Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:24, реферат
Во второй половине XIX столетия Россия была самой большой по своей
территории державой, с населением в 126 млн. человек. Вся полнота власти
принадлежала самодержцу, возглавлявшему сильное централизованное
государство. Главной опорой царя выступали дворяне-помещики, занимавшие
ведущие посты в государственном управлении. В распоряжении монарха
находилось армия, которая даже в мирное время насчитывала свыше миллиона
человек, а также жандармско-полицейский аппарат(.
Одной из особенностей страны является ее расположение на стыке двух типов
цивилизации – восточной и западной. С полуазиатской опорой монархов в виде
общины внизу.
A) РОССИя В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
B) ПОДГОТОВКА И ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
C) СУДЕБНАя, ЗЕМСКАя, ВОЕННАя И В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИя
D) ЗНАчЕНИЕ.
податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему
образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях
практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия
сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии
был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий
имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать
офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.
С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г.
гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была
принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк
заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство
военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность:
на время войны годные для военных целей конское поголовье подлежало
мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали
регулярно проводиться военно-конские переписи.
В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения.
По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок
действительной службы и 13-летний срок пребывания в запасе для всех родов
войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался
призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для
ополченца увеличился с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по
семейному положению, но в 2 – 4 раза увеличились сроки службы для лиц,
окончивших средние и высшие учебные заведения, а также для
вольноопределяющихся.
Военные реформы 1861 –1874 гг. сыграли важную роль в повышении
боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не
сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку
офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько
десятилетий.
Область образования
a) Школьная реформа
28 июля 1861 г. был учрежден Комитет для разработки школьной реформы.
Составленные им проекты реформы начальной и средней школы были разосланы на
отзыв известным
русским и иностранным
учреждено «Положение о начальных народных училищах». Оно предоставляло
право открывать
начальные школы как
лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о
материальном обеспечении школ, а руководство учебной частью передавалось
уездным и губернским училищным советам. В пореформенной России существовали
четыре вида начальных школ: учрежденные частными лицами (таких школ было
немного), Министерством народного просвещения (министерские), земствами
(земские) и церковно-приходские, которые подчинили себе создаваемые по
инициативе крестьян сельские «школы грамоты».
19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он
вводил принцип
формального равенства в
сословий и вероисповеданий. По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись
на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические
гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено
преподавание древних («классических») языков – латинского и греческого. В
реальных гимназиях увеличился объем преподавания математики и
естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы.
Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты
без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был
затруднен: они
могли поступать
заведения. Уставом 1864 г. учреждались прогимназии – четырехклассные
учебные заведения, соответствующим первым четырем классам классической
гимназии: окончившие прогимназию могли поступить в 5-й класс классической
гимназии.
Несмотря на записанное в законе равенство всех сословий и
вероисповеданий при приеме в гимназии, в них из-за высокой платы за
обучение могли учиться преимущественно дети привилегированных и
состоятельных сословий.
Еще в 1858 г. наряду с закрытыми женскими учебными заведениями –
«институтами благородных девиц» (учрежденными в XVIII в. для девиц из
дворян) – стали открываться женские училища для девочек и из
непривилегированных сословий. 9 января 1862 г. эти училища получили свой
устав, а 10 ноября того же года переименованы в женские гимназии с более
сокращенной по сравнению с мужскими гимназиями программой преподавания
общеобразовательных дисциплин. В них устанавливался семилетний срок
обучения, однако разрешалось иметь и 8-й, дополнительный, класс специально
для подготовки учительниц
b) Университетский устав
16 июня 1863 г. был принят Университетский устав – самый либеральный
из всех университетских
уставов в дореволюционной
3. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета:
историко-филологический, физико-математический, юридический и
медицинский. В Петербургском университете вместо медицинского
учреждался восточный факультет. В полтора раза увеличился число
штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании,
открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады
профессорам и преподавателям. Их статус по Табелю о рангах повышался на два
класса.
Устав 1863 г. предоставлял университетам довольно широкую автономию.
Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные
и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания,
распределять государственные средства по факультетам, разделять сами
факультеты на отделения, заменять одни кафедры на другие, открывать новые
кафедры, отправлять молодых ученых за границу на стажировку. Руководство
жизнью факультетов принадлежало факультетскими советам. Университеты
свободно выписывали из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не
подлежали проверке на таможне. Такое право имел и каждый профессор. Устав
предусматривал выборность ректора, проекторов, деканов с последующим
утверждением их
в должности министром
Студенты, как и ранее, делились
на своекоштных и
Своекоштные жили дома или в снимаемых ими квартирах и вносили плату за
обучение. По окончании университета они могли свободно выбрать себе род
занятий или службы. Казеннокоштные жили при университете и на его
содержании. По окончании учебы они обязывались отслужить 6 лет по
назначению. Однако казеннокоштные составляли небольшую часть студенчества.
По уставу студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали
дисциплинарному суду, избираемому из состава профессоров университетским
советом. При поступлении в университет студенты давали подписку подчиняться
установленным в нем правилам.
Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты
женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями
прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию и
женщинам, разрешив
открывать частные женские
D) Значение.
Внутренняя политика 60 – 70-х гг. отмечена проведением ряда реформ,
изменением общего политического курса царизма, который стал больше
учитывать потребности страны в условиях капиталистического развития. Все
политические преобразования были проведены при полном сохранении принципов
и основ самодержавия. Это происходило даже тогда, когда не возможность
прежних абсолютистских приемов управления была на лицо. В условиях
проведения реформ как никогда вставала необходимость единства действий всех
центральных государственных учреждений. По мнению ряда высокопоставленных
деятелей, достигнуть этого возможно было путем создания кабинета министров,
возглавляемого премьером и состоящего из представителей одного
политического направления. Такое правительство должно было гарантировать
политику от малообособленных решений, принимаемых императором во время
встреч с тем или иным министром.
( В конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. корпус жандармерии был еще не
велик, и насчитывалось: 20 генералов, 85 штаб- и 328 обер-офицеров, 376
унтер-офицеров, 3820 рядовых. На его содержание ежегодно расходовалось 100
– 150 тысяч рублей.