Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:30, курсовая работа
Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.
3 .Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).
Основные требования к составлению анкеты:
1. Количество вопросов не должно переутомить респондента.
3. Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа.
4. При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.
5. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.
6. Каждый вопрос
должен соответствовать
7. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).
8. Заключительная часть (сведения о респонденте).
Основные виды анкетирования:
1. По объему (сплошное, выборочное).
2. По способу заполнения (прямое (заполняет сам респондент), косвенное (заполняет социолог)).
3. По способу общения: очное (индивидуальное (один на один), коллективное), заочное (почтовое, раздаточное, электронное, прессовое).
Закрытые вопросы предполагают, что респондент при ответе на вопрос ограничен заранее придуманным исследователями списком вариантов ответов содержащихся в анкете.
Открытые вопросы не содержат вариантов ответов, а предлагают опрашиваемому самому сформулировать ответ на вопрос в свободной форме. Процедура обработки открытых вопросов достаточно трудоемка и заключается в следующем. Исследователи просматривают заполненные анкеты и распределяют ответы респондентов на открытые вопросы на несколько однородных групп.
Комбинированная форма вопроса – ставится вопрос и запрограммированные на него ответы, а дальше – чистое поле. Респондент может выбрать запрограммированный ответ, а если не найдет соответствующей его мнению, суждению, пишет на чистом поле свой ответ.
Прямой вопрос - это вопрос, направленный на получение прямой информации от респондента, например: «Вы читаете детективы, чтобы скоротать время»? Такие вопросы применяются лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта.
Косвенные вопросы дают возможность респонденту высказать не личное мнение, а позицию группы, сообщества, т.е. не высказывать свою точку зрения, а согласиться с одной из предлагаемых (некоторые люди считают…).
Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д.
Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.
Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).
Формулировка программных вопросов - «перевод» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.
Основные принципы построения анкеты – 1) программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты; 2) непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории; 3) одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.
Групповой опрос - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.
ПЕРЕМЕННАЯ - любое свойство (атрибут, характеристика) измеряемых объектов, которое изменяется от объекта к объекту (у разных объектов принимает разные значения).
ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ - При описании отношений между переменными, то явление, которое объясняется или порождается каким-либо другим явлением, называется «зависимой» переменной, тогда как причинная или объясняющая переменная обозначается как «независимая». Например, в исследованиях социальной мобильности зависимой переменной обычно является уровень профессиональных достижений индивидов, тогда как независимые переменные включают в себя другие феномены, которые могут объяснить этот уровень, такие, как профессии родителей и образовательные достижения изучаемых индивидов.
Естественный эксперимент, или полевой эксперимент — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
Лабораторный эксперимент — (от лат. laborare работать, experimentum опыт) разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.
Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора.
Обеспечение чистоты экспериментального исследования - чистота эксперимента зависит от того, насколько удалось нейтрализовать влияние на ход и результаты экспериментирования так называемых побочных факторов, не вошедших в состав экспериментальных.
Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования.
Обработка информации — в информатике любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам.
Статистическая сводка - комплекс последовательных операций по первичной обработке данных с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению. Это научно-организованная обработка материалов наблюдения, включающая подсчет групповых и общих итогов, систематизацию, группировку данных и составление таблиц.
Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку. Например, группировка предприятий по формам собственности или группировка населения по размеру среднедушевого дохода.
Простая группировка - если группировка производится группировка только по одному признаку.
Сложная комбинирована группировка - если группировка производится по двум и более признакам.
Простая группировка — это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т. д.
Перекрестная группировка (или перекрестная классификация) — это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью: (а) обнаружить какие-то взаимозависимости, (б) осуществить взаимоконтроль показателей сформировать новый составной показатель (индекс) на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить (об этом ниже) направление связей влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое.
Расчет средних величин… Средней величиной называют показатель, который характеризует обобщенное значение признака или группы признаков в исследуемой совокупности.
Регрессио́нный анализ — статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных
на зависимую переменную
. Независимые переменные иначе называют
регрессорами или предикторами, а зависимые
переменные — критериальными. Терминология зависимых инезави
Корреляционный анализ, совокупность основанных на математической теории корреляции методов обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами. К. а. экспериментальных данных заключает в себе следующие основные практические приёмы: 1) построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы; 2) вычисление выборочных коэффициентов корреляции или корреляционного отношения; 3) проверка статистической гипотезы значимости связи. Дальнейшее исследование заключается в установлении конкретного вида зависимости между величинами.
Факторный анализ, раздел статистического анализа многомерного,. объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц. Основное предположение Ф. а. заключается в том, что корреляционные связи между большим числом наблюдаемых переменных определяются существованием меньшего числа гипотетических ненаблюдаемых переменных или факторов.
Индексом будем называть обобщенный (производный) показатель, сформиро-
ванный из исходных посредством математических операций. Исходными показате-
лями для индекса могут быть сами эмпирические индикаторы либо какие-то, произ-
водные от эмпирических индикаторов, показатели. Например, показатель оценки ка-
чества «курса лекций», полученный посредством логического прямоугольника, или
показатель удовлетворенности учебой, сформированный посредством логического
квадрата. В частности, в качестве математических операций выступают логические и
простые арифметические операции.
КВАНТИФИЦИРОВАНИЕ, КВАНТИФИКАЦИЯ (от лат. quantitas – количество и facere – делать) – сведение качеств к количествам, напр. звуков и цветов – к числу колебаний. Квалификация, введенная в физику Декартом, неизменно играла определенную роль в психологии, т. к. со всякой квантификацией было связано рационализирование конкретно наглядной полноты душевного, лишение ее пространственной определенности. Возникающие благодаря этому некачественные понятия не были адекватным выражением сущности психического. Математика, применяемая для квантификации, сама больше не является чисто квантифицирующей наукой.
Ранжирование представляет собой процедуру упорядочения объектов, выполняемую лицом, принимающим решение, или экспертом. На основе знаний и опыта лицо, принимающее решение, или эксперт располагают объекты в порядке предпочтения, руководствуясь одним или несколькими выбранными показателями сравнения. В зависимости от вида отношений между объектами возможны различные варианты упорядочения объектов.
Например: пусть среди объектов нет одинаковых по сравниваемым показателям, т.е. нет эквивалентных объектов. В этом случае между объектами существует только отношение строгого порядка. В результате сравнения всех объектов по отношению строгого порядка составляется упорядоченная последовательность, где объект с первым номером является наиболее предпочтительным. Объект со вторым номером менее предпочтителен первому объекту, но предпочтительнее всех остальных объектов и т.д.
Методы Проективные
- совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о к-рых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Данные искажения могут носить со стороны респондентов как осознанный, так и неосознанный характер. В научн. лит-ре выделяют несколько типов причин, влияющих на искажения информации при использовании традиционных методов. 1. Неосознанность респондентом своих истинных мотивов и установок. Такая ситуация возникает, когда мотивы настолько сложны, а установки настолько противоречивы, что нек-рые респонденты не в состоянии их осознать, поэтому они трактуют их в упрощенных, стереотипных, почерпнутых из массовой информации терминах. Сложные семейные конфликты, противоречивые отношения между людьми, неоднозначное отношение к тем или иным событиям нередко искажаются неосознанно в процессе интервьюирования или анкетирования респондентов. 2. Стремление респондентов к рациональному логич. поведению. Искажение информации происходит здесь прежде всего потому, что в реальности люди руководствуются эмоциональными, нередко противоречивыми мотивами, формируя свое отношение к людям или событиям под влиянием комплекса эмоционально окрашенных и далеко не всегда логич. факторов. В то же время в процессе рефлексии своей мотивации они под влиянием высокой ценности рационального и логич. поведения искажают свои истинные мотивы и установки. 3. Несоответствие между нормами и ценностями, существующими в об-ве, и реальными установками и мотивами респондентов. Стремясь показать, что их мотивы, мнения, установки вполне соответствуют соц. нормам и ценностям, респонденты часто вполне сознательно, отвечая на вопросы интервью и анкет, дают искаженную информацию. 4. Причины, связанные с глубинной ценностной системой респондентов, ориентированных на определенный стиль предоставления информации о людях или событиях. В одних субкультурах (в т. ч. семейных) считается неудобным или недостойным отзываться отрицательно о каком-либо человеке, особенно в его присутствии, упоминать об определенных сторонах его внутренней жизни, привычках и т. д. В др. субкультурах, напротив, принято концентрировать внимание на негативных сторонах поведения и характера людей. Все это приводит к определенному искажению при описании реальных мотивов и установок. Для устранения причин искажения информации разрабатывается совокупность методик, суть к-рых состоит в стремлении спроектировать (отсюда их название) истинные мотивы и установки на специально сконструированные стимулы, процедуры, представляемые в ситуациях, требующих переключения внимания респондентов, неопределенности, игры и т. д.
Информация о работе Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование