Реформы Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:34, дипломная работа

Краткое описание

Крепостное право, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось на Руси в XV веке. До этого землей владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Подготовка реформы отмены крепостного права в России 27
1.1. Кризис крепостного права 27
1.2. Начало подготовки крестьянской реформы 31
1.3.Секретный комитет 35
1.4.Главный комитет по крестьянскому делу 41
1.5.Редакционные комиссии 44
Глава 2.Реформы Александра II 56
2.1.Земская и городская реформы 56
2.2. Судебная реформа 67
2.3. Военная реформа 72
2.4. Финансовая реформа 76
2.5. Реформы в области просвещения, печати и церковная реформа
78
Заключение 96
Список использованной литературы 98

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по истории Сергей.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Выборы в земские  учреждения, проходившие на началах  сословности, ценза, многостепенные для  крестьян закладывали элементы неравенства в основу деятельности этих представительных органов. Однако авторы оценивают цензовые начала не только отрицательно. Положительным моментом является определенный материальный уровень, наличие образования, прохождение службы в тех или иных должностях.

Принцип независимости  от администрации в деятельности судебных установлений был подкреплен еще и несменяемостью судей. Авторы считают судебную реформу наиболее последовательной и демократичной  в ряду преобразований того времени.

В параграфе третьем  мы рассматриваем военную реформу. Здесь для нас представляет интерес  статья Осиповой М.Н. После Крымской войны [Военные реформы второй половины XIX века] (Военно-исторический журнал.- 1992.-№2.-с. 4-13)

Реформы 60-70-х годов  затронули все области военного дела. Одна из первых реформ - реорганизация центрального военного управления и создания местных органов управления в виде военных округов. М.Н. Осипова называет основным недостаток системы военного управления чрезмерную централизацию, которая лишала возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов.

Автор статьи рассматривает  основные моменты реформирования центрального военного управления и местного, также  как реорганизацию центрального управления, реорганизация Генерального штаба; создания военно-окружной системы. Результатом реформы стала стройная и четкая организация как центрального, так и местного управления. Сократился аппарат, уменьшилась канцелярская переписка.

М.Н. Осипова пишет и о реформировании в области устройства армии и об изменениях в системе подготовки офицерских кадров. Реформы военно-учебных заведений позволила ликвидировать некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. Однако, делает оговорку М.Н. Осипова, образование покупали по-прежнему главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные заведения практически был закрыт. Надо заметить, что здесь М.Н. Осипова слишком категорична. Доступ в военно-учебные заведения не дворян был скорее затруднен, чем закрыт. Однако доля не дворян в подобных заведениях постоянно росла.

Подробно М.Н. Осипова  рассматривает проблему перевооружения армии. Она описывает новые виды оружия, поступавшие в армию; пишет  о реконструкции отечественной промышленности, без которой перевооружение было бы невозможно.

 

Была проведена военно-судебная реформа в армии, которая ввела  буржуазные принципы военного судоустройства и судопроизводства. Однако М.Н. Осипова  приходит к выводу, что “реформы 60-х годов все же не решили основного вопроса реорганизации армии, ее способности быстро развертываться в случае войны.”

Международная обстановка конца 60-х годов - усиленная милитаризация  Пруссии, увеличение численности всех европейских армий, а затем и  разразившаяся франко-прусская война 1870-1871гг. - вновь поставила вопрос о введении всесословной воинской повинности.

Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить  численность армии, создать обученный  резерв, а также способствовало превращению  вооруженных сил России в массовую армию буржуазного типа.

М.Н. Осипова считает, что в целом военные реформы  имели прогрессивный характер и  способствовали укреплению и повышению  боеспособности армии.

Также в нашей работе использована статья Форсовой В.В. Военная реформа Александра II.(Вестник Российской Академии Наук.-1995.-том 65.-№9.-с. 826-835)

Речь в статье идет о мерах по улучшению условий  жизни офицерского, унтер-офицерского  и солдатского состава. В.В. Форсова  выделяет положительные изменения  в системе военного образования: открытие многочисленных юнкерских училищ, создание образовательного ценза для института вольноопределяющихся, создание военных библиотек и военных детских школ.

Попытки улучшить материальное положение российских офицеров, мало к чему привели. Начиная со второй половины 50-х годов XIX века, удорожание жизни происходило значительно быстрее, чем рост денежных средств, которыми располагали военнослужащие.

 

Большое внимание В.В. Форсова  уделяет созданию военных эмеритальных касс и офицерских заемных капиталов, которые явились дополнительным средством улучшения материального положения военнослужащих.

Для благоустройства  жизни военнослужащих были созданы  военные клубы. Благодаря им, изменилось время препровождения офицеров и солдат, повысился общекультурный и профессиональный уровень.

Автор статьи рассматривает  принятый в ходе реформирования закон  о всеобщей воинской повинности. Важным социальным завоеванием реформы  стало сокращение общего срока пребывания в постоянных войсках. Новый закон  позволял образованным молодым людям поступать на службу в войска по жребию, а вольноопределяющимся на сокращенный срок, по окончании которого они увольнялись в запас.

Анализируя новый русский  военный устав, В.В. Форсова пишет, что он значительно расширил права военнослужащих. “Новый закон проявляет заботу о человеческом достоинстве не только офицеров, но и солдат, стимулировал их к повышению профессионального и общеобразовательного уровня”. Надо сказать, что армия при Александре II являлась для большинства неграмотных солдат той школой, где они получали начальное образование.

Таким образом, делает вывод  автор, в результате реформы русские  военные были уравнены в правах и  обязанностях с военными крупнейших европейских держав того времени. А  в некоторых отношениях установления, принятые при Александре II, были прогрессивнее, чем у западных соседей.

Что касается финансовой реформы, представленной в четвертом  параграфе, то здесь нам интересна  работа Коломиеца А.Г. Бремя “Великих реформ”: финансы России в правлении  Александра II.//Финансы.-2000.-№11.-с.62-66.

 

Автор дает экономическую  оценку положения России после Крымской войны. Необходимо было искать пути ускорения  темпов экономического роста и ликвидации технической отсталости России.

Неудачная операция по понижению вкладных процентов была одним из неудачных экспериментов правительства в финансовой сфере. Следующим опытом стала попытка ввести в 1862г. свободный размер кредитных билетов на металлические деньги. Однако и она оказалась неудачной. Попытка ревальвации рубля, то есть восстановление паритета кредитного и металлического рубля, явно была не под силу экономике, денежно-кредитной сфере и платежному балансу России.

А.Г. Коломиец дает подробное  освещение выкупной операции, которая  проводилась Государственным банком. Главным результатом выкупной операции стал переход основной массы бывших крепостных крестьян на положение крестьян-собственников.

Увеличение налогового бремени, которое падало на крестьянина, привело к ослаблению воспроизводственного потенциала земледелия в центральных областях России. Начиная с 80-х годов правительство было вынужденно радикально изменить подход к выкупной операции и признать необходимость соизмерения размера платежей не со стоимостью крестьянских повинностей помещику до отмены крепостного права, а с реальной платежной способностью крестьян.

С другой стороны, отмечает А.Г. Коломиец, что в документах бюджетной  реформы, проведенной в 60-е годы XIX столетия впервые в законченной  форме воплотились принципы рациональной организации бюджетного процесса и ведения бюджетного хозяйства. Бюджетная реформа была дополнена рядом нововведений в налогообложении. Главным из них стало введение акцизной системы обложения литей и отмены откупов.

Определяющую роль в  промышленном подъеме второй половины 60-х начала 70-х годов сыграли относительно благоприятные внешнеэкономические условия и меры прямой государственной поддержки предприятий базовых отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В итоге за годы правления Александра II в России была создана одна из крупнейших в мире по протяжению сетей железных дорог.

Также радикально была изменена таможенная политика в целях получения  из западноевропейских стран товаров, необходимых для промышленности и транспорта, прежде всего продукции  металлургии и машиностроения.

К середине 70-х годов  было достигнуто относительное бюджетное  равновесие. Однако Россию ждал новый  кризис, связанный с русско-турецкой войной.

Также представляет большой  интерес для нас статья Б. Ананьич. Проблемы российского реформаторства. (Знание-сила.-1992.-№2.-с. 74-86) В качестве цели своей работы автор ставит вопрос: почему Россия к середине XIX века оказалась в числе стартовавших с опозданием? Имеется в виду начало капиталистической индустриализации. Ответ он находит в царствовании Николая I, когда Россия не просто отстала в экономическом развитии, но и скатилась назад. Впрочем, процесс отставания начался еще раньше. В реформах нуждалась, прежде всего, система управления. Однако, несмотря на размах объявленных реформ, они совершенно не затронули высшую власть. Более серьезных реформ требовала, прежде всего, экономика.

“И все-таки реформы, что были проведены, дали мощный толчок экономическому развитию России, и, - отмечает Б.Ананьич, - конечно имела огромное значение отмена крепостного права”24 Освободившись от крепостной зависимости, крестьяне оказались в плену общинных отношений вплоть до 1906 года, до проведения столыпинской аграрной реформы.

Аграрная политика в  России находилась в ведении Министерства внутренних дел, в то время как  промышленность и денежное обращение контролировалось Министерством финансов. В результате управления этими двумя тесно связанными друг с другом областями народного хозяйства было искусственно разобщено. Консервация феодальных пережитков в сельском хозяйстве сосуществовала с политикой ускоренного промышленного развития, проводившейся Министерством финансов.

Б. Ананьич рассматривал преобразование банковской системы. Александр II и его правительство, начав преобразование своей банковской системы, опираясь на опыт европейских стран, прежде всего Германии и Франции. А в 1860 годы в основных европейских странах происходит переход от разрешительной системы учредительства к явочной, то есть процесс возникновения акционерных компаний приобретает свободный характер, предпринимательство раскрепощается, освобождается от государственного контроля. Российское Министерство финансов в начале шестидесятых годов тоже заявило себя сторонником поощрения частного предпринимательства. Министр финансов М.Х. Рейтерн выступал за развитие биржевых операций и отстаивал не только частную инициативу в учреждении банков, но и полезность конкуренции между ними. Однако уже в середине 1870 годов положение изменилось. Правительство, отчасти напуганное размахом биржевых спекуляций и крахом 1873 года, вернулось к традиционной политике контроля над акционерным учредительством и сдерживанию свободной конкуренции. В сфере финансовой для России стало типичным использовать государственные средства для обуздания биржевых кризисов, для регулирования курса рубля и ценных бумаг и для поддержки правительством “солидных” предприятий и банков, в том числе за счет выдачи из средств Государственного банка неуставных ссуд.

Чрезмерный государственный  контроль тормозил развитие не только финансов, но и промышленности.

Поражение в Крымской войне способствовало развитию инфляции. Была сделана попытка стабилизировать  денежное обращение, однако она оказалась  неудачной. Б. Ананьич пишет, что  провал денежный свидетельствовал о  недостатке капиталов в России. Но обеспечить их приток из-за границы можно было, только стабилизировав рубль. Некоторый промышленный спад и война с Турцией вызвали дальнейшее расстройство денежного обращения. Стало очевидным, что для развития экономики страны и укрепления ее финансового положения необходимы новые реформы. Такова точка зрения Б. Ананьич на финансовую реформу Александра II. Она во многом совладает с точкой зрения А.Г. Коломиеца.

Реформы в области  просвещения, печати и церкви рассмотрены  в параграфе пятом. Работа Д. Иловайского  “Очерки отечественной истории”. (М.,1995) В главе “Александр II Освободитель” Д. Иловайский рассматривает все реформы Александра II, в том числе и реформы в области просвещения и печати.

Ведущее место в системе  образования занимали университеты. Они являлись средоточием науки и одновременно с середины XIX века центром революционного движения. Устав 1853 года, который должен был ограничить права университетов, во многом не соблюдался. В 1863г. принимается новый Общий устав, который был направлен на предоставление большей автономии университетам в организации процесса обучения и развития науки, с одной стороны, и на усиление студенческой дисциплины - с другой. Д. Иловайский также пишет, что благодаря тому, что обучение в университетах было платным, в нем учились те, кто гораздо больше интересовался революцией, чем учебой. Однако надо сказать, что роль платности не надо переоценивать, так как доля студентов из малообеспеченных слоев населения была в российских университетах выше, чем где бы то ни было в Европе. Поэтому здесь Д. Иловайский не совсем прав. Тоже самое и в отношении гимназий - допускались студенты, содержащиеся за счет казны, освобожденные от платы за обучение.

Мнение Д. Иловайского  о том, что “до начала 60-х годов  о просвещении народа мало заботить”  не совсем верно. Первые школы на селе, в государственной деревни, появились в правление Николая I, в годы проведения киселевской реформы.

 

Правительство понимало и о необходимости проведения реформы цензуры. Однако оно долгое время не решалось осуществить эту  единственную реформу, которая не требовала никаких материальных затрат.

Ослабление цензурных  ограничений, начатое в 1855 году, продолжалось до 1861 года. Однако повышение революционной  активности побудило правительство  опубликовать Временные правила  по цензуре, которые были использованы для борьбы с радикальной периодической печатью. Однако, как пишет Д. Иловайский, устав его так и не был выработан.

Информация о работе Реформы Александра 2