Реформы С. Ю. Витте – попытка модернизации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 23:19, реферат

Краткое описание

В истории России конца XIX — начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета — таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы.
Актуальность данной темы определяется рядом обстоятельств. Во-первых, реформаторская политика С.Ю. Витте стала своеобразной попыткой ответить на вопрос о пути развития России и ее месте в мире, что само по себе актуально. Во-вторых, исследование социальной программы экономических реформ С.Ю. Витте, ее теоретических основ и методов реализации является актуальным с точки зрения современных поисков наиболее оптимальных путей социального развития страны.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Биография и деятельность С. Ю. Витте…………………….…………5
1.1 Биография С. Ю. Витте…………………………………………………..5
1.2 Деятельность С. Ю. Витте…………………………………………….....6
Глава 2. Реформы С.Ю. Витте…………………………………………………...9
2.1 Реформы в налоговой системе…………………………………………..9
2.2 Введение винной монополии…………………………………………...12
2.3 Реформы в железодорожном хозяйстве………………………………..12
2.4 Денежная реформа……………………………………………….………14
2.5 Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики………….25
2.6 Реформы в промышленности…………………………………………...26
Глава 3. Итоги реформ С.Ю. Витте…………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы. 36

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ-С.Ю. ВиттеПЕределка.docx

— 69.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

 

 

 

Кафедра Музеологии

 

Реферат

 

Реформы С. Ю. Витте – попытка  модернизации России

 

 

 

 

                                                                   Выполнил студент

                                                                           Группы ИНС-112

                                                                                     Галкин А. С.

                                                                                    Проверила

                                                                                 Черничкина В.А

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2012

 

Содержание 

 

Введение. 3

Глава 1. Биография и деятельность С. Ю. Витте…………………….…………5

      1.1 Биография С. Ю. Витте…………………………………………………..5

      1.2 Деятельность С. Ю. Витте…………………………………………….....6

Глава 2. Реформы С.Ю. Витте…………………………………………………...9

2.1 Реформы в налоговой системе…………………………………………..9

2.2 Введение винной монополии…………………………………………...12

      2.3 Реформы в железодорожном хозяйстве………………………………..12

       2.4 Денежная реформа……………………………………………….………14

      2.5 Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики………….25

      2.6 Реформы в промышленности…………………………………………...26

Глава 3. Итоги реформ С.Ю. Витте…………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы. 36

 

 

Введение

Цель  данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю.Витте. Исходя  из данной цели, в работе поставлены следующие задачи:      

- рассмотреть биографию С.Ю.Витте;     

- изучить жизнь и деятельность  С.Ю.Витте.     

В истории России XIX век, как и  в истории других восточноевропейских  стран, заметно отстававших от передовых  стран Европы по уровню социально-экономического, политического, культурного развития, стал эпохой, когда идеи обновления всей общественной жизни прочно овладевали умами людей. К этому времени  под влиянием идей Английской революции, распространившихся глубоко рациональных, прагматических сочинений английских экономистов, могучей проповеди  французских просветителей, а позднее  Великой французской революции  на Европейском континенте происходили  грандиозные перемены — страна за страной вступала в период промышленных революций, ломались обветшалые средневековые  экономические и политические структуры, прорисовывались контуры будущего демократического общества.     

В истории России конца XIX — начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета — таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы.

Актуальность данной темы определяется рядом обстоятельств. Во-первых, реформаторская политика С.Ю. Витте стала своеобразной попыткой ответить на вопрос о пути развития России и ее месте в мире, что само по себе актуально. Во-вторых, исследование социальной программы экономических реформ С.Ю. Витте, ее теоретических основ и методов реализации является актуальным с точки зрения современных поисков наиболее оптимальных путей социального развития страны.

Наконец, одна из проблем, с  которыми столкнулась Россия сегодня, связана с тем, что проводимые реформы носят политический и  экономический характер, не учитывая в должной мере социальный фактор. Социальный аспект является неотъемлемой частью любого экономического преобразования. Опыт реформ конца XIX - начала XX веков  еще раз подтвердил ту мысль, что  практически каждому этапу развития общества соответствует свой комплекс реформ, но успех, в конечном счете, определяется тем, удается ли в их ходе преобразований сохранить социальную стабильность.

Материалом для исследования послужили различная юридическая  литература, монографии, различного рода журналы и газеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография и деятельность С. Ю. Витте

1.1 Биография С. Ю. Витте     

Витте Сергей Юльевич (1849-1915), граф, российский государственный деятель. Получив  домашнее образование, экстерном сдал выпускные экзамены в Кишиневской  гимназии и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В студенческие годы он обнаружил неординарные способности  к математике, но в общественном плане ничем себя не проявил. Окончив  университет, Витте принимает решение  о поступлении на государственную  службу. В 1869 году Сергей Юльевич начинает службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимается учетом железнодорожного движения, а через год его назначают  начальником службы движения казенной одесской железной дороги. В 1880 году он становится начальником отдела эксплуатации. С 1889 г. – директор департамента железных дорог Министерства финансов, с августа 1892 г. по 1903 г. – министр финансов, с августа 1903 г. – председатель комитета министров. В 1905 г. возглавлял русскую  делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор России с Японией. В октябре 1905 Витте был назначен председателем Совета министров. Под  руководством Витте был составлен  императорский Манифест 17 октября 1905 г., даровавшие гражданские свободы  и провозгласивший созыв законодательной  Госдумы. Вскоре после этого утратил  доверие Николая II, глубоко недовольного осуществленными преобразованиями. В апреле 1906 С.Ю.Витте окончательно ушел  в отставку. Причинами его ухода можно назвать: отсутствие поддержки правительства и высшей бюрократии; противодействие министра внутренних дел В.К. Плеве; отсутствие социальной опоры, четкой «адресации» проводимых реформ; неготовность Николая II к преобразованиям. 

1.2 Деятельность С. Ю. Витте     

С.Ю.Витте  получил известность как по многим статьям, преимущественно специального характера, во многих газетах и журналах («Русь», «Инженер», «Заря», «Киевлянин», «Невское слово»), так и по сочинению  «Принципы железнодорожных тарифов» (Киев, 1883). Эта книга в русской  специальной литературе представляет собой первый опыт систематического изложения тарифных вопросов. Сформулировав в этой работе важнейшие условия рационального хозяйствования на транспорте, Витте заявил о себе как о серьёзном знатоке бурно развивающегося железнодорожного строительства и железнодорожного дела. Основная идея книги была по тому времени необычайно новаторской: автор ссылался на установление железнодорожных тарифов не произвольно, а на основе экономического закона спроса и предложения.     

Обычно  Витте приписывают все заслуги  в стабилизации рубля и обеспечении  стране твердой валюты путем введения золотого обращения, а также установлении государственной монополии на продажу  спирта, винно-водочных изделий. Его приоритет в данных делах и заслуги в их осуществлении далеко не бесспорны. Во-первых, введение золотого денежного обращения не было инициативой самого Витте. Во-вторых, оно проводилось за счёт карманов русских людей. На одну треть была осуществлена скрытая девальвация рубля. Произошло уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта. Конечно, эта операция позволила уменьшить на треть внутренний государственный долг, но вместе с тем и потребовала новых иностранных займов золотом для поддержания курса рубля.     

Но  главное состояло в другом: в результате введения золотого денежного обращения русская экономика была тесно интегрирована в мировом экономическом порядке, политику которого определяли западные страны. Этот мировой порядок подразумевал первоначальный обмен между странами, продающими сырье, и странами, продающими промышленную продукцию. Цены на сырьевые ресурсы искусственно сдерживались, а на промышленную продукцию специально подстегивались. В результате страны – поставщики сырья были обречены на постоянные выплаты своего рода дани странам, более промышленно развитым. По мере введения золотой валюты цены на сырьевые товары падали. В результате происходил отток отечественных ресурсов за границу, и прежде всего «бегство» самого золота, ранее полученного в виде займов, но уже с многократной сторицей. Через год после введения золотой валюты государственный долг России по внешним займам превышал количество золота, находившегося в обращении, а также в активах Государственного банка в России и за границей.     

Что же касается государственной монополии  на продажу спирта, то идея этого  мероприятия принадлежала не Витте, а М.Н. Каткову, Витте стал только ее исполнителем. За 1893-1903 под руководством Витте построены тысячи казенных винных складов, лавок, заводов, специальных  административных зданий.     

Витте был убеждённым противником общины, и в 1899 он поспособствовал принятию закона об отмене круговой поруки в общине. Следующим этапом борьбы против общины становится создание по инициативе Витте Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902). Витте пытался создать механизм «добровольного» перехода крестьян от общинной к частной собственности. После проведения определенной работы комитеты высказывались за «добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному». В декабре 1904 Витте выпустил «Записку по крестьянскому делу», в которой открыто нападал на общину. В результате возмущенный государь неожиданно для Витте 30 марта 1905 закрывает Особое совещание.      

В области политической экономии Витте  считал себя последователем Ф.Листа, привлекавшего  его своим учением о национальном хозяйстве и протекционизме. Витте выступал с критикой экономической теории К.Маркса. Последние годы жизни Витте провел частью в Петербурге, частью за границей. Он оставался членом Государственного Совета и принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до конца жизни.     

Реформы С.Ю.Витте в сфере экономики  в России в период с 19 – 20 вв. дали большую пользу обществу, в целом не нанося никакого вреда. Благодаря ему увеличился рост промышленности, и улучшились отношения между предпринимателями и рабочими. С.Ю.Витте хорошо сумел раскрыть земскую тему, которая в последствие стала довольно популярной. Он поднял тему денежного обращения. Считается, что его работы над экономикой помогли России подняться на более развитый уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава . Реформы С. Ю. Витте

2.1 Реформы в налоговой системе

Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических  вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и  поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего  удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших  как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили  расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В  частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих  районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного  налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного  обложения.

К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

поземельный налог

налог с недвижимости

налог на денежные капиталы

квартирный налог

промысловый налог

Главный бич всех этих налогов  – обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне  около 7% от всей суммы государственных доходов[6].

Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3% от всех доходов бюджета, хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всех доходных статей государственного бюджета. [6]

Витте начал реформу с  того, что увеличил промысловый налог  с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа  Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью  которой было переориентирование с  внешних признаков при налогообложении  на другие, более современные методы.

Наилучшим выходом мог  бы стать так называемый прогрессивный  налог. Однако Россия была к этому  просто не готова. Сам Витте подчеркивал, что «многие источники доходов  остаются до сих пор не обложенными  и у податной администрации никаких  сведений о них нет…» и что  «при таких условиях введение подоходного  налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»

После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог  состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем  иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его  размер устанавливался в зависимости  от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи  с этим всю Российскую империю  поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости  от наличия личностных привилегий или  княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том  случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных  предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.

Информация о работе Реформы С. Ю. Витте – попытка модернизации России