Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 02:01, лекция
В процессе формирования и эволюции дипломатии России и Китая на протяжении длительного исторического периода. В процессе рассмотрения темы дается оценка общих тенденций и специфики двух школ, представлявших собой отражение диаметрально противоположное мировосприятие внешнеполитических реальностей, как на концептуальном, так и на практическом уровнях.
Русско-китайские отношения в первой половине ХVII в.
Формирование дипломатических школ России и Китая к началу процесса установления двусторонних отношений.
В процессе формирования и эволюции дипломатии России и Китая на протяжении длительного исторического периода. В процессе рассмотрения темы дается оценка общих тенденций и специфики двух школ, представлявших собой отражение диаметрально противоположное мировосприятие внешнеполитических реальностей, как на концептуальном, так и на практическом уровнях.
Отправной точкой выступает
содержание и эволюция понятия «дипломатии».
Форма, содержание, особенности, роль дипломатии
менялись в зависимости от развития
человеческого общества. Раскрываются
особенности дипломатии: динамика процесса
осуществления, многообразие форм и
методов дипломатической
Основное содержание дипломатической деятельности европейских государств в Новое время XVI – XVIII вв. сводится к борьбе за торговое и политическое преобладание. XVI - XVIII вв. были временем, когда сложился дипломатический церемониал многих стран, соответствовавший нормам международного права и игравший огромную роль с точки зрения международных отношений. Именно он символизировал престиж государств на международной арене.
Особое место в мировой политике занимает внешняя политика и дипломатия Российской империи XVIII века. Проводя прогрессивную экономическую политику, которая способствовала развитию хозяйства страны и организации её военной мощи, Империя Петра I и его приемников успешно разрешала исторические задачи русской внешней политики. Во второй половине XVIII века Российская империя вторгается в международные отношения Западной Европы и становится активным участником мировой политики.
В этой связи рассматривается
история внешней политики
В ходе дальнейшей эволюции происходило обогащение и расширение понятийных рамок дипломатических канонов, и, соответственно, форм и методов их реализации. Татаро-монгольское завоевание заставило пересмотреть внешнеполитические традиции Киевской Руси, перейти к новым концепциям, которые должны были основываться на гибком сочетании, как идеологических, так и военно-силовых факторов во внешней политике. Прежде всего, произошла дифференциация внешнеполитических концепций или принципов ведения внешней политики в отношении Востока и Запада, ранее единых. Таким образом, европейская и азиатская внешняя политика, их разные задачи возникли в Русском государстве, как результат монголо-татарского завоевания.
Дипломатическая практика Русского государства включает, как неотъемлемый элемент, посольский обычай, формировавшийся веками и опиравшийся на прецедент и опыт. Нормы посольского обычая и этикета представляли вопросы политики государства, его идеологии, а также престижа верховной власти.
Отмечается, что «посольское
дело» на Руси в силу своей специфики
и сложности очень рано выделилось
в особую отрасль государственного
управления». Рассматривается генезис
и развитие русского внешнеполитической
службы как особо важного
Рассматривается вопрос детерминированности российской внешней политики геополитическими и экономическими факторами, влиявшими на процесс становления России как империи. Отмечается роль евразийства как важного фактора идейно-теоретического и практического оформлении дипломатической школы русской дипломатической школы.
Говоря о сущности Китайской дипломатии периода феодализма и адаптировавшей её цинской внешней политики, необходимо иметь в виду, что дипломатия всегда рассматривалась как элемент социально-политической системы традиционного Китая. С момента образования Срединного государства ее главной целью было поддержание незыблемости государственных устоев и социально-политических институтов, ориентированных на укрепление позиций господствующих группировок, повышение престижа императора, достижение «гармонии» в единстве правителя и народа. Этому же служила и активная внешняя политика, нацеленная на постоянное расширение «внутристенной» территории и отвечавшая классическим китаецентристским представлениям, сформулированным в самых общих чертах в глубокой древности, в эпоху Чжоу (X – III вв. до н.э.).
В дальнейшем, в ходе многовековой
практики взаимодействия с окружающими
народами, китайское общество приобрело
определенный опыт внешних контактов
и оформило его в своеобразную
систему взаимосвязанных
Цинская дипломатия в течение длительного времени выполняла две основные и весьма важные стратегические функции, а именно: подготовку военных действий и последующее закрепление де-юре их результатов. Подобная дипломатическая практика не только в корне отвергала принцип равенства в отношениях между государствами, но и само существование на границах сильных соседей. Поэтому жизненно важная задача дипломатии заключалась в проведении перманентного стратегического наступления, т.е. стратегического ослабления и последующего уничтожения сильных государств-соседей.
Дается общая характеристика цинская дипломатия как маньчжуро-китайской по сути своей: маньчжурской по целям и задачам, китайской по формам, методам, средствам.
Таким образом, на характер
русско-китайских отношений
Истоки и история формирования образа Китая в России до 1917 года
Хотя контакты
между Россией и Китаем имеют
длительную историю, формирование в
России образа Китая, который имел бы
значение для внутриполитических дискуссий,
можно отнести лишь к XIX столетию.
В XVIII веке Китай рассматривался в
России в рамках геополитических
представлений, развивавшихся
Если на протяжении XVIII века идея о европейской принадлежности России оставалась официальной, то в XIX столетии как в официальных, так и в независимых кругах, широкое распространение получили идеи особого российского пути. В спорах между сторонниками и противниками прозападной ориентации образ Китая впервые в русской общественной мысли стал играть определенную, хотя и не первостепенную роль. Характерны в этом отношении оценки Китая такими различными мыслителями, как Владимир Соловьев и Николай Данилевский.
Китай с его
своеобразной культурой совершенно
не вписывался в историческую концепцию
Владимира Соловьева, считавшего центром
исторического прогресса
В XIX веке однолинейный европоцентризм был подвергнут резкой критике мыслителями, считавшими российскую культуру отличной от европейской и ценной самой по себе. Роль Китая в рамках этого направления была переоценена уже в трудах основоположника славянофильства А.С. Хомякова[3], однако наибольший интерес представляет отношение к Китаю Н.Я. Данилевского, впервые противопоставившего однолинейной теории исторического прогресса систематически разработанную концепцию многолинейного развития различных "культурно-исторических типов" 4]. Китай и "российско-славянская цивилизация" были для Данилевского отдельными и самоценными культурно-историческими типами, равноценными "романо-германскому" (европейскому) [5].
К концу XIX - началу XX века Китай стал для России уже не просто теоретической, но и практической политической проблемой. Конечно, военная опасность со стороны слабого Китая в то время не считалась реальной, военная "желтая опасность" виделась в основном со стороны Японии. Реальной была боязнь китайского заселения российского Дальнего Востока. Особенно сильны эти опасения были, естественно, на самом Дальнем Востоке, лишь в 1860 году отошедшем к России и населенном значительным числом самовольных переселенцев из Кореи и Китая [6]. Это привело к принятию правительством ответных мер по стимулированию заселения русскими Дальнего Востока [7]. Относительно практической политики в отношении Китая в тот период высказывались различные мнения. Часть политиков считали всю Азию зоной отсталости и бескультурья, а миссией России - привнесение в Азию, в частности в Китай, европейской цивилизации. Такой, в сущности, типично колонизаторской позиции придерживался, например, Н.М. Пржевальский [8].
Представители другого направления, в частности близкий к Николаю II еще в бытность его наследником престола князь Э.Э. Ухтомский, считавший Россию частью азиатского мира, а также организатор освоения Дальнего Востока и строительства Транссибирской магистрали министр финансов С.Ю. Витте были сторонниками политики, направленной на сохранение целостности Китая. Считая, что Россия не сможет переварить новых приобретений и что прямая аннексия объединит против нее мировые державы, Витте выступал против территориальных захватов в Китае и настаивал на его неприкосновенности [9]. Реалистические предложения Витте были, однако, отвергнуты, и царское правительство взяло курс на активное проникновение на китайскую территорию, в рамках которого отдельные радикальные политики предлагали даже аннексировать Маньчжурию, создав российскую "Желтороссию". В результате поражения от Японии в войне 1904-1905 годов эта политика потерпела крах.
Информация о работе Русско-китайские отношения в первой половине ХVII в