Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:23, реферат
Вторая половина XIX века- начало XX века – период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. "Серебряный век" стал временем художественных открытий и новых направлений.
I. Введение………………………………………………………………………...2
II. Культура во второй половине XIX века……………………………………..4
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения………………………………………………………………………4
2.2 Художественная культура……………………………..….…….......……....10
A) Наука и техника……………………………………………….……..…….…11
Б) Литература………………………………………………..……….….……….12
В) Театр....…………………………………..…………..…..……………..……..15
Г) Музыка…………………………………………………………………….…..16
Д) Живопись………………………………………………………………….…..18
Е) Архитектура………………………………………………………………......21
Ж) Скульптура…………………………………………………………………...21
З) Художественные промыслы………………………………………….………22
III. Заключение…………………………………………………………………..23
IV. Список литературы…………………………………………
Русская культура во II-ой половине ХIХ века
План
I. Введение…………………………………………………………
II. Культура во второй половине XIX века……………………………………..4
2.1 Борьба общественности
за развитие народной школы.
Состояние просвещения………………………
2.2 Художественная культура…………………
A) Наука и техника……………………………………………….……..
Б) Литература………………………………………………..
В) Театр....…………………………………..…………..
Г) Музыка………………………………………………………………
Д) Живопись…………………………………………………………
Е) Архитектура…………………………………………………
Ж) Скульптура……………………………………………………
З) Художественные промыслы………………………………………….………22
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список литературы……………………………………………………
I. Введение.
Вторая половина XIX века- начало XX века – период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. "Серебряный век" стал временем художественных открытий и новых направлений.
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.
Капитализм в целом
создал условия для более высокого
культурного уровня общества, расширял
объективные социальные возможности
для овладения культурой
Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.
Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.
Именно в таком положении
в пореформенную эпоху
Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.
Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал один из основоположников новой грузинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,— вырастила русская литература».
Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских писателей, художников, композиторов.
II. Культура во второй половине XIX века.
Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В. Шелгунов,—спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные». Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую очередь народного образования.
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения.
Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения.
В стране развернулось широкое
движение за создание народных школ, изменение
методов преподавания в них, предоставление
права на образование женщинам. Большую
работу по распространению образования
среди народа проводили комитеты
грамотности, общественные просветительские
организации, связанные с земствами.
Московский комитет грамотности, возникший
еще в 1845 г., впервые поднял вопрос
о введении всеобщего начального
образования. В 1861 г. при Вольном
экономическом обществе был создан
Петербургский комитет
Основоположником народной
школы, а также научной педагогики
в России по праву считается К.
Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательным
русским педагогом-демократом, автором
учебных книг («Родное слово», «Детский
мир»), по которым в течение полувека
учились десятки миллионов
В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных преобразований тех лет. В изданном в 1864 г.
«Положении о начальных
народных училищах» декларировалась
бессословность школы, предоставлялось
право открытия начальных школ общественным
организациям (земствам, органам местного
городского управления); женщины получили
возможность преподавать в
Наиболее распространенным
типом начальной школы в
Земская трехгодичная школа
по сравнению с другими начальными
школами, существовавшими в то время
в России (министерскими, церковноприходскими),
отличалась лучшей постановкой обучения;
помимо чтения, письма, четырех правил
арифметики и закон; божьего здесь
преподавались элементарные сведения
по природоведению, географии, истории.
Земские учителя, как правило, принадлежали
к передовой русской
Создание начальной народной
школы в основном силами земства
было серьезным достижением
В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода.
Элементарное образование
в этих школах, включавшее помимо чтения
и письма закон божий, церковнославянское
чтение и церковное пение, было значительно
ниже, чем в земской школе. Правительство
оказывало покровительство
Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.
В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М.Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие).
Рост технической оснащенности
промышленности и транспорта, совершенствование
технологии производства требовали
повышения уровня специального образования.
В высшие учебные заведения были
преобразованы Петербургский технологический
институт и Московское ремесленное училище,
основанные еще в дореформенное время.
В 1865 году в Москве по инициативе Московского
общества сельского хозяйства открылась
Петровская земледельческая и лесная
академия
Возможность получения образования для женщин, участие их в общественно полезном труде — один из показателей демократизации культуры.
В период революционной ситуации женщины были допущены в университеты на правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в университеты женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться за границу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех иностранных студенток.
В России активное общественно-научное движение в защиту женского образования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н. Бекетовым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию на рубеже 60—70-х годов высших женских курсов. Впервые они были открыты в Петербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсы профессора университета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева- Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной жизни страны, русском революционном движении. Женские курсы работали по программе университетов, но их окончание долгое время не давало женщинам прав на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство было вынуждено юридически признать факт существования высшего образования для женщин в России.
В пореформенное время повысился уровень грамотности. Ко времени падения крепостного права доля грамотных среди населения составляла примерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамотности колебался в зависимости от региона, характера занятий жителей. В городах, например, число грамотных было примерно в два раза больше, чем в сельской местности.
Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую картину образованности в стране. Средний уровень грамотности в России составлял 21,1%, причем среди мужчин грамотных было больше (29,3%), чем среди женщин (13,1%). К этому времени лишь немногим более одного процента населения России имели высшее и среднее образование. Число обучавшихся только в средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, составляло 4%. Иными словами, уровень образованности в России к концу XIX в. определяла начальная школа.
Общие условия социально-
В стране увеличилась полиграфическая
база. Среди издаваемых книг преобладали
естественнонаучные, справочные, учебные.
Художественная литература и публицистика
издавались, как правило, небольшими
тиражами. В столицах и провинциальных
городах к середине 90-х годов
число книжных магазинов
Информация о работе Русская культура во II-ой половине ХIХ века