Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:34, дипломная работа
Крепостное право, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось на Руси в XV веке. До этого землей владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев.
Введение 2
Глава 1. Подготовка реформы отмены крепостного права в России 27
1.1. Кризис крепостного права 27
1.2. Начало подготовки крестьянской реформы 31
1.3.Секретный комитет 35
1.4.Главный комитет по крестьянскому делу 41
1.5.Редакционные комиссии 44
Глава 2.Реформы Александра II 56
2.1.Земская и городская реформы 56
2.2. Судебная реформа 67
2.3. Военная реформа 72
2.4. Финансовая реформа 76
2.5. Реформы в области просвещения, печати и церковная реформа
78
Заключение 96
Список использованной литературы 98
Судебная реформа
была лишь вопросом времени.
Однако образованному обществу
было очевидно, что ее нельзя
провести изолированно, без решения
коренных вопросов
Предварительная работа
по подготовке судебной
Осенью 1861 г. при
государственной канцелярии
С самого начала деятельность комиссии проходила в самых благоприятных условиях. И поспособствовал этому, никто иной, как Председатель Государственного совета, известный реакционер и крепостник князь Павел Павлович Гагарин. Именно он исходатайствовал для юристов официальное разрешение на полную свободу действий и возможность свободного пользования "непреложными началами", т. е. достижениями юридической науки и практики европейских стран. Что ж, история полна парадоксов.
Конечно, отцы реформы считались с российской действительностью и традициями, но при этом старались доказать, что буржуазные институты вроде суда присяжных или адвокатуры ни в коей мере не подрывают основы самодержавия. Делалось это настолько убедительно, что обсуждавший осенью 1862 г. "Основные положения преобразования судебной части в России" Государственный совет единогласно высказался за их утверждение императором. Удивительно, но на заседании Государственного совета с речью в защиту суда присяжных выступил никогда не отличавшийся либеральными воззрениями граф Виктор Никитич Панин, заявивший, что "действительно независимым может быть только суд присяжных".
Новые судебные
уставы, введенные 20 ноября 1864 г., провозгласили
своей целью гарантировать "
Новым законодательством
устанавливались два вида
Общий суд имел
три категории: окружной суд,
судебная палата и сенат.
Политические дела
были изъяты из юрисдикции
суда присяжных.
Огромное значение
имело создание института прися
Роль адвокатов сразу стала довольно заметной. "Русская адвокатура 60-70-х годов,- по мнению видного юриста В.Д. Спасовича,- стала средоточием судебных деятелей, которые могли соперничать с любыми европейскими знаменитостями..."". Имена выдающихся адвокатов того времени - Д.В. Стасова, Ф.Н. Плевако, Г.В. Бордовского, В.Н. Герарда, П.А. Александрова были широко на слуху, их знала вся Россия.
Выражая мысль русского общества по поводу судебной реформы, профессор А.В. Никитенко писал: "Публичное судопроизводство, гласность, адвокатура, освобождение суда от администрации... Если бы в прежние времена вздумал бы кто только помечтать о подобных вещах, и мечта его как-нибудь вылетела из его уст - тот был бы сочтен за сумасшедшего или государственного преступника".
Судебная реформа
была самой последовательной
и радикальной реформой
После того, как судебные учреждения только начали внедряться, последовали различные изъятия, дополнения и разъяснения, существенно ограничивающие сферу деятельности новых судов. Таким образом, и новая судебная реформа сохраняла немало элементов дореформенной' судебной практики.
Несмотря на все эти отступления, новый суд резко отличался от дореформенного суда с его канцелярской тайной и взяточничеством, бесконечной волокитой по инстанциям, отсутствием адвокатуры и произволом администрации. Судебная реформа 1864 года имела, несомненно, прогрессивное значение, способствуя развитию в обществе чувства законности и гражданского самосознания. Трудно не согласиться с известным издателем и журналистом М. Н. Катковым, давшим реформе емкое определение: "С упрочением нового судопроизводства становится жить в России, как в стране цивилизованной".
2.3.Военная реформа
Уроки Крымской войны, вскрывшей
военно-техническую отсталость русской
армии, показали, что военная машина
крепостнической России явно не в
состоянии противостоять
В 1861г. на пост
военного министра был назначен
46-летний генерал Дмитрий
Д.А. Милютин, прежде всего, добился сокращения срока солдатской службы с 25 до 16 лет. Затем была запрещена отдача в солдаты за преступления, отменены телесные наказания, широко применявшиеся в дореформенной армии, введено обучение солдат грамоте. В 1864 г. им была осуществлена реформа военного управления на основе создания военных округов, Новая система руководства устраняла чрезмерную централизацию и способствовала быстрому развертыванию армии в случае военных действий. Тогда же была осуществлена реорганизация Военного министерства с приданием больших полномочий военному министру. Заметным явлением в армейских преобразованиях стала военно-судебная реформа, в основу которой были положены гуманные начала судебной реформы 1864 года. Тогда же, в середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений, позволившая значительно улучшить качественный состав русского офицерства.
Однако кардинальная реорганизация военного дела требовала более радикальных мер, а именно, введения новой системы комплектования армии - замены старой рекрутчины всеобщей воинской повинностью. Прототипом этой системы послужила реорганизация армии, которая была выработана после Тильзитского мира для Пруссии генералом Шарнгорстом. Генерал предложил прежнюю архаичную долгосрочную повинность заменить всеобщей трехлетней повинностью, при которой каждый солдат по окончании службы зачислялся в запас, изредка призываясь на краткосрочные сборы. Таким образом, создавалась возможность в короткие сроки провести через армию значительную часть населения, которую всегда можно было мобилизовать в случае войны. Такой подход к формированию вооруженных сил позволял сэкономить значительные средства и что немаловажно, серьезно облегчить солдатскую службу, поскольку солдат теперь не отрывался на всю жизнь от своей семьи, а возвращался домой после краткосрочной трехлетней службы.
Эта идея и легла в основу всеобщей воинской повинности, принятой в первой половине XIX века в большинстве европейских стран.
Впервые мысль о введении в России всеобщей воинской повинности, правда, в завуалированной форме, была высказана Д.А. Милютиным еще в 1862 г. в докладе императору. Отклика не последовало. Между тем, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление милитаристских настроений среди крупнейших держав континента практически не оставляли России иного выбора. В России же введению новой системы мешало не только яростное сопротивление высшего генералитета и сановной аристократии, которые видели во введении всеобщей воинской повинности попытку уравнять дворянство с "мужичьем" в военной области. Были причины и иного порядка. Введение всеобщей воинской повинности могло быть эффективным лишь при условии быстрой мобилизации воинских резервистов, а это, в свою очередь, требовало наличия развитой системы путей сообщения. Такая система в начале 60-х годов в России отсутствовала. Рост железнодорожного строительства, создание сети железных дорог к началу 70-х годов, позволили завершить военную реформу по европейскому образцу. "Вовремя" подоспела и франко-прусская война 1870-1871 гг. Современников поразила та слаженность и быстрота, с которой была отмобилизована прусская армия. П.А. Валуев, оказавшийся свидетелем победного марша пруссаков на Париж, вернувшись в Россию, в беседе с Милютиным прямо высказался за введение всеобщей воинской повинности.
Больше медлить
было нельзя. Разработанный комиссией
под руководством Д.А.