Реформы советской политической системы (1985- 1991 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Нарастание негативных тенденций в обществе привело к тому , что страна в середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического кризиса. Положение в стране поставило общество перед необходимостью радикальной перестройки всех сторон жизни.
Сначала едва незаметно, затем все сильнее стали обозначаться новые явления, процессы, доселе мало предсказуемые. Стали говорить о приоритете общечеловеческих ценностей. Закончился почти десятилетний период пребывания советских войск в Афганистане, начался пересмотр отношений к этой войне.

Вложенные файлы: 1 файл

Задание 1.docx

— 58.72 Кб (Скачать файл)

Статья 125. Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 21 члена Комитета, включая представителей от каждой союзной республики.

Лица, избранные в Комитет  конституционного надзора СССР, не могут одновременно входить в  состав органов, акты которых поднадзорны  Комитету.

Лица, избранные в Комитет  конституционного надзора СССР, при  выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции  СССР.

Комитет конституционного надзора  СССР:

1) по собственной инициативе  или по поручению Съезда народных  депутатов СССР представляет  Съезду заключения о соответствии  Конституции СССР проектов законов  СССР, подлежащих рассмотрению Съездом;

2) по собственной инициативе, по поручению Съезда народных  депутатов СССР, по предложениям  Верховного Совета СССР, высших  органов государственной власти  союзных республик представляет  Верховному Совету СССР заключения  о соответствии актов Верховного  Совета СССР и его палат,  а также проектов актов этих  органов Конституции СССР и  законам СССР, принятым Съездом  народных депутатов СССР;

3) осуществляет наблюдение  за соответствием Конституции  СССР и законам СССР конституций  и законов союзных республик,  постановлений и распоряжений  Совета Министров СССР и Советов  Министров союзных республик;

4) по собственной инициативе  или по поручению Съезда народных  депутатов СССР, по предложениям  Верховного Совета СССР, его палат,  Президиума Верховного Совета  СССР, Председателя Верховного Совета  СССР, постоянных комиссий палат  и комитетов Верховного Совета  СССР, Совета Министров СССР, высших  органов государственной власти  союзных республик дает заключения  о соответствии Конституции СССР  и законам СССР актов других  государственных органов и общественных  организаций.

При выявлении противоречия акта или его отдельных положений  Конституции СССР или законам  СССР Комитет конституционного надзора  СССР направляет органу, издавшему  акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом  такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции СССР или закону СССР акта либо его отдельных  положений.

Комитет конституционного надзора  СССР вправе входить с представлением на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР или  Совет Министров СССР об отмене противоречащих Конституции СССР или закону СССР актов подотчетных им органов  или должностных лиц.

Организация и порядок  деятельности Комитета конституционного надзора СССР определяются Законом  о конституционном надзоре в  СССР.

 

Статья 126. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за деятельностью всех подотчетных им государственных органов.

Верховный Совет СССР направляет деятельность Комитета народного контроля СССР, возглавляющего систему органов  народного контроля.

Организация и порядок  деятельности органов народного  контроля определяются Законом о  народном контроле в СССР.

Статья 127. Порядок деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов определяется Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и другими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР".

4. Статьи 152, 153 и 155 главы 20 "Суд и арбитраж" изложить в следующей редакции:

"Статья 152. Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.

Народные судьи районных (городских) народных судов, судьи краевых, областных и городских судов  избираются соответствующими вышестоящими Советами народных депутатов.

Судьи Верховного Суда СССР, Верховных Судов союзных и  автономных республик, судов автономных областей и автономных округов избираются соответственно Верховным Советом  СССР, Верховными Советами союзных  и автономных республик, Советами народных депутатов автономных областей и  автономных округов.

Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту  их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели вышестоящих судов - соответствующими Советами народных депутатов.

Судьи военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета СССР, а народные заседатели - собраниями военнослужащих открытым голосованием.

Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.

Судьи и народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед  ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Статья 153. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом СССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Союза ССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом.

Верховный Суд СССР состоит  из Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В  состав Верховного Суда СССР входят по должности председатели Верховных  Судов союзных республик.

Организация и порядок  деятельности Верховного Суда СССР определяются Законом о Верховном Суде СССР".

"Статья 155. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Судьям и народным заседателям  обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство  в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность  по закону.

Неприкосновенность судей  и народных заседателей, а также  иные гарантии их независимости устанавливаются  Законом о статусе судей в  СССР и другими законодательными актами Союза ССР и союзных  республик".

 

II. В связи с новой  редакцией глав 12, 13 и 15 Конституции СССР внести вытекающие из них изменения и дополнения в следующие статьи Конституции СССР:

1. Часть первую статьи 77 после слов "к ведению Союза ССР" дополнить словами "на Съезде народных депутатов СССР".

2. Часть третью статьи 103 изложить в следующей редакции:

"В своей деятельности  депутат руководствуется общегосударственными  интересами, учитывает запросы населения  избирательного округа, интересы, выражаемые  избравшей его общественной организацией, добивается претворения в жизнь  наказов избирателей и общественной  организации".

3. Статью 104 изложить в следующей редакции:

"Статья 104. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

На время заседаний  Съездов народных депутатов, сессий Верховных Советов или местных  Советов народных депутатов, а также  для осуществления депутатских  полномочий в других случаях, предусмотренных  законом, депутат освобождается  от выполнения производственных или  служебных обязанностей с возмещением  ему расходов, связанных с депутатской  деятельностью, за счет средств соответствующего государственного или местного бюджета".

4. Часть первую статьи 105 изложить в следующей редакции:

"Депутат имеет право  запроса к соответствующим государственным  органам и должностным лицам,  которые обязаны дать ответ  на запрос на Съезде народных  депутатов, сессии Верховного  Совета, местного Совета народных  депутатов".

5. Статью 107 изложить в следующей редакции:

"Статья 107. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Съезда народных депутатов, Верховного Совета или местного Совета народных депутатов перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, или перед избравшей его общественной организацией.

Депутат, не оправдавший  доверия избирателей или общественной организации, может быть в любое  время отозван по решению большинства  избирателей или избравшей его  общественной организации в установленном  законом порядке".

6. Статью 130 изложить в следующей редакции:

"Статья 130. Совет Министров СССР ответствен перед Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР и им подотчетен.

Вновь образованный Совет  Министров СССР представляет на рассмотрение Верховного Совета СССР программу предстоящей  деятельности на срок своих полномочий.

Совет Министров СССР не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным  Советом СССР".

7. Часть первую статьи 131 изложить в следующей редакции:

"Совет Министров СССР  правомочен решать все вопросы  государственного управления, отнесенные  к ведению Союза ССР, поскольку  они не входят, согласно Конституции  СССР, в компетенцию Съезда народных  депутатов СССР, Верховного Совета  СССР и его Президиума, Председателя  Верховного Совета СССР".

8. Статью 133 изложить в следующей редакции:

"Статья 133. Совет Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР".

9. В статье 135: из части третьей исключить слова "Порядок передачи предприятий и объединений из республиканского и местного подчинения в союзное определяется Президиумом Верховного Совета СССР";

в части четвертой слова "на основе и во исполнение законов  СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума" заменить словами "на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР".

10. Статью 137 изложить в следующей редакции:

"Статья 137. Высшим органом государственной власти союзной республики является Съезд народных депутатов союзной республики.

Полномочия Съезда народных депутатов союзной республики определяются Конституцией союзной республики".

11. Статью 138 изложить в следующей редакции:

"Статья 138. Верховный Совет союзной республики - "постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти союзной республики. Верховный Совет союзной республики подотчетен Съезду народных депутатов союзной республики.

Председатель Верховного Совета союзной республики подотчетен Съезду народных депутатов и Верховному Совету союзной республики.

Полномочия Верховного Совета союзной республики, его Президиума, Председателя Верховного Совета союзной  республики определяются Конституцией союзной республики".

12. Часть вторую статьи 139 изложить в следующей редакции:

"Совет Министров союзной  республики ответствен перед  Съездом народных депутатов и  Верховным Советом союзной республики  и им подотчетен".

13. Статью 143 изложить в следующей редакции:

"Статья 143. Высшим органом государственной власти автономной республики является Съезд народных депутатов автономной республики".

14. Статью 144 изложить в следующей редакции:

"Статья 144. Верховный Совет автономной республики - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти автономной республики. Верховный Совет автономной республики подотчетен Съезду народных депутатов автономной республики.

Председатель Верховного Совета автономной республики подотчетен Съезду народных депутатов и Верховному Совету автономной республики.

Совет Министров автономной республики ответствен перед Съездом  народных депутатов и Верховным  Советом автономной республики и  им подотчетен".

15. Статьи 149 и 150 изложить в следующей редакции:

"Статья 149. Работу краевых, областных, автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов организуют их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов.

 

Статья 150. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты.

Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а  также на собраниях трудовых коллективов  и по месту жительства граждан.

Исполнительные комитеты местных Советов непосредственно  подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному  и распорядительному органу".

16. Статью 165 изложить в следующей редакции:

"Статья 165. Генеральный прокурор СССР ответствен перед Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР и им подотчетен".

17. Статью 174 изложить в следующей редакции:

Информация о работе Реформы советской политической системы (1985- 1991 гг.)