Реформы и реформаторы России 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:24, реферат

Краткое описание

Во второй половине XIX столетия Россия была самой большой по своей
территории державой, с населением в 126 млн. человек. Вся полнота власти
принадлежала самодержцу, возглавлявшему сильное централизованное
государство. Главной опорой царя выступали дворяне-помещики, занимавшие
ведущие посты в государственном управлении. В распоряжении монарха
находилось армия, которая даже в мирное время насчитывала свыше миллиона
человек, а также жандармско-полицейский аппарат(.
Одной из особенностей страны является ее расположение на стыке двух типов
цивилизации – восточной и западной. С полуазиатской опорой монархов в виде
общины внизу.

Содержание

A) РОССИя В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
B) ПОДГОТОВКА И ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
C) СУДЕБНАя, ЗЕМСКАя, ВОЕННАя И В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИя
D) ЗНАчЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

реформы и реформаторы 19в.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

вмешиваться в  решения сельских и волостных  сходов. Но с переводом  крестьян

на выкуп эта  опека над ними помещика прекращалась.

b. Крестьянское  самоуправление

      Вводились сельские  и  волостные   органы  управления.  Первой  ячейкой

являлось сельское общество, которое до  этого  составляло  имение  помещика.

Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные  интересы  –  общие

угодья и общие  обязательства  перед  помещиком.  Сельское  управление  здесь

состояло из сельского  схода, представленного дворохозяевами,  старосты,  его

помощника и сборщика податей, избираемых на три года.  Кроме  них,  сельский

сход нанимал  сельского писаря, назначал (или  избирал)  смотрителя  запасного

хлебного магазина, лесных и полевых сторожей. Сельский сход ведал  вопросами

общинного   землепользования,   раскладкой   государственных    и    земских

повинностей, имел  право  удалять  из  общества  «вредных  прочных  членов»,

устранять от участия  в сходе  на  три  года  тех,  кто  совершил  какие-либо

проступки. Решения  схода  имели  законную  силу,  если  за  них  высказалось

большинство  присутствующих  на  сходе.   На   сельском   сходе   избирались

представители на волостной сход из расчета – один человек от 10 дворов.

      Волостной сход выбирал на  три года волостного старшину, его помощников

и волостной суд  в составе от 4 до 12 судей. Волостной  сход ведал  раскладкой

мирских  повинностей,  составлением  и  проверкой   рекрутских   списков   и

очередностью рекрутской повинности. Волостной суд рассматривал  крестьянские

имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100  рублей,  и  дела

по маловажным проступкам, руководствуясь нормами  обычного  права.  Все  дела

велись устно,  лишь  вынесенные  приговоры  записывались  в  «Книгу  решений

волостного суда».

c. Мировые посредники

      Мировые посредники были призваны  проводить правительственную   линию  –

учитывать  прежде  всего  государственные  интересы,  пересекать   корыстные

поползновения  откровенных  крепостников   и   требовать   от   них   строго

придерживаться  рамок  закона.  Однако  среди  мировых  посредников  были  и

представители    либерально-оппозиционного     дворянства,     критиковавшие

грабительские  условия  реформы  1861  г.  и   выступавшие   за   дальнейшие

преобразования  в стране.

                    3) Значение отмены крепостного  права

      Реформа 1861 г. ударила «одним  концом по  барину,  другим  по  мужику»

(Н.А. Некрасов). Являясь грабительской по  отношению   к  крестьянам,  она  в

известной  мере  ущемляла  и  экономические   интересы   помещиков:   личное

освобождение крестьянства ликвидировало монополию помещиков  на  эксплуатацию

дарового  крепостного  труда,  реформа   заставила   отдать   крестьянам   в

собственность  их  надельную  землю.   Подавляющее   большинство   помещиков

встретило реформу 1861 г. с раздражением, надеясь, что  изданный закон  скоро

будет изменен  в желаемом для них духе. Отовсюду посыпались жалобы  помещиков

на грозящее им разорение. Помещичья фронда нашла  свое  выражение  в  начале

1862 г. в дворянских  губернских собраниях, на которых   раздавались  открытые

протесты против нарушения «священной дворянской собственности» и  выносились

предложения изменить в пользу дворянства изданный закон.

      Крестьянская реформа 1861 г. несмотря  на свою  непоследовательность  и

противоречивость,  явилась  в  конечном  счете  важным  историческим   актом

прогрессивного  значения.  Она  стала  переломным  моментом,  гранью   между

Россией  крепостной  и  Россией   свободного   предпринимательства,   создав

необходимые условия  для утверждения капитализма  в стране. 

   C) Судебная, земская, военная и в области  образования 

                              СУДЕБНАя РЕФОРМА 

      ПОДГОТОВКА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ  НАчАЛИСЬ В КОНЦЕ 1861 Г. 20 НОяБРя 1864 Г.

ИМПЕРАТОР   УТВЕРДИЛ   ПРОЕКТЫ    СУДЕБНЫХ    УСТАВОВ.    СУДЕБНЫЕ    УСТАВЫ

ПРЕДУСМАТРИВАЛИ БЕССОСЛОВНОСТЬ СУДА И ЕГО НЕЗАВИСИМОСТЬ  ОТ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ВЛАСТИ,  НЕСМЕНяЕМОСТЬ  СУДЕЙ  И  СУДЕБНЫХ  СЛЕДОВАТЕЛЕЙ,   РАВЕНСТВО   ВСЕХ

СОСЛОВИЙ ПЕРЕД  ЗАКОНОМ, СОСТяЗАТЕЛЬНОСТЬ И ГЛАСНОСТЬ  СУДЕБНОГО  ПРОЦЕССА  С

УчАСТИЕМ В НЕМ  ПРИСяЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ И АДВОКАТОВ.

      Вводились  новые  судебные  учреждения  –  коронный  и   мировой  суды.

Коронный суд  имел две инстанции:  первой  являлся  окружной  суд  (обычно  в

пределах губернии, которая составляла судебный  округ),  второй  –  судебная

палата, объединявшая несколько судебных округов и  состоявшая  из  уголовного

и гражданского департаментов.

      Принимавшие участия  в   судебном  разбирательстве  выборные  присяжные

заседатели устанавливали  лишь виновность  или  невиновность  подсудимого,  а

меру наказания  определяли в соответствии со статьями закона  судья  и  члены

суда. Решения, принятые окружным судом  с  участием  присяжных  заседателей,

считались  окончательными,  но  без  их  участия  могли  быть  обжалованы  в

судебной палате.  Решения  окружных  судов  и  судебных  палат,  принятые  с

участием присяжных  заседателей, могли быть обжалованы  в  Сенате,  только  в

случае нарушения  законного порядка судопроизводства или  обнаружения  каких-

либо новых обстоятельств  по  делу.  Сенат  имел  право  кассации  (отмены  и

пересмотра)  судебных  решений.  Для  этого  в   его   составе   учреждались

кассационно-уголовный  и кассационно-гражданский  департаменты.  Для  разбора

гражданских исков  на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений учреждался  в

уездах  и  городах  мировой  суд  в  составе  одного  судьи,  без  присяжных

заседателей и  адвокатов,  с  упрошенным  делопроизводством.  Он  обеспечивал

«скорое» решение  дел с учетом «местных сословий». Мировые  судьи  избирались

на уездных земских  собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе  –  городскими

думами срокам на 3 года. В губерниях, где  не  было  земств,  мировые  судьи

назначались местной  администрацией. Мировым  судьей  мог  быть  избран  (или

назначен)  только  «местный  житель»  в  возрасте  не  моложе  25  лет,  «не

опороченный  по  суду  или  общественному  приговору»,  имевший  высшее  или

среднее образование  «или прослуживший, преимущественно  по  судебной  части,

не менее трех лет». Мировой  судья  был  первой  инстанцией,  представлявшей

собой мировой  участок.  Второй  инстанцией  являлся  уездный  съезд  мировых

судей. Эта инстанция  составляла  мировой  уездный  округ.  Решения  мирового

судьи можно было обжаловать в уездном съезде мировых  судей.

      Представителей и членов судебных  палат  и  окружных  судов   утверждал

император, а мировых  судей – Сенат. После этого  они по закону  не  подлежали

ни увольнению в  административном  порядке,  ни  временному  отстранению  от

должности. Их можно  было отстранить  от  должности  лишь  тогда,  когда  они

привлекались к  суду по обвинению в уголовном  преступлении. В  таких  случаях

суд принимал решение  о смешении их с должности.

      Судебные уставы  1864  г.  вводили   институт  присяжных  поверенных  –

адвокатуру, а также  институт  судебных  следователей  –  особых  чиновников

судебного ведомства,  которым  передавалось  изымаемое  из  ведения  полиции

производство предварительного следствия по  уголовным  делам.  Представители

окружных судов  и  судебных  палат  должны  были  иметь  высшее  юридическое

образование. Членами  этих судов назначались лица, прослужившие «по  судебной

части» не менее  трех лет, а судебными следователями  – занимавшиеся  судебной

практикой  не  менее  четырех  лет.  Присяжные  поверенные  помимо   высшего

юридического образования  должны  были  иметь  и  пятилетний  стаж  судебной

практики. Присяжными заседателями не  могли  быть  духовные  лица,  военные,

учителя народных школ, а также «опороченные по суду»

      Надзор за законностью действий  судебных учреждений осуществляли  обер-

прокуроры  Сената,  прокуроры  судебных  палат   и   окружных   судов.   Они

подчинялись непосредственно  министру юстиции как генерал-прокурору.

      Судебными уставами 1864 г.  впервые   в  России  вводился  нотариат.  В

столицах, губернских и уездных городах учреждались  нотариальные  конторы  со

штатом нотариусов.

      Действие  судебных  уставов  1864г.  распространялось  только  на   44

губернии (немногим более  половины  губерний)  России.  Судебные  уставы  не

распространялись  на Прибалтику, Польшу, Белоруссию,  Сибирь,  Среднюю  Азию,

северные и северо-восточные  окраины Европейской России.

      В связи с подготовкой судебной  реформы была проведена и   такая  важная

мера, как отмена телесных  наказаний.  Изданный  17  апреля  1863  г.  закон

отменял публичное  наказание  по  приговорам  гражданских  и  военных  судов

плетьми, шпицрутенами, «кошками» (плети с несколько  просмоленными  концами),

клеймение. Однако телесные наказания все же окончательно не отменялись:  они

сохранялись для  податных сословий (до ста ударов  розгами  взамен  ареста  в

смирительном или  рабочем  доме)  и  для  крестьян  по  приговорам  волостных

судов.  Принимались  розги  к  штрафным  солдатам  и  матросам,  ссыльным  и

заключенным в  арестантские отделения. 

                               Земская реформа

      1 января 1864 г. был принят закон  «Положение о  губернских  и   уездных

земских  учреждениях».  По  этому  закону  создаваемые  земские   учреждения

состояли из распорядительных  (уездных  и  губернских  земских  собраний)  и

исполнительных  (уездных  и  губернских  земских  управ).  И  те,  и  другие

избирались на трехлетний срок.  Члены  земских  собраний  получили  название

«гласных» (имевших  право  голоса).  Количество  уездных  гласных  по  разным

уездам колебалось от 10 до 96, а губернских  –  от  15  до  100.  уездные  и

Информация о работе Реформы и реформаторы России 19 века