Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:53, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы собрать известный материал и представить его в цельном виде, используя факты, статистические данные. И сделать свой субъективный вывод по данному периуду Российской истории.
Введение
Радикальные экономические реформ
Социальные изменения
Преобразование политической системы
Внешняя политическая деятельность
Список литературы
Другая важная черта демографической ситуации 90-х гг. - деградация части населения: общий рост заболеваемости, а также высокий удельный вес так называемой социальной заболеваемости (туберкулез, венерические болезни, психические расстройства). Составляющими процесса деградации стали также алкоголизм и наркомания.
Согласно данным председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, с 1991 года общая заболеваемость туберкулезом среди детей увеличилась на 33 процента. Смертность в результате этой тяжелой болезни выросла на 82 процента. У 90 процентов школьников имеются отклонения в состоянии здоровья. Примерно столько же детей страдает гиповитаминозом, который медики считают одним из проявлений голода.
Социальная поляризация и укоренение противоположных социальных ориентиров закономерно порождало раскол в духовной жизни общества.
Основной тенденцией 90-х гг. являлось отсутствие в обществе согласия по большинству вопросов, касающихся базовых ценностей. В условиях реформ шел процесс общей духовной дезорганизации населения, разочарования большей его части в лидерах страны. Вслед за быстрым крушением в 1988 - 1991 гг. коммунистических мифов в 1992 - 2000 гг. произошло крушение либерально-демократических идеалов и концепций. Российское общество поразил глубокий кризис ценностей.
Кризис
этот проявился в росте
В ходе президентских
и региональных выборов 1996 г. проявились
факты, свидетельствовавшие о
Такие явления вызвали у 75 – 85 % населения различных регионов РФ социально-психологическую депрессию, привели к разрушению традиционных базовых ценностей. Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа алкоголиков, наркоманов и самоубийц.
Особая ситуация в 1993 - 2000 гг. сложилась в науке. Финансирование науки и образования год от года сокращалось. Реальные расходы на эти сферы снизились за годы реформ в 18 раз. Ученые стали одними из самых низкооплачиваемых работников.
К заметным фактам в духовной жизни можно отнести приобщение россиян к религии, стремление к нравственному очищению, к традиционному досоветскому образу жизни. Религиозно ориентированное население составляет, по различным оценкам, около 2/3 россиян. Однако уровень религиозности, то есть искренность веры, очень невысок, что отражает лишь внешнее и часто формальное признание религиозных ценностей. В обществе утвердилась скорее некая демонстрация намерений "жить по вере", чем истинная религиозность.
Но, так или иначе, Русская православная церковь на протяжении 90-х гг. превратилась во влиятельный общественный институт. Она активно восстанавливает храмы, строит новые монастыри, занимается разнообразными делами в области просвещения, культуры. Она "вписалась" в официальную политику, хотя и ведет себя по отношению к власти достаточно независимо. Власть же, со своей стороны, активно использовала церковь для консолидации общества. Лидеры различных политических и властных структур участвовали в богослужениях по случаю христианских праздников, демонстрируя единство с массами на базе православных ценностей.
Таким образом,
церковь и религия стали
Преобразование политической системы
Важной задачей того времени стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 году возникла угроза распада, республики, входившие в РФ, объявили о своем суверенитете и отказа от статуса автономий. Субъекты федерации требовали равноправия и большей самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания населения элита национальных республик подогревала националистические чувства. К осени 1991 года все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской государственности во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 года.
К лету десятки
субъектов Федерации –
Отдельные субъекты
Федерации все настойчивее
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана.
Обостряются межнациональные отношения в некоторых регионах — конфликт между осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие в последствии к затяжному военному конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из них – русские по национальности.
Другим важным вопросом суверенитета был вопрос российской государственности, о выборе формы правления: президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право на роспуск парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) или смешанная форма — президентско-парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения – "Вся власть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента.
В феврале 1992 года Президент Б. Н. Ельцин предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.
На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все более активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране фактически возникло двоевластие.
12 декабря 1993 года состоялся
первые выборы законодательной
власти и референдум по
В 1995 году состоялись выборы в 6 Государственную Думу. Наиболее представительными оказались 4 партии и движения: КПРФ, ЛДПР, "Наш дом — Россия", ЯБЛоко. Лидировали КПРФ и ЛДПР. В 1996 году состоялись выборы президента, победил Ельцин с преимуществом в 13% голосов у Зюганова (КПРФ). В ходе выборов президент опирался на определенную часть промышленно-банковской элиты, в какой-то мере эта часть элиты оказалась более влиятельной при принятии решении государства, что явно прослеживалось в ходе 2 этапа денежной приватизации. А это в свою очередь вызвало недовольство другой части, что усиливало общественно-политическую нестабильность.
Внешняя политическая деятельность
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Значительно
пострадала обороноспособность, практически
отсутствовали границы с
В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые с внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что ядерные ракеты не направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксировано окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе". Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом любой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США. Это вызывало критику со стороны оппозиции.
Россия и страны дальнего зарубежья.
После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономик.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.