Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:23, реферат
Вторая половина XIX века- начало XX века – период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. "Серебряный век" стал временем художественных открытий и новых направлений.
I. Введение………………………………………………………………………...2
II. Культура во второй половине XIX века……………………………………..4
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения………………………………………………………………………4
2.2 Художественная культура……………………………..….…….......……....10
A) Наука и техника……………………………………………….……..…….…11
Б) Литература………………………………………………..……….….……….12
В) Театр....…………………………………..…………..…..……………..……..15
Г) Музыка…………………………………………………………………….…..16
Д) Живопись………………………………………………………………….…..18
Е) Архитектура………………………………………………………………......21
Ж) Скульптура…………………………………………………………………...21
З) Художественные промыслы………………………………………….………22
III. Заключение…………………………………………………………………..23
IV. Список литературы…………………………………………
Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который считал театр «признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи». Драматургия Островского — замечательное явление национально - художественной культуры.
С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре.
Музыка.
Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна(1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». Общество устраивало симфонические и камерные конверты. В Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве(организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского, композиторов «могучей кучки», лучших произведений зарубежной' музыки (Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза и др.).
Во второй половине XIX в. огромную
роль в развитии музыкальной культуры
сыграло творческое объединение
композиторов «могучая кучка» [М. А. Балакирев
(1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи
(1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков
(1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный
критик и его идейный руководитель
В. В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды
этого содружества
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.
Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал 'к борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в его последних произведениях.
Отличительным свойством музыкального искусства второй половины XIX века была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания».
Живопись.
Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед живописью.
60-е годы составляют
в истории русского
«Жанр не прихоть, не каприз,
не выдумка одного или нескольких
художников, — писал В. В. Стасов,
— а выражение современной
потребности, всеобщей, неудержимой
потребности в выражении
С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).
Идейно-художественное движение
этих лет подготовило почву для
возникновения «Товарищества
Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая успех.
Передвижничество — ведущее
направление в национальном искусстве
второй половины XIX в., идейно противостоявшее
академизму. Положения революционно-
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно- важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].
Излюбленной темой ряда передвижников
была родная природа. Художники сумели
раскрыть внутреннюю гармонию русской
природы, удивительную красоту полей
и перелесков, уходящей вдаль дороги,
неба перед грозой и т. п. В их работах
есть и романтическая
Отличительной особенностью
портрета передвижников был глубокий
психологический реализм и
Замечательную страницу русского
искусства составило творчество
И. Е. Репина (1844-1930), художника огромного
таланта, глубокой жизненной правды
и поразительной
Художники-передвижники неоднократно
обращались к исторической тематике,
причем в их полотнах преобладала
национальная тема. Они использовали
в качестве сюжетов реальные события,
стремились передать эпоху, характер исторических
персонажей. Передвижникам свойственно
было изображение переломных моментов
в русской истории. Они по-новому
трактовали исторические сюжеты, показывая
отечественную историю через
психологическую драму
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.
Архитектура.
Значительные изменения происходят в архитектуре второй половины XIX века. Строятся дома различного типа: здания крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, доходных жилых домов, фабрик и заводов.
Особая страница в русской архитектуре второй половины XIX в.– это доходные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль и которые быстро окупались. Одной из главных творческих проблем этого времени стала разработка модели многоквартирного жилого дома. [ № 2, Стр.130]
Новые заказчики требовали украшательства зданий. Преобладающим стилем в архитектуре стала эклектика (смешение разных стилей). Использование разных стилей характерно для А.И.Резанова и В.А. Шретера. По проекту А.И. Резанова был построен дворец Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге (ныне Дом ученых). В.А. Шретер перестроил здание Мариинского театра (фойе), был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Тифлисе, Нижнем Новгороде, Иркутске.
В церковном строительстве
возник эклектический русско-
Конец XIX начало XX в. отмечается появлением новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работают В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Милютин, А.С.Голубкина и др). [ № 5]
Скульптура.
М. М.Антокольский (1843 — 1902), сыграл большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М. Опекушин (1838 —1923) — один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.
Художественные промыслы.
Вторая половина ХIХ в. возродила интерес к древним русским ремеслам. Изделия умельцев и мастеров становятся произведениями искусства. Востребованными видами ремесел стали вышивка, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и др.
В Дымковской слободе около г. Вятки сохранился художественный промысел по изготовлению детских игрушек, раскрашенных яркими красками. Гжельская посуда сохранила свое своеобразие и пользовалась по-прежнему большим спросом. Популярна была и хохломская роспись на дереве.
Конец ХIХ в. вызвал интерес
к возрождению народного
Павловский посад Подмосковья стал центром по производству платков и шалей. Мастера Мстеры и Палеха, ранее занимавшиеся росписями икон, перешли на изготовление изделий с росписью лаковой миниатюрой. Таким образом, народное творчество и традиции становятся источником вдохновения мастеров культуры.
III. Заключение
Русская
культура второй половины XIX века развивалась
в условиях, когда в стране утверждались
новые, капиталистические отношения,
проводились различные реформы.
Но в то же время сохранялись пережитки
крепостнического строя, рождалось
рабочее движение, ширился общий
социальный протест против самодержавия,
происходили серьезные
Во второй половине XIX века-начале ХХ века в России были поставлены серьезные практические и теоретические задачи перед наукой и техникой, образованием. Рост промышленности, совершенствование техники производства нуждалось в грамотных людях, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Значительно повысился уровень грамотности населения, наблюдался небывалый подъем научного творчества и рост интереса к науке в обществе, расширение книгоиздательства и журнального дела. На этот период пришлось оживление общественной мысли, литературы и искусства, утверждение в них демократических принципов. Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры.
IV. Список литературы
1) Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч.2. - М., 1995, с.140
2) Ильина Т.В. История искусства. Отечественное искусство
3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – 407 с.
3) Культура России. XIX век
(1801 - 1914).-http://www.
4) Очерки истории русской культуры второй половины XIX века под ред. Н.М. Волынкина. М., 1976, с. 431
5) «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ-
http://www.iskusstvo-spb.ru/
6) Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. 2-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2002 — 576 с.
Информация о работе Русская культура во II-ой половине ХIХ века