. 31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. Последний период пребывания Б. Н. Ельцина у власти ознаменовался важными внешнеполитическими акциями РФ. В апреле 2000 г. новым главой правительства стал М. М. Касьянов. 480 Глава 42. Россия в 90-е годы XX в и в первые годы XXI столетия Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами — членами СНГ. Однако развитию интеграционных процессов препятствовал ряд факторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства в некоторых странах Содружества. Кроме того, сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран. К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина. На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководители стран — членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Документ стал основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними. В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республики Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними. Смена руководства страны на рубеже 1999—2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

Информация о работе Распад СССР