Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Antoshkin.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Особенности колич и кач методов. Количественные характеризуются значительным уровнем стандартизации и формализации, использованием статистических распределений, шкальных показателей, индексов. Они направлены на изучение социальных структур и институтов, общих социальных процессов, объективных факторов, и решают задачи установления взаимосвязей между отдельными параметрами социальных явлений и изменение этих параметров. Стиль исследования с помощью количественных методов определяют как жесткий, холодный.

Качественные методы характеризуются значительно меньшим уровнем формализации и стандартизации, а данные исследования представлены в виде высказываний, документов, описание случаев и выявленных мнений. При этом описание случаев происходит без их отождествления, но путем обобщения выявленных оценок. Качественные методы направлены на изучение человека, субъективных факторов, частных процессов, человека и решают задачи интерпретации социального явления, его общей картины. Стиль исследования с помощью качественных методов определяют как мягкий, теплый.  

 Сплошное, монографическое и выборочное исследования

В зависимости от степени охвата исследования принято различать сплошное и не сплошное статистическое наблюдение. Сплошным называют такое исследование, при котором изучаются все единицы наблюдения объекта исследования.

Не сплошное наблюдение бывает нескольких видов:

монографическое

метод основного массива

выборочное исследование.

Монографическое исследование означает изучение какого-то определенного, достаточно типичного и представительного отдельного объекта. Глубокое изучение одного человека, одного учреждения, одного села нередко с определенными временными интервалами. Монографическое исследование иногда проводят перед основным с целью разработки программы, изучения различных организационных вопросов.

Метод основного массива - охватывает большую часть единиц изучаемого объекта наблюдения. Этот метод иногда называют несовершенным сплошным. Например, при изучении здоровья детей, родители которых работают на текстильных предприятиях, для анализа отбирают только крупные предприятия.

В социологии сплошное и монографическое исследования не часты. Наиболее распространено выборочное исследование.

Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности. Эта часть называется выборочной совокупностью, которая как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. В этом случае весь объект будет называться генеральной совокупностью. Вся сложность заключается в том, как найти, определить такую часть целого, которая достаточно точно отражала бы все его основные характеристики. Это позволило бы судить о целом по его части.

Сразу же возникает вопрос о количестве, структуре и качестве исследуемой совокупности. Можно вполне обойтись достаточно ограниченным количеством респондентов. Но при этом выборочная совокупность должна быть репрезентативной, то есть пропорционально воспроизводить все характеристики генеральной совокупности. Это - главное требование, предъявляемое к выборочной совокупности.

 Выборочная совокупность - часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение о всей генеральной совокупности.  
Для того, чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность выборка должна обладать свойством репрезентативности.

 Репрезентативность выборки — это показатель, заключающийся в том, что выборка должна полно и достоверно отображать признаки той совокупности, частью которой она является. Её также можно определять как свойство выборки наиболее полно представлять характеристики генеральной совокупности, существенные с точки зрения цели исследования.

Репрезентативность должна быть количественной и качественной.  
 
Количественная - основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной совокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.  
 
Качественная - основана на законе вероятности и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризующих элементы выборочной совокупности по отношению к генеральной. 

Методы сбора первичной социологической информации.

Самым распространенным методом сбора первичной информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к исследуемой совокупности индивидов (респондентов) с вопросами по исследуемой проблеме: АНКЕТНЫЙ ОПРОС. ИНТЕРВЬЮ.

Анализ документов – это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач.

 Классификация документов — одна из задач информационного поиска, заключающаяся в отнесении документа к одной из нескольких категорий на основании содержания документа.

Классификация может осуществляться полностью вручную, либо автоматически с помощью созданного вручную набора правил, либо автоматически с применением методов машинного обучения.

Следует отличать классификацию текстов от кластеризации, в последнем случае тексты также группируются по некоторым критериям, но заранее заданные категории отсутствуют.

 

По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. К личным относят карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики и. рекомендательные письма, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Важный источник изучения политической жизии — документы поименного голосования в представительных органах власти.

 

Безличные документы — это статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

 

Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на ос­нове непосредственной регистрации совершающихся событий.

Вторичные представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников.

Достоверность информации-  зависит от источника документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных. Официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный, и к тому же составленный на основе других документов. При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно сделать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.

Официальные документы- относятся правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т. п.

Неофициальные документы — это многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений).

Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией. Нередко в документе отсутствует детальная характеристика ситуации, в которой высказано мнение или оценки. Но именно конкретная ситуация дает ключ к расшифровке смысла оценок и мнений. Дальнейший анализ раскрывает какими намерениями руководствовался составитель документа, что поможет выявить умышленные или непроизвольные искажения. Очень важно знать, какой метод получения первичных данных, использован составителем документа.

Качественный  анализ представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя (аналитика).

 

 Он включает  многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию  сведений, содержащихся в документе, с определённой точки зрения  принятой исследователем в каждом конкретном случае. Качественный  анализ является самостоятельным, творческим процессом, зависящим от:

1) содержания  и направленности исследуемого  документа;

2) условий, целей  и задач проводимого исследования;

3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (в этом случае он таит в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа).

 

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Социологическое наблюдение — это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.

Наблюдение в науке существенно отличается от обыденного или случайного наблюдения тем, что представляет собой целенаправленное, систематическое и организованное восприятие изучаемых предметов и явлений. Связь наблюдения с чувственным познанием очевидна, поскольку процесс восприятия действительности связан с переработкой и синтезом тех ощущений, впечатлений и образов, которые наблюдатель получает от внешнего мира. Все они являются отображением отдельных чувственно воспринимаемых свойств, сторон и отношений наблюдаемых предметов и явлений. Иногда наблюдение может относиться также к восприятию переживаний, чувств и других психических состояний самого субъекта. Такое наблюдение называют интроспекцией.

Включенное наблюдение – это метод социологического исследования, особенностью которого является то, что исследователь сам становится участником того социального явления которое он собирается изучать.

 

Пример включенного наблюдения: социолог, изучающий межличностные отношения в среде байкеров внедряется в их среду, сам на время становится байкером, «тусуется» с ними и изнутри изучает все особенности их общения.

 

Метод включенного наблюдения предполагает неформальный сбор интересующих исследователя данных. Это не заполнение изучаемыми анкет, не интервью с ними, а просто наблюдение за социальным явлением и фиксация увиденного и услышанного. Часто отчет по результатам включенного наблюдения носит описательный характер и не предполагает каких-либо глобальных обобщений и точных цифр, хотя иногда применение метода включенного наблюдения и позволяет делать более глобальные обобщения.

 

Открытое наблюдение :

предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,.

 

Инкогнито наблюдение- не предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении.

 

Надежность является наиболее общей характеристикой качества эмпирич. данных, полученных в социологич. исследовании. Под надежной понимают информацию, в к-рой относительно отсутствуют ошибки. Точнее, надежная - это информация, в к-рой, во-первых, отсутствуют неучтенные ошибки, т. е. ошибки, величину к-рых исследователь не в состоянии оценить, во-вторых, учтенные ошибки не превышают нек-рой заданной исследователем величины.

 

Ме́тод опро́са —вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

 

Анкетирование (от франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты.

 

Интервьюирование  способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений.

 

Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.

Структура опросного листа- Краткая структура:

 

1. Название (соотв. Теме социологического исследования).

2. Обращение  к респонденту (стимулирование респондента  на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

Информация о работе Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование