Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 15:37, реферат
В данной работе мы попытаемся проследить основные этапы распада СССР и установления новых взаимоотношений между бывшими советскими республиками в рамках СНГ.
Введение………………………………………………………………………..…...….3
I. Дезинтеграционные процессы в СССР……………………………………….....…4
II. Распад СССР………………………………………………………………….……10
III. Становление и развитие СНГ………………………………………………....…15
Заключение………………………………………………………………………..…..20
Список использованной литературы……………………………………………......21
Анализ данного проекта союзного договора позволяет сделать вывод, что республики наделялись широкими полномочиями, имели возможность путем специальных договоров с центром получить дополнительные права и полномочия. При этом республики имели перед Союзом минимум обязательств. Очевидно, что стремление республиканских лидеров обрести всю полноту государственной власти сыграло в их нежелании подписывать договор решающую роль.
Окончательно
вопрос о Союзе решил референдум
на Украине. Большинство принявших
участие в голосовании жителей
республики высказались за независимость.
Одновременно Л. Кравчук был избран
президентом, и, опираясь на итоги референдума,
отказался подписывать союзный
договор. Б. Ельцын сразу же декларировал
признание Россией
8 декабря в
Белоруссии президенты России
и Украины и председатель
Объясняя причины
решений, принятых 8 декабря 1991 г., Б. Ельцын
пишет: "Подписывая это соглашение,
Россия выбирала иной: мирный, демократический,
не имперский путь развития. Она
выбирала новую глобальную стратегию:
отказывалась от традиционного образа
"властительницы полумира", от вооруженного
противостояния западной цивилизации,
от роли жандарма в решении национальных
проблем: идея заключалась в том,
чтобы резко изменить политический
климат: Беловежское соглашение, как
мне тогда казалось, было нужно
прежде всего для того, чтобы резко
усилить центростремительные
Подобная точка зрения не лишена оснований. После августа 1991 года центробежные тенденции получили мощный толчок. И без того ослабленные союзные структуры не выдержали. СССР стремительно распадался. Политические расчеты и амбиции не позволили руководителям республик прийти к согласованию интересов в рамках ослабленного Союза. Но они также понимали, что одновременно с распадом страны рвались экономические связи и, что это будет иметь отрицательные последствия для экономик новых независимых государств.
III. Становление и развитие СНГ
То, что было просто на словах, на деле оказалось гораздо сложнее. Первоначально страны-члены СНГ не проявляли активности и стремления к сотрудничеству, к сближению экономик в рамках содружества. По мнению Е. М. Примакова, "образование СНГ было продиктовано скорее стремлением притупить остроту негативной внутренней реакции, внешняя, в основном, была противоположной — на распад великого государства".* *Примаков Е. М. Годы в большой политике. М., 1999. С. 385.
В работах, посвященных СНГ, также отмечается, что в начале 1990-х годов в России у значительной части политической элиты появилось убеждение, что другие союзные республики жили за счет РСФСР, являлись и являются тормозом для ее развития. Поэтому оптимальным для России признавалось политика дистанцирования от них и одновременно сближение с более западными партнерами.
С 1996 года произошло
изменение концепции
Интеграция в рамках постсоветского пространства рассматривалась как инструмент повышения значимости внешнеполитического потенциала России на международной арене.
Объективной основой
интеграции бывших республик СССР являются
социально-экономические
Россия продолжает
предоставлять безвозмездные
Фактором интеграции является также "необходимость обеспечения оборонной безопасности. Сама Россия может производить лишь около 18 % систем современного вооружения, все остальное — только в кооперации со странами СНГ. Любые перспективы развития оборонной промышленности как в России, так и в странах СНГ сопряжены с выработкой единой оборонной политики".* * Там же. С. 402.
В качестве социокультурного
фактора объединения стран СНГ
выступает "цивилизованное единство"
населения, схожесть социальной структуры,
степень образования, общий исторический
опыт и традиции. В СНГ после
распада СССР осталось 25 млн русских.
Сложная социально-
Как видим, у
стран СНГ и, в частности, у
Российской Федерации достаточно причин
для объединения. Не случайно со времени
создания содружества странами-
Особенно активная
и эффективная политика в этой
области стала проводиться
29 марта 1996 г.
президентами Российской
Важнейшим политическим событием для СНГ стало подписание договора о сотрудничестве между Россией и Белоруссией. Процесс объединения двух стран, начавшийся в 1996 году, не останавливается до сих пор, несмотря на имеющиеся трудности как объективного, так и субъективного характера.
Российская Федерация
принимала участие в
Наряду с интеграционными процессами в России и странах СНГ существовали и другие явления: усиление противодействия России внутри Содружества. Обозначились и государства, которые выступили активной оппозицией России. Это Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения. Руководители этих стран стремятся доминировать в своих регионах, строить взаимоотношения с Россией преимущественно на двустороннем уровне.
Непросто складывались отношения России с Украиной. Одной из основных проблем в их взаимоотношениях была проблема Крыма. Крымский полуостров, бывший частью РСФСР, в 50-е годы передал Украине Н. С. Хрущев. К этой чисто территориальной проблеме добавилась проблема Черноморского Флота. После долгих и тяжелых переговоров выходом из спорной ситуации была признана долгосрочная аренда Севастополя Россией в качестве базы российского Черноморского Флота. Это соглашение способствовало подписанию всеобъемлющего российско-украинского договора в 1998 году.
Противники интеграции стран СНГ есть как в странах Содружества, так и за его пределами. На Западе существует идея об опасности так называемого "СССР-2" как факторе усиления России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Запад активно содействует участию членов СНГ в системе "Партнерство во имя мира", способствуя сближению этих стран с НАТО.
Существенной проблемой СНГ остается "разноскоростность" интеграции в рамках Содружества, различия в направлениях и сроках осуществления странами реформ. Не выработан четкий механизм выполнения принятых решений, поступательного движения от простых форм к более сложным.
Политическое
руководство Российской Федерации
считает оптимальным вариантом
в отношениях со странами ближнего
зарубежья вести курс на всестороннюю
интеграцию в рамках единой для всех
стратегии. Однако, по данным Совета по
внешней и оборонной политике
при Президенте Российской Федерации,
"в отношениях со странами СНГ, как
правило, продолжаются дезинтеграционные
процессы. Это выражается в следующем:
в большинстве случаев
Таким образом,
в СНГ остается гораздо больше
нерешенных проблем, чем вопросов, нашедших
свой ответ.
Заключение
СССР прекратил
существование накануне своей 69-й
годовщины с момента
Но, безусловно,
основными стали объективные
причины распада СССР. К ним
исследователи относят