Репрессивная и реформаторская деятельность П.А. Столыпина 1906-1911 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 03:16, реферат

Краткое описание

П.А. Столыпину приходилось решать две глобальные и логически взаимосвязанные задачи: во-первых, обеспечить эволюционный выход России из глубочайшего общенационального кризиса, стремясь сохранить при этом ее единство и территориальную целостность, ее политическую стабильность; во-вторых, провести системные реформы, которые должны были создать условия и предпосылки для динамичного роста экономики страны улучшения материального положения народа. Столыпинская программа включила в себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, разработанных министерствами и ведомствами в начале XX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3стр.
Биография………………………………………………………………… 5стр.
Общее направление реформаторской
деятельности П.А. Столыпина………………………………….. 7 стр.
Анализ Реформ……………………………………………………… 8 стр.
Заключение……………………………………………………………… 27 стр.
Список литературы………………………………………………….. 28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Истории.docx

— 91.63 Кб (Скачать файл)

Вывод: Да, здесь с Петром Аркадьевичем можно согласиться, полностью, армию  надо было поднимать, развивать и  снова стремиться к той армии, которая была раньше. Ведь не зря  говорил Александр III « У России только два союзника: армия и флот!» Исходя из этой реформы можно сказать: характер деятельности был реформаторским.

  1. Реформа образования.

Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших  направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование  системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего  начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало  меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим  элементом, а не обособленным элитарным  заведением. Широкомасштабные проекты  в области народного просвещения  требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать  специальные курсы для будущих  учителей и учительниц, в Ярославле  же правительство инициировало создание Учительского института. Государство  не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало  организовывать их ознакомительные  поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб. Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных: Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского. При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т.д. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей"; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи. Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

Вывод: Исходя из реализации этой реформы  и тех планов, которые она в  себе содержит, можно сказать, что  и тут деятельность Столыпина  носила реформаторский характер. Столыпин хотел, что бы образование стало доступным для всех и в стране, что бы все умели читать и писать и считать.

  1. Права и свободы граждан

К началу XX века российское общество в значительной степени оставалось традиционным, а государственность - архаичной. Россия нуждалась в системной  модернизации, которая бы придала  импульс дальнейшему развитию страны. Для этого следовало реформировать  то, что было краеугольным камнем всей Российской государственности - своеобразное правовое положение подданного империи. В Российской империи даже после  цикла Великих реформ правовой статус в значительной мере определялся  сословной, национальной и конфессиональной принадлежностью. А без создания единого правового пространства проведение политических, социальных и экономических преобразований было невозможным. Уже 5 октября 1906 г. был  издан указ, даровавший гражданское  равноправие большинству населения  России - крестьянству. Теперь крестьяне  могли беспрепятственно, без разрешения общины поступать на государственную  службу и в учебные заведения. Окончательно упразднялась подушная подать и круговая порука. Отменялись особые формы наказания, возлагаемые на крестьян - например, направление последних  на принудительные общественные работы. Наконец, крестьяне получили право  свободного избрания места жительства наравне с прочими сословиями. Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России. Так, в законопроекте "Об изменении  законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое" проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Ограничения  на переход из одной веры в другую практически устранялись. В период министерства П.А. Столыпина были заметно  расширены права старообрядческих и сектантских общин. По сути, старообрядцы и сектанты были приравнены к лицам  православного исповедания. П.А. Столыпин предпринял шаги и к разрешению еврейского вопроса. Он настаивал на снятии наиболее значимых ограничений, наложенных на еврейское население России: в т.ч. на разрешение проживание вне черты оседлости, на приобретение недвижимых имуществ в городе и т. д. 22 мая 1907 г. был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости. На практике это обозначало ликвидацию черты оседлости как таковой в период действия этого циркуляра. Правительство предполагало расширить права и всех граждан России вне зависимости от сословий. Так, 8 марта 1907 г. во II Думу правительством был внесен законопроект "О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции". Речь шла о необходимых гарантиях прав человека. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. Любое наказание могло иметь место лишь в случае соблюдения необходимой законной процедуры. Вторжение в чужое жилище допускалось лишь в предусмотренных законом случаях. При этом за каждым гражданином закреплялось право селиться там, где он того желал. Таким образом, в Российской империи предполагалась последовательная реализация принципа гражданского равноправия, которое бы способствовало формированию единой нации, цементирующей все государственное устройство страны.

Вывод: И здесь деятельность Столыпина  была больше реформаторской нежели репрессивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Рассмотрев, на мой взгляд, наиболее важные реформы, я пришел к выводу, что деятельность П. А Столыпина - больше реформаторская, чем репрессивная. Да, но тогда почему в стране в 1907 г была революция, почему случилась революция в 1917, почему народ был не доволен, проведенными реформами, и наконец, почему же тогда убили П.А. Столыпина? А может все - таки его деятельность все-  таки носила репрессивный характер, и все проведенные реформы, только ухудшили положение в стране? Нет, это все не так, реформы были запущены и могли бы принести «плоды», но их бросили, на половине пути не дав им закончиться. Почему? А потому что ряд  внешних  обстоятельств  (смерть  Столыпина,  начало войны) прервали столыпинскую реформу. Если же посмотреть на все те реформы, которые были задуманы Столыпиным и объявлены в декларации, то мы увидим, что большинству из них не удалось сбыться, а некоторые были только начаты, но смерть их создателя не дала им завершиться, ведь многие введения держались на энтузиазме Столыпина, который пытался хоть как то усовершенствовать политическую или экономическую структуру России.29 Сам  Столыпин  считал,  что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет.

Благодаря Столыпину и его реформаторской деятельности правительство повернулось  «лицом к народу». И может быть если бы Столыпина не убили, у нас бы не было революции и сейчас бы у нас была, наверное, совсем другая жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Литература
    1. Аврех А. «П.А. Столыпин и судьбы реформ в России». М.: Издательство политической литературы, 1991.
    1. 2. Бородин А. «П.А. Столыпин. Реформы во имя России». М., Вече, 2004.
    2. 3. Верт Н. «История советского государства».- М.: Прогресс, 1992.
    3. 4. Еремин А. «Современные аграрные проблемы и реформа Столыпина». М.-1994.
    4. 5. Могилевский К.И. "П.А.Столыпин: личность и реформы". 2007.
    5. 6. Островский И. «П.А. Столыпин и его время». Н. – 1992.
    6. 7. Пожигайло П.А. «Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). М.-2007.
    7. 8. Румянцев М. «Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги». М.-1990.
    8. 9. Сироткин В. «Великие реформаторы России». М. – 1991.
    9. 10. Столыпин П.А. «Программа реформ. Документы и материалы». (РОССПЭН) - 2002.
    10. П.Н. Зырянов «Петр Столыпин. Политический портрет». Москва «Высшая школа» 1992.
    11. Казарезов В.В. О Петре Аркадьевиче Столыпине. - М., Агропромиздат 1991
    12. А.Глаголев “Формирование экономической концепции П.А.Столыпина”. “Вопросы экономики” № 10, 1990 г.
    13. И.Д.Ковальченко “Столыпинская аграрная реформа”. “История СССР” № 2, 1992 г.
    14. Россия. 1913 год.  РАН. Статистико-документальный справочник
    15. Санкт-Петербург 1995
    16.   Давыдов М.А. Очерки аграрной истории России в конце XIX – начале XX в. (По материалам транспортной статистики и статистики землеустройства). М., 2003. С. 260.

 

 

1 {1} П. Н Зырянов – «Петр Столыпин. Политический портрет»

2 ВЫСТУПЛЕНИЕ П.А. СТОЛЫПИНА ВО ВТОРОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ 6 МАРТА 1907 ГОДА

3 Ю. Г. Фельштинский Петр Аркадьевич Столыпин. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. МОСКВА "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" 1991

4 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 105.

5 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 91-92.

6 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 91.

7 Столыпин П.А. Программа реформ. М., 2003. Т.1. С. 380-385;

8 Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 381.

9 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 52, 253.

10 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 93-94.

11 Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 378-379.

12 3 ПСЗ. Т. 26. № 28416, 28417.

13 Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 385-386.

14 Особые журналы Совета министров царской России. 1906. Ч. 3. М., 1982. С. 511-539.

15 Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 386.

16 Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 387.

17 Записка председателя Совета министров и главноуправляющего землеустройством и земледелием о поездке в Сибирь и в Поволжье в 1910 г. Приложение к всеподданнейшему докладу. СПБ., 1910 г. С.127-131.

18 Государственная Дума. Четвертый созыв. Сессия первая. Стенографические отчеты. Т.1. Стб. 457-583.

19 Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 2. С. 288-289.

20 Россия. 1913 год. С. 24.( Статистико-документальный справочник

Санкт-Петербург 1995)

21 Давыдов М.А. Очерки аграрной истории России в конце XIX – начале XX в. (По материалам транспортной статистики и статистики землеустройства). М., 2003. С. 260.

22 Россия. 1913 год. С. 59. .( Статистико-документальный справочник

Санкт-Петербург 1995)

23 Россия. 1913 год. С. 85. .( Статистико-документальный справочник

Санкт-Петербург 1995)

24 Россия. 1913 год. С. 167.( Статистико-документальный справочник

Санкт-Петербург 1995).

25 А.Я.Аврех “П.А.Столыпин и судьбы реформ в России”

26 Казарезов В.В. О Петре Аркадьевиче Столыпине.

27 А.Глаголев “Формирование экономической концепции П.А.Столыпина”

28 И.Д.Ковальченко “Столыпинская аграрная реформа”

29 Казарезов В.В. О Петре Аркадьевиче Столыпине


Информация о работе Репрессивная и реформаторская деятельность П.А. Столыпина 1906-1911 год