Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:12, контрольная работа
Нарастание негативных тенденций в обществе привело к тому , что страна в середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического кризиса. Положение в стране поставило общество перед необходимостью радикальной перестройки всех сторон жизни.
Сначала едва незаметно, затем все сильнее стали обозначаться новые явления, процессы, доселе мало предсказуемые. Стали говорить о приоритете общечеловеческих ценностей. Закончился почти десятилетний период пребывания советских войск в Афганистане, начался пересмотр отношений к этой войне.
11) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;
12) осуществляет контроль
за предоставлением
13) определяет основные
мероприятия в области обороны
и обеспечения государственной
безопасности; объявляет общую или
частичную мобилизацию;
14) принимает решения об
использовании контингентов
15) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
16) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР;
17) издает общесоюзные акты об амнистии;
18) имеет право отменять
указы и постановления
19) отменяет постановления
и распоряжения Советов
20) решает другие вопросы,
отнесенные к ведению Союза
ССР, кроме тех, которые
Верховный Совет СССР принимает законы СССР и постановления.
Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов СССР.
Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Верховного Совета СССР, Комитету конституционного надзора СССР, Совету Министров СССР, союзным республикам в лице их высших органов государственной власти, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Комитету народного контроля СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Главному государственному арбитру СССР.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР.
Статья 115. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.
Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство членов палаты.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР, принятым по его инициативе или по предложению союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
Статья 116. Каждая палата Верховного Совета СССР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.
Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежат вопросы социально-экономического развития и государственного строительства, имеющие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней политики СССР; обороны и государственной безопасности СССР.
Рассмотрению прежде всего
в Совете Национальностей подлежат
вопросы обеспечения
По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления.
Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета СССР.
Статья 117. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
Статья 118. Президиум Верховного Совета СССР является подотчетным Верховному Совету СССР органом, обеспечивающим организацию работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и осуществляющим другие полномочия в пределах, предусмотренных Конституцией СССР и законами СССР.
В состав Президиума Верховного
Совета СССР входят по должности: Председатель
Верховного Совета СССР, Первый заместитель
Председателя Верховного Совета СССР,
пятнадцать заместителей Председателя
Верховного Совета СССР - председатели
Верховных Советов союзных
Президиум Верховного Совета СССР возглавляет Председатель Верховной Совета СССР.
Статья 119. Президиум Верховного Совета СССР:
1) созывает сессии Верховного Совета СССР;
2) организует подготовку
заседаний Съезда народных
3) координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР;
4) оказывает содействие
народным депутатам СССР в
осуществлении ими своих
5) осуществляет контроль
за соблюдением Конституции
6) организует подготовку
и проведение всенародных
7) присваивает высшие
воинские звания, дипломатические
ранги и иные специальные
8) награждает орденами и медалями СССР, присваивает почетные звания СССР;
9) принимает в гражданство СССР; решает вопросы о выходе из гражданства СССР, лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;
10) осуществляет помилование;
11) назначает и отзывает
дипломатических
12) принимает верительные
и отзывные грамоты
13) в период между сессиями
Верховного Совета СССР
14) в интересах защиты
СССР и безопасности его
15) публикует на языках союзных республик законы СССР и другие акты, принятые Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президиумом Верховного Совета СССР, Председателем Верховного Совета СССР.
Президиум Верховного Совета СССР издает указы и принимает постановления.
Статья 120. Председатель Верховного Совета СССР является высшим должностным лицом Советского государства и представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях.
Председатель Верховного Совета СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов СССР.
Председатель Верховного Совета СССР подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР.
Статья 121. Председатель Верховного Совета СССР:
1) осуществляет общее
руководство подготовкой
2) представляет Съезду
народных депутатов СССР и
Верховному Совету СССР
3) представляет Съезду
народных депутатов СССР
4) представляет Верховному Совету СССР кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение;
5) возглавляет Совет обороны СССР;
6) ведет переговоры и
подписывает международные
Председатель Верховного Совета СССР издает распоряжения.
Первый заместитель
Статья 122. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета СССР, других народных депутатов СССР постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений, принятых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
В этих же целях палаты Верховного Совета СССР могут создавать на паритетных началах комитеты Верховного Совета СССР.
Верховный Совет СССР, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.
Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета СССР ежегодно обновляются на одну пятую часть их состава.
Статья 123. Законы и другие решения Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета СССР.
Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, а также коллегий Прокуратуры Союза ССР и Государственного арбитража СССР производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий палат или комитетов Верховного Совета СССР.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета СССР, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий и
комитетов подлежат обязательному
рассмотрению государственными и общественными
органами, учреждениями и организациями.
О результатах рассмотрения и
принятых мерах должно быть сообщено
комиссиям и комитетам в
Статья 124. Народный депутат СССР на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета СССР, к Совету Министров СССР, к руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок.
Народные депутаты СССР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения. Народные депутаты СССР, избранные в состав Верховного Совета СССР, могут освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете СССР.
Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Информация о работе Реформы советской политической системы (1985- 1991 гг.)