Реформы С. Ю. Витте – попытка модернизации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 23:19, реферат

Краткое описание

В истории России конца XIX — начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета — таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы.
Актуальность данной темы определяется рядом обстоятельств. Во-первых, реформаторская политика С.Ю. Витте стала своеобразной попыткой ответить на вопрос о пути развития России и ее месте в мире, что само по себе актуально. Во-вторых, исследование социальной программы экономических реформ С.Ю. Витте, ее теоретических основ и методов реализации является актуальным с точки зрения современных поисков наиболее оптимальных путей социального развития страны.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Биография и деятельность С. Ю. Витте…………………….…………5
1.1 Биография С. Ю. Витте…………………………………………………..5
1.2 Деятельность С. Ю. Витте…………………………………………….....6
Глава 2. Реформы С.Ю. Витте…………………………………………………...9
2.1 Реформы в налоговой системе…………………………………………..9
2.2 Введение винной монополии…………………………………………...12
2.3 Реформы в железодорожном хозяйстве………………………………..12
2.4 Денежная реформа……………………………………………….………14
2.5 Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики………….25
2.6 Реформы в промышленности…………………………………………...26
Глава 3. Итоги реформ С.Ю. Витте…………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы. 36

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ-С.Ю. ВиттеПЕределка.docx

— 69.93 Кб (Скачать файл)

Новый промысловый налог  несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли  с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%) [6].

Основную же массу бюджетных  поступлений составляли акцизные сборы  от производства таких товаров, как  водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов (с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного  акциза - на 50%, патентного табачного  сбора - на 50% (установлен также дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных торгово-промышленных сборов), то есть косвенных налогов  приходилась основная часть «налоговых»  доходов государственного бюджета[6].

Так же был установлен государственный  квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов  плательщиков и представляющий собой  важное в принципиальном отношении  нововведение.

Витте стоял у истоков  так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в  ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара – российский народ – защищался  от высоких цен путём выпуска  на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления  доходов от сахарного акциза и  патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов [6].

 

 

2.2 Введение винной монополии

По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная  монополия на торговлю крепкими спиртными  напитками. Основная суть питейной монополии  заключается в том, что никто  не может продавать вино кроме  государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких  его покупает государство, а следовательно  и теми условиями, на которых будет  настаивать государство.

В России водка с давних времен и до сих пор остается одной  из важнейших статей дохода казны, а  при Витте торговля водкой производилась  только в казенных винных лавках, ректификация (обработка спирта и приготовление  водки) делалась также государством. Производство первичного спирта оставалась за частными заводчиками. Однако заводчики  могли произвести лишь столько спирта, сколько предпишет государство  и соответственно продавать могли  только это количество.

Реформа возымела положительный  результат. К 1899 г. весь питейный доход  составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х  годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений[6]. При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.

2.3 Реформы в железнодорожном хозяйстве

Приведение в порядок  и развитие железнодорожного хозяйства  страны всегда оставались в поле зрения Витте даже после его ухода  из Министерства путей сообщения. В  России времён Витте более ¾ всего  железнодорожного полотна находились в собственности акционерных  предприятий, и менее ¼ принадлежало государству. Акционерные общества пользовались полной самостоятельностью по части установки тарифов, что  постепенно привело к убыточности  ряда железных дорог и к негативному  влиянию подобной «частной собственности» на экономику в целом. Нестабильность тарифной политики собственников железных дорог в условиях жёсткой конкуренции между ними, льготы так называемым «своим людям» и т.п. лишали торговлю и промышленность возможности вести свои операции на более или менее предсказуемых условиях, а экономика страны отчасти сходила с буржуазно-капиталистического пути развития.

Ещё в 1889 г. было издано Временное  положение о железнодорожных  тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный  контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления  грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, то есть, поддерживая отечественного производителя.

Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при  Витте – выкуп убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в  собственность казной ( это была разветвлённая железнодорожная  сеть со стратегическим значением –  связь Запада с Востоком, Центра с окраинами), и только 1/3 – дороги, приносившие какой-никакой доход  – находилась в собственности  негосударственных организаций[6]. В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход: к 1898г. железные дороги принесли стране почти 20 млн. руб.[7].

Большинство железных дорог  строились государством. Позволялось  также строить железные дороги и  акционерным обществом, но государство  больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки. Мало того, Витте, как уже сказано выше, много  внимания уделял национализации железных дорог. Если сначала это касалось только убыточных железнодорожных  предприятий, то впоследствии это коснулось  совершенно всех железных дорог. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм. За 90-е  годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий (это были такие магистрали как Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская. Самой протяжённое из них, значение которой и по сей день трудно переоценить, являлась Транссибирская магистраль) и к середине 1902г. общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий[6].

Интенсивное железнодорожное  строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую  жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы  с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России.

Одновременно со строительством железных дорог в России получили импульс к развитию такие сопутствующие  отрасли как: металлообработка, производство рельсов паровозостроение, а также  интенсивно развивалась угледобыча.

2.4 Денежная реформа

Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших  валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой  программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем  помогли народнохозяйственному  организму выдержать тотальные  потрясения русско-японской войны и  революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства  преодолеть очевидную архаическую  замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный  с именем министра финансов С. Ю. Витте. Однако результативность его реформаторских усилий во многом была следствием двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, огромной подготовительной работы его  предшественников на посту главы  финансового ведомства. Но, пожалуй, еще в большей степени успех  невиданного в истории России начинания обеспечивала несомненная  и однозначная поддержка, которую  получали конкретные предложения и  проекты Витте на самом верху  иерархической пирамиды. Без покровительства  же императора Николая II некоторые  принципиальные предложения Витте  не могли бы материализоваться. Сама идея укрепления рубля переходом  на золотой паритет отвечала в  первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов. Аграрному же сектору  подобное преобразование не сулило в  обозримом будущем никаких особых выгод и даже наоборот: стабилизация отечественной денежной единицы, повышение  ее курса неизбежно должно было привести к удорожанию экспорта. Главными же продуктами российского вывоза исстари  служили продукты сельского хозяйства, и намечаемая реформа ущемляла интересы крупных дворян-землевладельцев, давно  “правивших бал” в имперских коридорах  власти, оказывая существенное влияние  на курс государственной политики.

Ко времени занятия  должности министра финансов С. Ю. Витте  уже не сомневался в целесообразности и необходимости ускоренного  промышленного развития России, в  чем видел залог государственной  стабильности. Для осуществления  этой стратегической цели необходимо было решить важнейшие задачи: увеличить  инвестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В  деле индустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако добиться сколько-нибудь благоприятных результатов было невозможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной.  

Рубль кредитный, ставший  основой денежного обращения  еще с середины ХIХ века, служил объектом беззастенчивых спекулятивных  манипуляций за границей, а в Берлине  даже существовала специальная “рублевая  биржа”. Здесь в 1888-1890 гг. (благоприятные  годы) курс был довольно высоким  и составлял 81,8% номинала (за 100 рублей давали 265,2 марки), но уже в 1891 г. , вследствие сильного неурожая, упал до 59,3% (за 100 рублей давали уже менее 200 марок). Положение  бумажных денег не было прочным и  внутри страны.[6]

И Витте решается на смелый и дерзкий шаг. В самом начале 1895г. министерство финансов России закупает на Берлинской фондовой бирже на огромные по тем временам суммы предлагавшиеся на срок российские рубли (по курсу 219 марок  за 100 рублей). Тут же правительство  запрещает вывоз бумажных денег  за границу, указав российским банкам, что вывоз кредитных билетов  из России будет рассматриваться  как участие в спекуляции против национальной валюты[6].

Банки выполнили это требование. Встревоженные европейские биржевики  поняли, что раздобыть рубль к  сроку стало невозможно, и что  они явно промахнулись с продажей. Многие из них вынуждены были обратиться к министерству финансов России с  просьбой разрешить им приобретение потребного количества рублей. Витте "милостиво" разрешил, но "заломил" новую цену - 234 марки за 100 рублей. Покупатели вынуждены  были согласиться. Русская казна  существенно пополнилась в результате этой операции. Серьезных попыток  сыграть на понижение рубля уже  можно было не опасаться.

В 70 - 80-е годы курс в среднем  составил 64,3 копейки золотом. Для  ликвидации шаткости финансовой системы  требовалось изыскать надежный металлический  эквивалент, которым уже давно  служило серебро. Однако начиная с 70-х годов цена “второго благородного металла” в силу ряда причин неуклонно падала и было мало надежд на изменение этой устойчивой тенденции. Государство стремилось всеми силами поддержать рубль и с этой целью искусственно ограничивало эмиссию бумажных денег: в 1881 г. их количество составляло 1180 млн. руб., а к 1896 г. даже несколько уменьшилось - 1175 млн. руб. Между тем за эти 15 лет население увеличилось на 29 млн. человек, производство зерновых поднялось с 248 до 335 млн. пудов, добыча нефти возросла с 40 до 344 млн. пудов, производство чугуна поднялось с 29,9 до 80 млн. пудов, стали - с 14,2 до 38,5 млн. пудов, протяженность железных дорог увеличилась с 21 195 до 345 000 верст и т. д. Налицо был несомненный экономический прогресс. Однако количество дензнаков было недостаточным для потребностей населения и государства.[6]

Первоначально Сергей Юльевич  был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного  контроля. Ему казалось, что ужесточение  надзора за обращением денег и  усиление ответственности отечественных  финансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволят укрепить рубль. В начале 1893 г. был предпринят ряд шагов, показавших, что финансовое ведомство настроено весьма решительно. Были установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), запрещены  сделки, основанные на курсовой разнице  рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в  России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания  курса стали уменьшаться. Так, если в 1891 г. в Лондоне они составляли 28,4%, то в 1892 г. - 8,8%, а в 1893 г. - 5,3%. Но довольно быстро министр финансов понял, что  эти меры малоэффективны и что  необходима качественная перестройка всей финансовой системы[1]. Но прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Но привязка кредитного рубля к биметаллическому эквиваленту таила в себе и большую опасность: при высокой конъюнктуре одного из паритетов неуклонное снижение стоимости другого могло не только не привести к стабильности денежной единицы, но даже усилить ее неустойчивость. Введение золотого обращения в этом отношении представлялось предпочтительней, но здесь были скрыты неведомые до того “финансовые рифы”. Не произойдет ли массовый отток благородного металла из обращения в “кубышки” внутри страны и не уйдет ли он за границу? Хватит ли резервов золота для его свободного обмена? Не приведет ли удорожание денежной единицы к падению жизненного уровня? Убедительные ответы на эти вопросы могла дать лишь жизнь. Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.

Введению монометаллического паритета рубля, устойчивой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное экономическое положение. Международная обстановка оставалась спокойной, успехи торговой деятельности очевидными, и уже многие годы Россия имела положительное торговое сальдо. Формировались и внушительные золотые  авуары.  

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два  основных положения: всякие дозволенные  законом письменные сделки могут  заключаться на российскую золотую  монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой  монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В  последующие месяцы правительство  предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.

Информация о работе Реформы С. Ю. Витте – попытка модернизации России