Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:24, реферат
Во второй половине XIX столетия Россия была самой большой по своей
территории державой, с населением в 126 млн. человек. Вся полнота власти
принадлежала самодержцу, возглавлявшему сильное централизованное
государство. Главной опорой царя выступали дворяне-помещики, занимавшие
ведущие посты в государственном управлении. В распоряжении монарха
находилось армия, которая даже в мирное время насчитывала свыше миллиона
человек, а также жандармско-полицейский аппарат(.
Одной из особенностей страны является ее расположение на стыке двух типов
цивилизации – восточной и западной. С полуазиатской опорой монархов в виде
общины внизу.
A) РОССИя В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
B) ПОДГОТОВКА И ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
C) СУДЕБНАя, ЗЕМСКАя, ВОЕННАя И В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИя
D) ЗНАчЕНИЕ.
губернские управы состояли из 4 – 6 членов.
Выборы в уездные земские
съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии: 1) уездных
землевладельцев, 2) городских избирателей и 3) выборных от сельских
обществ. В первую
курию входили все
десятин земли, а также лица, обладавшие другой недвижимой собственностью
стоимостью не менее чем на 15 тыс. рублей или же получавшие годовой доход
свыше 6 тыс. рублей. Второю курию составляли купцы всех трех гильдий,
владельцы торговых и промышленных заведений в городах, а также владельцы
городской недвижимости (в основном домовладельцы). По этой курии могли
баллотироваться дворяне и духовенство, если они имели в городах
недвижимость по установленной оценке.
Если по первым куриям выборы были прямыми, то по третьей, не
предусматривавшей имущественного ценза, многостепенными: сначала сельский
доход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались
выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное
земское собрание. Многостепенность выборов по третьей курии преследовала
цель провести в земстве наиболее состоятельных и «благонадежных» гласных из
крестьян и ограничить самостоятельность сельских и волостных сходов при
выборе представителей в земства из своей среды.
Согласно «Положению» о
земских собраний становились уездный и губернский предводителями
дворянства. Представители управ избирались на земских собраниях, при этом
председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской
– министр внутренних дел.
Земства вводились только в великорусских губерниях, в которых
преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение» о земских
учреждениях распространялось на 34 губернии (менее их половины). Земская
реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и
Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского
землевладения, и национальные окраины России: Остзейские губернии (здесь
было свое местное управление, подчиненное немецким баронам), Литву, Польшу,
Белоруссию, Правобережную Украину (в этих регионах среди землевладельцев
преобладало польское дворянство), на Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию.
Всего предполагалось избрать в 34 губерниях 13 тыс. гласных. Реально было
избранно 11,5 тыс., половину их составляли гласные первой курии, чем
обеспечивалось преобладание в земствах дворянства.
Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера
деятельности земств ограничивалось исключительно хозяйственными вопросами
местного значения. Исполнение земствами местных хозяйственно-
административных функций рассматривалось самим правительством даже не как
право земств, а их обязанность: ранее этим занималась уездная и губернская
администрация, а теперь заботы о местных делах и расходы на них
перекладывались на земства. Члены и служащие земств привлекались к судебной
ответственности, если они выходили за рамки своей компетенции.
Земства находились под контролем центральной и местной власти –
министра внутренних дел и губернатора, которые имели право приостанавливать
любое постановление земского собрания, признав его «противным законам или
общим государственным пользам». Многие из постановлений земских собраний не
могли вступить в силу без утверждения губернатора или министра внутренних
дел. Для выполнения своих постановлений (например, для взыскания недоимок
по земским сборам, исполнения натуральных земских повинностей и т.п.)
земства были вынуждены порой обращаться к земской полиции, не зависевшей от
земств.
Но и в предписанных законам
пределах компетенция и
все более ограничивалось последующими законодательными актами и
правительственными распоряжениями. Правительственные указы и циркуляры
Министерства внутренних дел за 1868 – 1874 гг. ставили земства в еще
большую зависимость от власти губернатора, ограничивали гласность и
публичность их заседаний.
Однако, несмотря на эти ограничения и стеснения, земства сыграли
огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач. Таким
образом, земства, хотя и ограниченные в правах, показали свою
жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям жизни.
Вопреки законодательным запретам земства превратились в очаги общественной
деятельности
либерального дворянства.
Военная реформа
Военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного
министра Д. А. Милютина (старшего брата Н.А. Милютина), профессора Академии
Генерального штаба,
обладавшего выдающимися
придерживающегося либеральных воззрений. С именем Д. А. Милютина, который
прибывал на посту военного министра 20 лет, связанно коренное
переустройство русской армии. 15 января 1862 г. он предоставил Александру
II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение
вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных
резервов в период войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и
создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин
добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7 –8
лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были
отменены телесные наказания – шпицрутены, «кошки», кнут и плети. Вслед за
этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6
августа 1864 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15
военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным
Военному министерству. В подчинение Военному министерству передавались
артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого
они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий –
действующая армия.
В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на
началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции –
полковой, военно-окружной и главный военные суды. На время войны учреждался
Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению
соответственно
полкового и окружного
военного министра.
В середине 60-х годов была проведена
реформа военно-учебных
В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие
по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к
реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые
поступали воспитанники военных гимназий. Для специальной подготовки военных
инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с
трехлетним сроком обучения. В практику вводилось квалификация офицерского
состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного
образования в военных академиях – Академия Генерального штаба,
Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной
Военно-юридической.
Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской
армии. Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих
странах Европы, в России же долгое время сохранялась система рекрутских
наборов, введенная еще Петром I. Всеобщая воинская повинность давала
необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в
запасе воинских резервов, а это во многом зависит от состояния средств
сообщения.
1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав воинской повинности» и
специальный Манифест о нем. Воинская повинность распространялась на все
мужское население, достигшие 20-летнего возраста, без различия сословий,
т.е. она приобретала всесословный характер. Для регулярных сухопутных войск
устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок
увольнялись на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до
40- летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной
службы и 3 года пребывания в запасе.
От действительной службы
положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при
малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат
отбывает или уже отбыл срок действительной службы. Сроки действительной
военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного
ценза: до 4 лет – для окончивших начальную школу, до 3 лет – городскую
школу, до полутора лет – гимназию и до полугода – для имевших высшее
образование. Если получивший образование поступал на действительную службу
добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались
вдвое.
По закону 1874 г. от воинской
повинности освобождались
всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и
организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и
Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к
русскому населению воинская повинность фактически распространялась на