Репрессивная и реформаторская деятельность П.А. Столыпина 1906-1911 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 03:16, реферат

Краткое описание

П.А. Столыпину приходилось решать две глобальные и логически взаимосвязанные задачи: во-первых, обеспечить эволюционный выход России из глубочайшего общенационального кризиса, стремясь сохранить при этом ее единство и территориальную целостность, ее политическую стабильность; во-вторых, провести системные реформы, которые должны были создать условия и предпосылки для динамичного роста экономики страны улучшения материального положения народа. Столыпинская программа включила в себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, разработанных министерствами и ведомствами в начале XX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3стр.
Биография………………………………………………………………… 5стр.
Общее направление реформаторской
деятельности П.А. Столыпина………………………………….. 7 стр.
Анализ Реформ……………………………………………………… 8 стр.
Заключение……………………………………………………………… 27 стр.
Список литературы………………………………………………….. 28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Истории.docx

— 91.63 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербургский Государственный  университет культуры и искусств.

Центр режиссерского и продюсерского  мастерства.

Кафедра Режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ.

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по истории

Тема: «Репрессивная  и  реформаторская деятельность П.А. Столыпина

1906-1911 год».

 

 

 

 

Работу выполнил: студент 1 курса  группы №31145

Смирнов Егор Владимирович

Работу проверил: преподаватель  истории

Кипнис Борис Григорьевич

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 год

Содержание.

  • Введение………………………………………………………………….  3стр.
  • Биография………………………………………………………………… 5стр.
  • Общее направление реформаторской

деятельности П.А. Столыпина…………………………………..  7 стр.

  • Анализ Реформ………………………………………………………     8 стр.
  • Заключение………………………………………………………………   27 стр.
  • Список литературы…………………………………………………..   28 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Пётр Аркадьевич Столыпин – человек странной судьбы, не рвавшийся к власти, но неожиданно для всех – может, и для самого себя тоже – вдруг оказавшийся у её вершин. Многие его современники, удивленные его взлетом, стали говорить, что он почти всю жизнь провёл в провинции и не готов к своей новой роли, что у него нет собственных идей, что он «приказчик», исполняющий чужие приказы, локомотив, вытягивающий поезд в указанном кем-то направлении. Такие характеристики появились ещё при жизни П. А. Столыпина и он, надо думать, был о них наслышан. И только немногие люди, в том числе и он сам, знали, насколько это несправедливо. Ибо в рабочем столе П. А. Столыпина лежала стопка взаимосвязанных проектов, призванных последовательно переустроить жизнь России. Окончив работу над последними своими проектами, он отправился в роковую поездку в Киев. Из Киева он не вернулся. Проекты были изъяты, описаны и …канули в безбрежное море государственных архивов. Историкам до сих пор не удавалось найти большую часть из них. [1]1

Немногие политические деятели  и их реформы заслуживали такого пристального, как      П. А. Столыпин, поэтому я и захотела узнать, как же сложилась судьба этого человека и судьба его реформ. Сегодня, когда наша страна начинает жить и формироваться совершенно по новому сценарию, когда она идет сложным путем реформ, увы, часто используя метод проб и ошибок, чрезвычайно важно и интересно обратиться к историческому прошлому нашей страны. Ведь прошлое, как предмет истории, является мудрым учителем, помогающим нам избежать ошибок в настоящем, правильно определить наш путь в будущее. Сейчас печатается большое количество интересных книг, вскрываются старинные архивы, что методологический анализ исторических параллелей становится не только интересным занятием, но ярким воплощением известного тезиса Плутарха:  «История – учит!»

 Тема: «П. А Столыпин и его реформы»: наиболее актуальна сегодня, так как  сегодняшней России нужен реформатор такой, каким был Столыпин, но более актуальней является тема определения характера деятельности Столыпина, то есть нужно определить какой характер носила его деятельность: репрессивный или реформаторский. Вот именно этой темой я заинтересовался, и постараюсь в ходе своего реферата попытаюсь точно определить характер деятельности Столыпина.

П.А. Столыпину приходилось решать две глобальные и логически взаимосвязанные задачи: во-первых, обеспечить эволюционный выход России из глубочайшего общенационального кризиса, стремясь сохранить при этом ее единство и территориальную целостность, ее политическую стабильность; во-вторых, провести системные реформы, которые должны были создать условия и предпосылки для динамичного роста экономики страны улучшения материального положения народа. Столыпинская программа включила в себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, разработанных министерствами и ведомствами в начале XX века. Часть из них вступила в силу и стала эффективно действующими законами, другие, к сожалению, остались нереализованными в силу сложившихся обстоятельств, не зависящих от П.А. Столыпина. Его реформы затрагивали все ключевые сферы жизни страны, были системными реформами. Можно выделить следующие основные направления преобразовательной политики столыпинского правительства:

- права и свободы граждан;

- формирование основ правового  государства и разграничение  ответственности ветвей власти;

- реформирование судопроизводства;

- реформа местного управления  и самоуправления;

- земельная реформа;

- экономика, финансы и инфраструктура;

- социальная политика;

- образование, наука и культура;

- военная реформа;

- противодействие терроризму.

Необходимо остановится на композиции реферата: в ее структуре на первый план выходит аграрная реформа П.А. Столыпина. И это, на мой взгляд, справедливо, т. к. именно аграрная реформа расположена  в самом центре программы столыпинских преобразований, является основной ее составной частью и, рассмотрев аграрную реформу П. А Столыпина, уже можно сказать о характере его деятельности. Также я рассмотрю и некоторые другие направления реформирования, к примеру, военную реформу, реформу образования и социальную политику, права и свободы граждан.

И только рассмотрев все направления  реформирования, и сделав по каждой реформе небольшой вывод, можно будет ответить на поставленный ранее вопрос.

Ну обо всем попорядку.

 

 

 

 

 

  1. Биография

 

П.А.Столыпин родился 2 апреля 1862 г. в Дрездене (Германия).

Отец Петра Аркадьевича - Аркадий  Дмитриевич, активный участник обороны  Севастополя, в период русско-турецкой войны генерал-губернатор Восточной  Румелии, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем - комендант Кремлевского дворца. Мать, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), дочь канцлера князя М.Д.Горчакова.

С 1862 по 1874 г.г. жил в подмосковном имении Середниково (до 1869 г.) и в имении Колноберже, Ковенской губернии. Получил домашнее образование.

1874-1879 учился в Виленской гимназии.

1879-1881 учился в Орловской классической  гимназии.

В июне 1881 года по окончании гимназии, получил аттестат зрелости, в июле подал прошение и в августе  был зачислении в Санкт-Петербургский  Императорский университет на естественное отделение физико-математического  факультета.

Летом 1884 года, будучи студентом, женился  на фрейлине императрицы Марии Федоровны, Ольге Борисовне Нейдгардт, дочери обер-гофмейстера, действительного тайного советника Б.А.Нейдгардта.

В 1885 году закончил университет и получил диплом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета.

В 1886 году зачислен на службу в департамент  земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ.

В 1889 году П.А.Столыпин назначается предводителем дворянства Ковенского уезда и председателем Ковенского съезда мировых посредников.

С этих пор его служба, в течение 14 лет, была связана с Ковенской губернией.

В 1898 году занимает пост Ковенского губернского предводителя дворянства, а в 1902 году - исправляющего должность Гродненского губернатора.

В 1903 году переводится на должность  Саратовского губернатора.

В апреле 1906 года П.А.Столыпин назначается министром внутренних дел, а 8 июля - и председателем Совета Министров.

Возглавив правительство Российской империи, Столыпин имел смелость взять  на себя историческую ответственность  за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Избранный курс Столыпину  приходилось защищать в упорной  борьбе, преодолевая сопротивление дворцовой камарильи, право-консервативных и лево-радикальных сил, а также непонимание либеральных общественных кругов. Представители террористических организаций развязали настоящую "охоту" на премьера, подготовив и осуществив более 10 покушений. Последнее, совершенное террористом Богровым в Киевском оперном театре 1 сентября 1911 г., явилось роковым. Смерть Столыпина, последовавшая 5 сентября, прервала начавшийся мирный эволюционный процесс реформирования страны, что имело трагические последствия для ее дальнейшей истории.

Петр Аркадьевич Столыпин был похоронен  в Киево-Печерской лавре. Его памятник, воздвигнутый в Киеве на общественные пожертвования, был снесен в марте 1917 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее направление реформаторской деятельности П.А. Столыпина

Главной задачей, которую ставил перед  собой Столыпин-реформатор, было укрепление социальной базы существующего строя. Бурные события начала 20 в. убедили  его в том, что искренне преданное  царской власти поместное дворянство уже не может в одиночку служить  ей достаточно надежной опорой. С другой стороны, не оправдали себя и попытки  власти опереться на общинное крестьянство, имея в виду его традиционную аполитичность  и веру в «доброго царя». Мощное аграрное движение 1905-1906 гг. ясно показало, что  основная масса крестьян безоговорочно  поддержит власть только в том  случае, если получит от нее казенные, удельные и, главное, помещичьи земли.

Идти на столь радикальное социально-экономическое  переустройство России                 П.А. Столыпин не мог и не хотел. Он замыслил, оставив в неприкосновенности помещичье землевладение, ублаготворить наиболее зажиточную часть крестьянства за счет основной массы крестьян-общинников. Тем самым правительство как бы убивало одним выстрелом двух зайцев – сохраняло старую социальную опору в лице дворян-помещиков и создавало новую за счет «крепких хозяев».

Не последнюю роль в планах Столыпина  играли надежды на то, что разрушение общины, появление хозяина-собственника благотворно скажется на хозяйственном  развитии деревни, поможет ей поднять  уровень производства, вырваться  из рутины, характерной для общинного  земледелия. Рассчитывал Столыпин и  на то, что его реформы приведут к изменениям в народной психологии, воспитают уважение к частной  собственности, привив тем самым «иммунитет» к революционной агитации.

Столыпин собирался провести в  жизнь все преобразования, намеченные в правительственной программе, опубликованной 25 августа 1906 году. Причем наиболее важные из этих реформ были тесно  связаны между собой – аграрная реформа должна была помочь оформлению «крепких хозяев» в сильную социальную группу; реформа местного самоуправления – предоставить им большие возможности  для участия в работе земств. Реформа  средней и высшей школы – демократизировать  систему образования в России, сделать ее более доступной для  крестьянских детей.

Однако вследствие постоянной оппозиции  правых в Государственном совете и царском окружении Столыпину  удалось более или менее последовательно  провести в жизнь лишь аграрную реформу  – да и то лишь потому, что еще  свежи были воспоминания о погромах помещичьих усадеб и разделах имений между бунтующими крестьянами. К  тому же предложенные Столыпиным преобразования в этой сфере практически никак  не затрагивали помещичьих интересов. Дальнейшие же попытки развивать  реформаторскую деятельность встречались  верхами в штыки.

 

 

 

  1.  Анализ Реформ.

Прежде чем начать рассказ и  анализ реформ Столыпина, надо понять и проанализировать «общую  картину  законодательных предположений»2. 6 марта 1907 года П А Столыпин выступил перед депутатами второй Государственной думы, в качестве председателя совета министров, где он представил общий план законодательных инициатив правительства.

«Перед началом  совместной с  Государственной  думой  деятельности я считаю  необходимым с  возможною полнотою  и ясностью представить созванному волею  Монарха   законодательному  собранию  общую  картину  законодательных предположений,  которые   министерство  решило   представить   его  высокому вниманию. Но прежде  чем перейти к изложению существа отдельных  законопроектов, прежде чем попытаться осветить руководящую идею правительства, я  не могу не остановить  внимания  Государственной  думы  на  положении,  которое  займет правительство по отношению  к вносимым им законопроектам. Я разумею существо и порядок их защиты. В   странах  с   установившимся  правительственным   строем   отдельные законопроекты  являются   в  общем  укладе   законодательства   естественным отражением новой назревшей потребности и  находят себе готовое место в общей системе государственного  распорядка. В этом случае  закон,  прошедший все стадии естественного созревания,  является настолько усвоенным  общественным самосознанием, все его частности настолько понятны народу, что рассмотрение, принятие  или  отклонение его является  делом  не  столь сложным и задача правительственной защиты сильно упрощается. Тут  не  только каждый законопроект,  но  каждая  отдельная его черта, каждая  особенность  может  чувствительно  отозваться  на благе  страны,  на характере будущего законодательства. При множестве новизны, вносимой в жизнь народа,  необходимо  связать все  отдельные правительственные  предположения одною  общею  мыслью, мысль  эту  выяснить, положить  ее в  основание  всего строительства  и  защищать ее,  поскольку она  проявляется в том или другом законопроекте. В дальнейшей же выработке самих законов нельзя  стоять  на  определенном  построении,   необходимо  учитывать все интересы, вносить все изменения, требуемые жизнью, и, если нужно, подвергатьзаконопроекты переработке, согласно выяснившейся жизненной правде. В   основу   всех   тех   правительственных   законопроектов, которые министерство  вносит ныне  в  Думу, положена поэтому одна общая  руководящая мысль, которую правительство  будет  проводить  и во всей своей  последующей деятельности.  Мысль эта  - создать те материальные нормы, в которые должны воплотиться новые правоотношения, вытекающие  из  всех реформ  последнего времени. Преобразованное по воле Монарха отечество наше  должно превратиться в государство правовое,  так  как,  пока  писанный  закон не   определит обязанностей  и не  оградит прав отдельных русских подданных,  права  эти  и обязанности будут  находиться  в зависимости от толкования и  воли отдельных лиц, то есть не будут прочно установлены. Правовые нормы должны покоиться на точном, ясно выраженном законе еще и потому, что иначе  жизнь будет постоянно порождать столкновения между новыми основаниями  общественности   и  государственности.… Вот  почему   правительство   главнейшею   своею   обязанностью   почло представить на уважение Государственной думы и Государственного совета целый ряд  законопроектов,  устанавливающих  твердые   устои   новоскладывающейся государственной жизни России. Но,  прежде   чем  перейти  к  выработанным  законопроектам,  я  должен упомянуть   о  тех  законах,  которые,  ввиду  их  чрезвычайной важности и спешности, были проведены  в порядке  ст. 87 основных законов *  и подлежат также рассмотрению Государственной думы и Совета. Не  останавливаясь  на законах, ведущих к равноправию отдельных слоев населения  и  свободе  вероисповедания,  срочность  осуществления которых ненуждается  в разъяснении,  считаю  долгом остановиться  на  проведенных,  в порядке чрезвычайном, законах об устройстве быта крестьян. Настоятельность принятия  в этом  направлении  самых  энергичных  мер настолько очевидна, что не могла подвергаться сомнению.  Невозможность  отсрочки в  выполнении неоднократно выраженной   воли   Царя  и   настойчиво   повторявшихся   просьб  крестьян, изнемогающих   от   земельной  неурядицы,   ставили   перед   правительством обязательство  не  медлить  с  мерами,  могущими  предупредить   совершенное расстройство самой многочисленной части  населения  России.  К  тому  же  на правительстве,  решившем не  допускать  даже попыток крестьянских насилий и беспорядков, лежало нравственное обязательство указать  крестьянам  законный выход в их нужде. В этих  видах изданы  были  законы о  предоставлении крестьянам  земель государственных,  а  Государь  повелел  передать  на тот  же  предмет  земли удельные   и   кабинетские   на    началах,    обеспечивающих   крестьянское благосостояние. Для облегчения же свободного приобретения  земель частных и улучшения наделов изменен устав Крестьянского банка, в смысле  согласования с  существующим  уже в  законе,  но остававшимся мертвою  буквою разрешением залога надельных земель в казенных кредитных учреждениях, причем приняты все меры  в  смысле  сохранения за  крестьянами  их  земель.  Наконец, в целях достижения возможности выхода крестьян из общины, издан закон, облегчающий переход к подворному и хуторскому владению, причем  устранено всякое насилие в этом  деле  и  отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина  к общине,  уничтожается  закрепощение  личности,  несовместимое с понятием о свободе человека и человеческого труда. Все  эти  законы   вносятся  на  усмотрение   Государственной  думы   и Государственного совета. Но, наряду с неотложными,  уже вошедшими временно  в действие законами, правительство изготовило в  области  внутреннего управления  еще  целый  ряд законопроектов, также вносимых в Государственную думу в нынешнюю сессию. Ранее всего правительство почло своим долгом выработать законодательные нормы для тех основ  права, возвещенных манифестом  17 октября, которые  еще законом не установлены. Тогда как свобода слова, собраний, печати, союзов определены временными правилами, свобода совести,  неприкосновенность  личности,  жилищ,  тайна корреспонденции остались не  нормированы нашим законодательством…. Кроме э правительство выработало ряд законопроектов, перестраивающих  местную  жизнь  на  новых началах.  Так как местная  жизнь  охватывается  областью самоуправления земского и городского, областью управления  (администрация)  и  полицейскими  мероприятиями,  то  и проекты министерства касаются  именно этих отраслей нашего законодательства. Как в губернии, так и в уезде деятельность  административная,  полицейская и земская течет по  трем параллельным руслам,  но чем ближе к  населению, тем жизнь  упрощается  и  тем  необходимее  остановиться  на ячейке,  в  которой население  могло  бы  найти  удовлетворение  своих  простейших  нужд.  Таким становлением   по  проекту  министерства   должна   явиться   бессословная, самоуправляющаяся волость в качестве  мелкой земской единицы. Полицейские обязанности   должны   ограничиться    простейшими   обязанностями   местной общественной полиции,  а  административные  предполагается  свести к  делам, касающимся  воинской  повинности,  ведению  посемейных  списков,   некоторым податным действиям  и  т. п. В  ведение волости  должны  входить все  земли, имущества и лица,  находящиеся  в  ее пределах.  Волость будет самой  мелкой административно-общественной  единицей, с которой  будут иметь дело  частные лица,  но при этом лица,  владеющие землею совместно, миром, то есть главным образом  владельцы  надельной  земли, образуют  из себя,  исключительно  для решения  своих   земельных  дел,  особые   земельные  общества,  сохраняющие некоторые  преимущества,   а  именно  неотчуждаемость   надельных земель  и применение  к наследованию  ими  местных  обычаев.  Таким образом земельным обществам   не   будет   присвоено  никаких  административных  обязанностей, создаются они  для  совместного ведения бывшими надельными  землями,  причем предполагаются меры  против  чрезмерного  сосредоточения этих земель в одних руках и против чрезмерного дробления  их, а  равно к упрочению совершения на них актов. Для удовлетворения  же  простейших  потребностей  села, вытекающих  из совместного  проживания, предположено ввести в селах крупных, а также таких, в которых проживают посторонние крестьянам лица, особые поселковые управления, с участием  помянутых посторонних лиц и в управлении, и в обложении. Все  сказанные  организации  получили  свое  выражение  во  вносимых  в Государственную  думу  и Государственный  совет проектах земельных  обществ, поселкового и волостного управления. Выше волостной мелкой земской единицы отрасли управления осложняются, и в соответствии   с   этим   министерство  должно  было  заняться  реформою самоуправления  земского  и  городского,  реформою  управления  губернского, уездного и участкового и реформою полицейскою. В области  самоуправления министерство коснулось трех важнейших, по его мнению,  общих вопросов: вопроса земского  и городского  представительства, вопроса  об его  компетенции и вопроса  об  отношении  к  самоуправлению  со стороны администрации. Одновременно министерство приступило  к существенному и  необходимому  труду пересоставления всех уставов,  точно  устанавливающих обязанности земства и администрации. В настоящее время министерство вносит в Государственную думу устав общественного призрения, устав  о гужевых земских дорогах  и  временный закон о  передаче  продовольственного  дела  в ведение земских учреждений. Составляются уставы врачебный и строительный. Возвращаясь  к  общим  вопросам,  выдвинутым в  области самоуправления, укажу на то, что вносимый  в Думу проект о земском  представительстве строит его на  принципе налогового ценза, расширяя этим путем круг лиц, принимающих участие  в  земской  жизни,  но  обеспечивая одновременно  участие в ней культурного  класса землевладельцев, компетенция же  органов  самоуправления увеличивается передачею им целого ряда новых обязанностей, а отношение к ним администрации заключается в надзоре за законностью их действий. Самоуправление  на  тех же  общих основах с  некоторыми,  вызванными местными  особенностями, изменениями  предполагается ввести в Прибалтийском, Западном крае  и Царстве Польском,  за выделением  в особую административную единицу  местностей,  в  которых  сосредоточивается  исстари  чисто  русское население, имеющее свои специальные интересы. Что  касается  административных органов,  то министерство вносит в Думу проекты  законов  о  губернском  управлении, об  уездном управлении  и об участковых комиссарах. В губернском  и уездном управлении  получает  осуществление  принцип возможного    объединения   всех   гражданских   властей,   всех   отдельных многочисленных ныне  присутствий  и  главным образом осуществление начала административного  суда.   Таким   путем   все   жалобы   на   постановления административных и  выборных  должностных лиц и учреждений  будут,  согласно проекту,   рассматриваться  смешанной   административно-судной  коллегией  с соблюдением  форм состязательного  процесса. Во  главе уезда  предполагается поставить начальника уездного управления, который и объединял бы гражданские власти уезда. В пределах уезда в качестве агентов администрации предположены участковые   комиссары.    Земские   начальники    упраздняются. Полицию предполагается преобразовать  в  смысле  объединения  полиции жандармской и общей, причем  с жандармских чинов  будут сняты обязанности по производству политических дознаний, которые будут  переданы власти  следственной. Новым в области полицейской будет предлагаемый вниманию  Государственной думы  устав полицейский, который должен  заменить  устарелый устав  о  предупреждении  и пресечении  преступлений  и  точно  установить  сферу  действий  полицейской власти. В   строгой связи  с  преобразованием местного  управления стоит и преобразование  суда. С  отменой учреждения земских начальников и  волостных судов необходимо создать местный суд, доступный, дешевый, скорый и близкий к населению.  Министерство  юстиции  представляет но  этим  соображениям в Государственную думу проект  преобразования местного суда с  сосредоточением судебной власти по делам местной юстиции в  руках  избираемых населением  из своей среды мировых судей, к компетенции которых будет отнесена значительная часть дел, подчиненных ныне юрисдикции общих  судебных установлений, связь с которыми будет поддерживаться образованием для них апелляционной инстанции в виде уездных отделений окружного  суда с  кассационной  инстанцией  в лице Правительствующего сената. Далее, в  целях обеспечения  в государстве законности  и  укрепления  в населении  сознания  святости и неразрушимости закона, Министерство  юстиции вносят   в   Государственную   думу  проект  о   гражданской   и уголовной ответственности служащих,  действительно  обеспечивающей  применение  начала уголовной  и  имущественной  ответственности служащих  за  их  проступки и охраняющей вместе с тем спокойное и уверенное отправление ими службы и ограждающей их  от  обвинений  явно  неосновательных. Деяния  эти  предположено  поэтому подчинить  общим процессуальным постановлениям, устранив все  те в указанном отношении   отступления  от  общего,  порядка,  которые не   представляются безусловно необходимыми.  Не останавливаясь  на  проектах об  увеличении содержания должностным  лицам  судебного  ведомства  и  усилении действующих штатов, не могу не обратить внимания Государственной думы на законопроекты в области уголовного права и процесса, устанавливающие целый ряд мер, которые, за сохранением  незыблемыми  основных  начал  судебных  уставов Александра Второго. Так, предполагается допущение  защиты  на  предварительном  следствии, введение  состязательного начала в обряде предания суду, установление институтов условного осуждения и условного  досрочного  освобождения  и  т.  п.  Наряду  с этим  предположено введение в полном объеме нового уголовного уложения, но согласовании его со всеми изданными за последнее время законоположениями. Вносится  также целый   ряд   законопроектов  в  области  гражданского законодательства.  Проект  охранительного судопроизводства и, наряду  со многими   имеющими  меньшее  значение  законопроектами,  проекты  вотчинного устава и  дополнительных к  нему узаконений,  направленных к установлению у нас ипотечной  системы,  в целях внесения в область земельных правоотношений надлежащей гласности, определенности и твердости. Область эта   находится в тесной  связи  с  делом   землеустройства, оставляющего  предмет ведения  другого  ведомства  -  главного  управления землеустройства  и  земледелия.  Названное  ведомство  стоит  перед  задачей громадного   значения.   Оно   призвано,   главным  образом,   содействовать экономическому возрождению крестьянства, которое ко  времени  окончательного освобождения от  обособленного положения  в государстве  выступает на  арену общей борьбы за существование экономически слабым, неспособным путем занятия своим  исконным  земледельческим   промыслом   обеспечить   себе   безбедное существование. Поэтому главное управление поставило себе целью  увеличение  площади землевладения   крестьян   и  упорядочение   этого землевладения, т. е. землеустройство. Среди мер первой категории главное управление придает  особое значение обеспечению  земельного  быта  тех  обществ, которые,  получив дарственные наделы, не имели возможности  до настоящего  времени обеспечить себя  землею путем покупки. Соответственный законопроект будет внесен  в  Государственную думу. Способ  устранения  острого  малоземелия  главное управление  видит в льготной,  соответствующей  ценности  покупаемого  и платежным  способностям приобретателя,  продаже  земель земледельцам. Для  этой  цели в распоряжении правительства  имеется, согласно указам  12  и  27 августа 1906  г.,  9 мил. Десятин и купленные с 3 ноября 1905 г. Крестьянским  банком  свыше  2 мил. десятин  .  Но  для успеха  дела  увеличение  крестьянского  землевладения надлежит  связать с улучшением форм  землепользования, для  чего  необходимы меры поощрения и главным образом кредит. Главное управление намерено  идти в этом  деле  путем  широкого   развития  и  организации  кредита  земельного, мелиоративного и переселенческого. Что касается землеустройства,  то вносимое по этому предмету  положение имеет    целью   устранение   неудобств,   сопряженных   с   внутри надельным расположением  участков   отдельных   селений   и   домохозяев,   облегчение разверстания  чересполосицы,  облегчение  выделения  домохозяевам  отрубных участков, упрощение  способов  ограничительных  межеваний и принудительное разверстание   чересполосных   владений,    при   условии   признания этой чересполосности вредною. Спешное осуществление аграрных  мероприятий находится в зависимости  от деятельности     местных    землеустроительных    комиссий,    необходимость переустройства которых сознается  главным управлением,  составившим  проект, имеющий целью: 1)  теснее  связать  эти комиссии  с местным населением путем усиления  в  них  выборного   начала  и  2)  придать  им  рабочие  силы  для проектирования и осуществления землеустроительных планов. Хотя  преобладающим по численности населением у  нас является население сельское,  но  правительство  считает  настоятельно  необходимым  принять  в законодательном порядке ряд мер и по отношению к рабочим. В  основу предполагаемой  реформы  положены  признание  безусловной необходимости положительного и широкого  содействия  государственной  власти   благосостоянию   рабочих  и стремление к исправлению недостатков в их положении. Рассматривая рабочее движение как естественное  стремление  рабочих к улучшению  своего  положения,  реформа  должна  предоставить этому  движению естественный  выход, с устранением всяких мер, направленных к искусственному его поощрению, а также к стеснению этого движения, поскольку оно не угрожает общественному порядку и общественной безопасности. Поэтому реформа рабочего законодательства  должна  быть  проведена  в двоякого рода направлении: в сторону оказания рабочим положительной помощи и в  направлении   ограничения  административного  вмешательства  в  отношения промышленников  и  рабочих,  при  предоставлении  как тем,   так и другим необходимой свободы действий через посредство профессиональных организаций и путем ненаказуемости экономических стачек. Главнейшей  задачей  в  области оказания  рабочим положительной помощи является  государственное   попечение   о   неспособных  к   труду  рабочих, осуществляемое путем страхования их, в случаях болезни, увечий, инвалидности и старости. В связи с этим намечена организация врачебной помощи рабочим. В целях охранения  жизни и здоровья  подрастающего рабочего поколения, установленные ныне  нормы труда малолетних рабочих  и подростков должны быть пересмотрены  с воспрещением  им,  как и женщинам,  производства  ночных и подземных  работ.  В  связи с этим установленную  законом 2 июня  1897  года продолжительность труда взрослых рабочих предполагается понизить. Независимо  от  целого  ряда  менее важных  преобразований  в  области рабочего  законодательства, министерство торговли  и промышленности полагает внести на обсуждение Государственной думы  вопрос о защите интересов русской торговли   и  промышленности  на   Дальнем   Востоке   путем  закрытия там порто-франко, установленного  вследствие  военных действий Высочайшим указом от 1 мая 1904 года. В  числе  многочисленных  проектов,  вносимых  в  Государственную  думу Министерством  путей  сообщения,  я  считаю  долгом  обратить  внимание  на настоятельную  необходимость тех  из них, которые  имеют  целью  развитие  и улучшение  нашей рельсовой сети,  разросшейся  за последнее десятилетие с 35300 верст до 61 725 верст.  Из предполагаемых же к постройке новых дорог я считаю долгом указать на Амурскую  дорогу,  которую  предполагается  провести  от одной  из  конечных станций   Забайкальской   железной   дороги  до   Хабаровска  для   создания непрерывного   пролегающего   по   русской   территории   рельсового   пути, соединяющего  Европейскую Россию с дальневосточными окраинами. Этого требуют жизненные интересы России. Кроме  этого вниманию Государственной  думы будет  предложен целый  ряд проектов  о работах  по  развитию  и  улучшению  внутренних водных  путей и шоссейных  дорог,  а  также  срочные,  имеющие  большую  важность,  проекты, касающиеся правовых отношений, как, например, закон о судоходстве и сплаве и новый  закон об  отчуждении недвижимых имуществ для  нужд  государственных и общественных. Сознавая  необходимость   приложения  величайших  усилий  для  поднятия экономического  благосостояния  населения,  правительство  ясно отдает  себе отчет, что усилия эти  будут  бесплодны,  пока просвещение народных масс…,  что без коренной  реформы  наши  учебные заведения могут дойти до  состояния полного разложения.  Школьная реформа на всех ступенях образования строится  министерством народного  просвещения  на началах непрерывной связи низшей, средней и высшей  школы, но с  законченным кругом  знаний  на каждой  из школьных  ступеней. Особые заботы министерства народного просвещения будут направлены к подготовке преподавателей для  всех ступеней школы и к улучшению их материального положения. Затем:  1) ближайшей своей задачей министерство народного просвещения ставит   установление   совместными  усилиями   правительства   и   общества общедоступности, а впоследствии и обязательности, начального образования для всего населения. В реформе высшей школы министерство ставит себе задачей укрепление тех начал, которые положены в основу  предположенных  преобразований Высочайшим  указом  27 августа 1905 года, и согласование их с интересами общегосударственными, на основании опыта применения действующих временных правил. Проведение  в жизнь  всех вышеизложенных  законодательных предположений находится  в  зависимости  от  возможности  их  осуществления  в  финансовом отношении. С  этой стороны  Государственной думе  и Государственному  совету предстоит  задача  первостепенной  важности: на  рассмотрение  их  вносится государственная   роспись,   затрагивающая   самые   жизненные   потребности государства.  Правительство  приглашает Государственную  думу  приступить к немедленному ее рассмотрению, так как  вопросы бюджета настоятельно срочны и требуют  величайшего  внимания,  тем  более что  положение  России  вызывает необходимость строгой бережливости,  тогда как новые  реформы требуют  новых затрат. Настоящая минута тем более трудна,  что она совпала с весьма крупным сокращением доходного бюджета, образовавшимся вследствие отмены манифестом 3 ноября 1905  года выкупных  платежей  крестьян и увеличения  расходов  на платежи  процентов и  погашения по займам, заключенным для  покрытия военных расходов. Осложняется  положение  еще и тем, что искусственное  задерживание нарастания  государственных  потребностей  на  долгое  время невозможно.  В развитии  государства,  как  отдельного  лица,  бывают  критические периоды усиленного роста. Происшедшее в октябре 1905 года коренное изменение в нашем государственном устройстве  открыло собою, как  указано  выше,  эту  эпоху и выдвинуло  на  очередь целый ряд  потребностей  в самых  различных  отраслях государственной   жизни.  Наконец,   неудачная   для   нас   война  вызывает необходимость  крупных затрат на возрождение нашей армии и флота. Как бы  ни было велико наше стремление  к  миру, как бы громадна  ни была  потребность страны в  успокоении, но если мы  хотим  сохранить наше военное  могущество. Эти соображения должны быть предпосланы рассмотрению  Государственной думой  внесенных в  нее  министерством  финансов законодательных предположений об установлении новых налогов и преобразовании некоторых существующих  видов  обложения. В этих предположениях  руководящею мыслью  министерства  финансов   было  достижение   возможной     и возможное освобождение широких масс  неимущего населения от дополнительного налогового бремени.  Некоторое  исправление  в недостаточную уравнительность  нашей  податной  системы внесет,  по  проекту  министерства финансов,  подоходный  налог.  Проекты  же  обложения  некоторых  предметов, доступных  лицам  достаточным,  вызваны  стремлением  министерства  избежать отягощения   малоимущих  слоев  населения.  Остальные  проекты  министерства финансов относятся  к  осуществлению мысли  о  пересмотре  системы реального обложения и о преобразовании некоторых видов пошлин и главным образом пошлин наследственных. Все эти  преобразования  не являются осуществлением полной  и  стройной реформы  податного  строя.  При  теперешних  обстоятельствах правительство надеется   лишь   достигнуть  ими,   при   наименьших   жертвах  со  стороны плательщиков, возможности  не  только  проведения  настоятельно  необходимых государственных  реформ, но и  оживления  деятельности органов общественного самоуправления путем передачи им  некоторой части  нынешних  государственных доходов, так  как, расширяя круг  действия  земств  и городов, правительство обязано дать им возможность выполнить возложенные на них обязанности. Изложив   перед   Государственной   думой   программу   законодательных предположений  правительства,  я  бы  не  выполнил своей  задачи, если бы не выразил  уверенности,  что  лишь  обдуманное и твердое проведение в жизни высшими  законодательными учреждениями  новых  начал государственного строя поведет  к  успокоению  и  возрождению  великой  нашей родины»3.

Информация о работе Репрессивная и реформаторская деятельность П.А. Столыпина 1906-1911 год