Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 02:01, лекция
В процессе формирования и эволюции дипломатии России и Китая на протяжении длительного исторического периода. В процессе рассмотрения темы дается оценка общих тенденций и специфики двух школ, представлявших собой отражение диаметрально противоположное мировосприятие внешнеполитических реальностей, как на концептуальном, так и на практическом уровнях.
Заслуживает упоминания еще один элемент образа Китая в дореволюционной России, а именно не имеющее отношения к политике увлечение восточной культурой вообще и китайской в частности. Порой это увлечение, возникшее на фоне кризиса официальных идеологии и морали, приобретало уродливые формы моды на восточный мистицизм, буддийский иррационализм, гадание, предсказания и т.п. Однако мода, приведшая к обширному притоку информации, открывала более самостоятельным личностям доступ к действительным достижениям китайской культуры.
Интерес к китайской мысли проявляли в тот период многие деятели российской культуры. Наиболее яркий пример - Лев Толстой, находивший в "Дао Дэ Цзине" мысли, близкие своему пониманию жизненного идеала [10]. С большим интересом относился к китайской культуре и Дмитрий Менделеев [11]. Многие из этих ранних, часто противоречивых представлений о Китае возродились в новых формах в послереволюционный период.
Глава 2. Отношения Китая и СССР после 1917 года: российско-китайское сотрудничество
2.1 Проблема Китайско-Восточной железной дороги
К концу первой
мировой войны Китайская
Советскую позицию
по вопросу КВЖД поясняют также Обращения
правительства РСФСР к народу
Китая 1919-1920 гг. 25 июля 1919 г. было издано
"Обращение Правительства
Более определенно
позиция РСФСР по отношению к
КВЖД была сформулирована в Обращении
к правительству Китайской
Последний, 8-й пункт Обращения был посвящен проблеме КВЖД. Советская сторона предлагала заключить "специальный договор о порядке пользования Китайской Восточной железной дорогой для нужд РСФСР" - между Китаем, Россией и ДВР [8].
Косвенным доказательством неизменности с начала 1918 г. советской позиции в отношении КВЖД и нежелания отдавать безвозмездно дорогу Китаю служит сравнение с ситуацией отказа РСФСР от русской доли боксерской контрибуции. Решение об этом было принято на заседании Президиума ВЦИК 2 декабря 1918 г. Неизвестно когда китайское правительство было впервые извещено об этом, но в Обращении в июле 1919 г. советское правительство заявляло об отказе от "боксерских денег" - "уже в третий раз" [8]. Это решение оставалось неизменным и было выполнено. Представляется очевидным, что с самого начала такой же определенной была позиция советского руководства и в отношении КВЖД - как дороги, построенной русским народом на русские деньги, вследствие чего не могло быть и речи о безвозмездной передаче ее Китаю.
6 апреля 1920 г. Учредительным съездом в г. Верхнеудинске (Улан-Удэ) было принято "Обращение Учредительного съезда Забайкалья к правительствам США, Великобритании, Японии, Китая, Франции, Италии, РСФСР, к правительствам и народам всего мира", в котором провозглашалось создание самостоятельного независимого государства - Дальневосточной республики (ДВР). Территориально ДВР охватывала Дальний Восток от Байкала до Тихого океана: Забайкальскую, Амурскую, Приморскую области, Сахалин, Камчатку и полосу отчуждения КВЖД [9]. Последнее обстоятельство весьма примечательно, так как правительство Советской России всегда считало полосу отчуждения территорией Китая. Руководство ДВР даже назначило своего начальника - Особоуполномоченого в полосе отчуждения Э.К. Озарнина, фактически выполнявшего обязанности генконсула ДВР в Харбине [9]. Претензии ДВР на владение полосой отчуждения и явились причиной того, что в годы гражданской войны переговоры с Китаем о КВЖД велись как правительством РСФСР, так и властями ДВР, которые на первом этапе переговоров - 1920-1921 гг. - наиболее активно добивались решения вопроса о КВЖД.
В июне 1920 г. правительство ДВР направило правительству Китая ноту, в которой, наряду с предложением установления консульских отношений, говорилось о необходимости созыва конференции трех заинтересованных держав для решения всех возникших "за два года внутренней гражданской войны" в полосе отчуждения проблем [9]. Правительство ДВР дважды посылало в Китай миссии под руководством И.Л. Юрина для обсуждения вопроса о КВЖД. Эти миссии работали с сентября 1920 г. по май 1921 г. и в июле-сентябре 1921 гг., были наделены полномочиями на ведение переговоров с китайскими властями от имени правительства РСФСР и Объединенной конференции профсоюзов, партий и народных организаций зоны КВЖД, но успеха не имели. Пекинское правительство заняло весьма уклончивую позицию (характерную для него и в будущем). С одной стороны, оно признавало справедливость требований начала переговоров по КВЖД. Так, еще в апреле 1920 г. на состоявшейся в Верхнеудинске трехсторонней конференции (представители РСФСР, ДВР, Китайской республики) китайские делегаты заявили, что "Китай признает преемственные права нового Русского правительства в Сибири на Восточную Китайскую железную дорогу". Оккупация дороги китайскими войсками объявлялась временной мерой - до окончательного укрепления новой власти на Дальнем Востоке [9]. С другой стороны, стремясь избежать подписания конкретного документа, пекинское правительство прибегало к тактике проволочек и затягивания.
24 марта 1921 г.
Учредительное собрание ДВР
Так безрезультатно окончились активные попытки правительства ДВР добиться от пекинского правительства признания своих прав на КВЖД.
2.2 Дипломатические отношения с СССР
Начало отношениям
Советской России и Китайской
республики было положено в ходе визита
китайской военно-
Китайское правительство с первых дней начало применять тактику затягивания переговоров. Постоянные проволочки, откладывания, прямые срывы договоренностей со стороны Пекина вообще характерны для советско-китайских переговоров как на этом, первоначальном, этапе, так и в дальнейшем.
Следующим шагом, предпринятым советским руководством для заключения договора с Пекином, было назначение А.А. Иоффе Чрезвычайным и Полномочным представителем РСФСР в Китае. А.А. Иоффе был уже известен как крупный дипломат: член делегации в Бресте, посол в Берлине, он заключил договоры с Эстонией, Латвией и Литвой в 1920 г., был участником мирных переговоров с Польшей в 1921 г. и членом российской делегации в Генуе.
Обычно в советской
исторической литературе принято говорить
о советско-китайском
Важнейший из этих
документов - "Соглашение об общих
принципах для урегулирования вопросов
между Союзом Советских Социалистических
Республик и Китайской
Оба правительства договорились о немедленном восстановлении нормальных дипломатических и консульских отношений. Статья III Соглашения содержала согласие обоих правительств аннулировать на предстоящей конференции "все конвенции, договоры, соглашения, протоколы, контракты и т. д., заключенные между правительством Китая и царским правительством". Статьей IV Советский Союз подтверждал прежние заявления: "в соответствии с его политикой и с декларациями 1919 и 1920 гг. объявляет не имеющим силы все договоры, затрагивающие права и интересы Китая, заключенные царским правительством с третьей стороной" [1]. Китайское правительство в специальной декларации по этому вопросу аннулировало все договоры и соглашения с царским правительством или с третьей стороной [2].
Советское правительство отказалось от прав экстерриториальности и консульской юрисдикции, специальных прав и привилегий концессий, приобретенных царским правительством в Китае. Китайская сторона, в свою очередь, обязалась не передавать этих специальных прав и привилегий третьей державе или какой-либо иной организации [3]. Специальной декларацией было установлено, что граждане СССР будут всецело подчиняться китайской юрисдикции, а правовые аспекты положения советских граждан должны были быть урегулированы на предстоящей конференции [4]. В Соглашении был официально закреплен отказ СССР от русской доли боксерской контрибуции (ст. XI) и объявлено о направлении этих денег "исключительно и полностью на создание фонда улучшения просвещения китайского народа" [5].
Москва и Пекин
договорились о взаимной передаче друг
другу всего движимого и
Советская сторона
на переговорах и при подписании
соглашений пошла на ряд явных
уступок Пекину: признание суверенитета
Китая во Внешней Монголии и вывод
советских войск с ее территории
(несмотря на соседство враждебных
вооруженных белых
Несмотря на провозглашенный принцип отказа от царских договоров и концессий, советское правительство не собиралось терять такой лакомый кусок как КВЖД. Вопросу КВЖД были посвящены статья IX Соглашения [9] и специальное советско-китайское "Соглашение о временном управлении Китайско-Восточной железной дорогой" (31 мая 1924 г.) [10].
Прежде всего обе стороны заявили, что КВЖД является чисто коммерческим предприятием. Все вопросы, за исключением деловых операций, затрагивающие права центрального правительства и местных властей Китайской республики (гражданское управление, полиция, военная администрация, суд и т. д.), находятся в ведении местной администрации. В этом - коренное различие с принципами 1896 г.
Далее советская сторона обязалась взять на себя ответственность за все претензии держателей акций и облигаций и кредиторов КВЖД, возникшие до февральской революции 1917 г.. Правительство СССР согласилось на выкуп китайской стороной КВЖД и всего принадлежащего дороге имущества, с тем, чтобы условия выкупа и порядок передачи были обговорены на предстоящей конференции (ст. IX, п.2.3). Показателен пункт 5-й статьи IX: об определении будущего КВЖД только Советским Союзом и Китайской Республикой - без участия третьей стороны или сторон [11]. Таким образом, была поставлена правовая преграда всем могущим возникнуть попыткам очередной "интернационализации" дороги. Однако СССР позже сам нарушил это положение: переуступив в 1935 г. - без всякого согласования с Китаем - свои права на КВЖД правительству Маньчжу-диго, т. е. Японии.
Информация о работе Русско-китайские отношения в первой половине ХVII в