Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:30, курсовая работа
Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.
восходящая стратегия
анализа — нисходящая стратегии анализа. Что касается просто пары понятий «вос
одящая стратегия — нис одящая стратегия»,
то она используется в эмпирической социологии
в разных контекстах. Например, для обозначения
выборочной стратегии в исследовании.
Если сбор информации осуществляется
по так называемому методу «снежного кома»,
то это пример восходящей выборочной стратегии.
Такая стратегия используется обычно
для изучения латентных социальных групп
(наркоманов, скрыты алкоголиков и т. д.).
С нис одящей выборочной стратегией мы
сталкиваемся при формировании выборки,
ис одя из структуры генеральной совокупности.
Это является типичным для изучения общественного
мнения. Разумеется, в рамках одного и
того же исследования одновременно могут
использоваться как нисходящая, так и
восходящая стратегии формирования выборки.
Такую пару терминов можно использовать
и для характеристики логики исследовательского
процесса в целом, а именно для обозначения
двух подходов к изучению социальной реальности.
Мы их обозначили как статистическую и
гуманитарную традиции (подходы, парадигмы)
в эмпирической социологии. Известно,
что латентные социальные группы, в отличие
от других , целесообразнее изучать по
восходящей стратегии, т. е. не только стратегия
формирования выборки носит восходящий
характер, но и все исследование в целом
построено по восходящей стратегии изучения
таких групп.
Эта пара терминов применяется и в достаточно
узком смысле в так называемых методах
многомерной классификации для обозначения
процедуры деления эмпирических объектов
на группы. О понятии «классификация»
пойдет речь в последней части книги. Это
пока ремарка для «всезнаек». Пара «восходящая
стратегия анализа данных — нисходящая
стратегия анализа данных» составляет основу для формирования в социологическом
исследовании логики анализа данных,
логической схемы анализа. Социолог выбирает стратегию анализа
данных исходя из специфики своего исследования
(цели, задачи, гипотезы).
Анализ Типологический
- метод изучения сложных соц.
объектов, состоящий в выделении
социально значимых, качественно
отличных друг от друга, внутренне
однородных групп объектов, характериз.
совокупностью признаков
Соционика - это сильно математизированная ветвь психологии. Она базируется на идеях К. Юнга, одного из самых известных учеников З.Фрейда. В начале нашего века Юнг, проанализировав свой богатейший психиатрический опыт, пришел к выводу что психически больные люди делятся на четко разграничиваемые группы, и два человека из одной группы ведут себя очень похоже. Юнг предположил, что подобное разделение свойственно и здоровым людям, но менее ярко выраженно. Свои наблюдения он изложил в книге "Психологические типы", вышедшей в 1919 г. и переведенной на русский язык в 1922 г. Современная соционика базируется прежде всего на предложенной в этой книге типологической концепции.
Использование социоанализа позволяет:
Дать общий анализ личности и составить на этой основе деловую характеристику человека, содержащую такие аспекты, как :
сильные и слабые стороны, проблемы,
что нельзя ожидать и
рационально строить
формировать работоспособные
разрешать назревающие
находить подход к человеку, вызывающему интерес, на оновании глубинных мотивов его поведения;
формировать временные мелкие специализированные рабочие группы,предназначенные для решения определенных
тактических задач;
оценить потенциал фирмы как
единой психоинформационной
правильно рассчитывать рекламную деятельность, ориентируя ее на конкретного определенного потребителя.
Шкала Индикатор (от лат. indicator - указатель) - англ. indicator; нем. Indikator. Доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
Типы шкал:
Интерпретация полученных данных
Интерпретация - это научная процедура, посредством которой в социальной действительности выделяются признаки социальных явлений (или чаще их классов), составляющие содержание данных понятий. Такие признаки называются индикаторами (показателями). Интерпретация является обычно составной частью процедур социологического наблюдения (если оно формализовано и осуществляется по определенной программе) или измерения. По своей основной направленности (от содержания понятий к эмпирическим явлениям).
В отличие от дефиниций, контекстуальных понятийных связей (логических методов раскрытия содержания понятия, его интенсио-нала), эмпирическая интерпретация, как и концептуализация, имеют практическую природу, иначе говоря, их эффективность может быть обоснована лишь последующими шагами исследователя, в конечном счете - результатами всего исследовательского цикла. Для интерпретации (или концептуализации) не может быть построена дискурсивная логическая последовательность действий, поскольку сама суть этих операций заключена в выходе за пределы логических связей. Тем не менее интерпретация может иметь более или менее развитую логическую часть, обычно предваряющую собственно практические шаги или действия. Степень развитости логического механизма интерпретации зависит от уровня абстрактности и степени общности понятий, вида эмпирического исследования, накопленного исследовательского опыта, стандартизации инструментов наблюдения или измерения. Практический механизм интерпретации уточняется на программной стадии исследования. При подготовке инстру-
ментов формализованного наблюдения или измерения определяется состав индикаторов, служащих эмпирическому обоснованию понятий, способ обоснования (методы записи, контроля и преобразования информации, методы анализа), характер разделения труда между исследователем, вспомогательным персоналом (интервьюер, наблюдатель, счетчик, эксперт, кодировщик, программист) и респондентом (если используется саморегистрация).
Отношение между содержанием понятия и его эмпирическими индикаторами в гносеологическом плане раскрывается в диалектике общего и специфичного, абстрактного и конкретного. Любой набор индикаторов данного понятия рассматривается как выборка из всех возможных его индикаторов (универсума индикаторов, предметной области понятия, его экстенсионала). Индикаторы делятся на прямые и косвенные. Прямые индикаторы непосредственно характеризуют содержание понятия, косвенные, или сопутствующие, делают это в силу известной (практически доказанной) связи с интересующим исследователя свойством.
Для многих областей социальной реальности прямые индикаторы либо отсутствуют (субъективный мир, явления индивидуальной психики, общественного сознания, традиционных общественных институтов и культуры), либо в силу своих масштабов выходят за пределы возможностей индивидуального наблюдения и подлежат косвенному измерению (степень бюрократизации общества, уровень преступности и т.п.). Эти обстоятельства, а также зачастую неопределенность классификации индикаторов на прямые и косвенные в социологии приводят к необходимости использования множества индикаторов при интерпретации ставят проблемы взаимозаменяемости индикаторов, их разной валидности. Отражением этих методологических проблем является стратегия особых средств измерения (тестов, индексов, шкалирования) в психологии, социологии и др. науках, а также особые требования к сравнительным, повторным и т.п. исследованиям, где возникает проблема сопоставимости данных /4/ . В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется усилиями коллектива людей, опытными социологами. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в об-
следованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на статистический материал, результаты других исследований. Одним словом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обоснованности сформулированных на их основе выводов.
Таким образом, сами по себе полученные данные показателями не являются, а представляют собой лишь обобщенные по заданным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит приобрести определенное смысловое содержание. Кроме того, каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения. Поэтому социологические данные превращаются в показатель только в том случае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, то есть соотносит их с изучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования.
Отчет и аналитическая справка –Отчет о социологическом исследовании
- форма подведения итогов социологического
исследования. Содержит описание всех
разделов программы исследования, изложение
используемых в ней теорий, методологического
и методического аппарата, описание и
объяснение полученных данных, выводы
и рекомендации. Это самостоятельный вид
научной работы, исходный документ для
подготовки директивных решений, а также
научных трудов - монографий, диссертаций
и т. п. Отчет содержит информацию о решении
доставленных в исследовании задач. Аналитическая записка — документ, содержащий обобщенный
материал о каких-либо исследованиях. Целью написания аналитической записк
Структура социологического отчета В отчете излагается:
- последовательность
выполнения программы
-анализ полученных эмпирических данных,
-обоснование выводов и рекомендации.
В приложении приводятся цифровые, графические и иные показатели и документы, а также методические материалы: анкеты, бланки, тесты и др.
Начинается отчет с введения, в котором обосновывается место исследования в ряду др. исследований темы (при наличии таковых) или более широкого исследовательского проекта.
В первом разделе отчета дается общая характеристика исследования - раскрываются основные методологические и методические положения исследовательской программы, специально выделяется параграф, характеризующий процесс реализации программы (сбор полевой информации; реализация выборки; обработка информации; состав опрошенной выборочной совокупности; границы выводов).
В разделе втором дается анализ результатов исследования, который заключают выводы и рекомендации.
Характер отчета во многом отражает тип исследования - сугубо научный или прикладной. При подготовке отчета по исследованию первого типа внимание акцентируется в первую очередь на постановке проблем, их концептуальной разработке и формулировании целей и задач исследования. Наряду с этим дается оценка степени разработанности проблемы, существующие подходы к ее изучению и решению. В разделе, посвященном анализу результатов исследования, обосновывается достигнутый уровень решения поставленных задач, формулируются выводы и на их основе рекомендации. В приложении к отчету даются материалы, иллюстрирующие положения всех разделов отчета. Подобная форма отчета может быть использована и при "заказных" исследованиях. Однако при его составлении акцент должен быть сделан на практических выводах и рекомендациях. В такого рода исследованиях на начальном этапе их подготовки осуществляется перевод проблемной соц. ситуации на язык исследования, а на конечном этапе, при формулировании практических рекомендаций, происходит перевод результатов исследования на язык управленческих решений.
Наряду с полным отчетом обычно готовится и сокращенный вариант, раскрывающий основное содержание решаемых задач и пути их реализации.
Информация о работе Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование