Смута в истории Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

Смута в России в конце XVI — начале XVII века стала потрясением, поколебавшим самые основы государственного строя. Можно выделить три периода в развитии Смуты. Первый период — династический. Это время борьбы за московский престол между различными претендентами, который длился до царя Василия Шуйского включительно. Второй период — социальный. Он характеризуется междоусобный борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств. Третий период — национальный. Он охватывает время борьбы русского народа с иноземными захватчиками до избрания царем Михаила Романова.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1 …………………………………………………………………………….4
1.1 Правление Бориса Годунова ……………………………………………….4
1.2 Начало смуты. Правление Лжедмитрия I (1605-1606) …………………….7
1.3 Второй этап смуты. Правление Василия Шуйского. Лжедмитрий II (1606-1610) ………………………………………………………………………8
Глава 2 …………………………………………………………………………...11
2.1 Третий этап смуты. Семибоярщина (1610-1613) ………………………….11
2.2 Избрание на престол Михаила Романова ………………………………….14
Заключение ………………………………………………………………………16
Литература ………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«Сибирский государственный индустриальный университет»

 

 

 

 

Кафедра истории

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

«Смута в истории России»

 

 

       Выполнил

       Гуляева Е.Г.

       группа КЗМХЖ-09

 

 

       Проверил

                 К.и.н., доцент

      Ведерников В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2009

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1 …………………………………………………………………………….4

1.1 Правление Бориса Годунова ……………………………………………….4

1.2 Начало смуты. Правление Лжедмитрия I (1605-1606) …………………….7

1.3 Второй этап смуты. Правление Василия Шуйского. Лжедмитрий II (1606-1610) ………………………………………………………………………8

Глава 2 …………………………………………………………………………...11

2.1 Третий этап смуты. Семибоярщина (1610-1613) ………………………….11

2.2 Избрание на престол Михаила Романова ………………………………….14

Заключение ………………………………………………………………………16

Литература ………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Смута в России в конце XVI — начале XVII века стала потрясением, поколебавшим самые основы государственного строя. Можно выделить три периода в развитии Смуты. Первый период — династический. Это время борьбы за московский престол между различными претендентами, который длился до царя Василия Шуйского включительно. Второй период — социальный. Он характеризуется междоусобный борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств. Третий период — национальный. Он охватывает время борьбы русского народа с иноземными захватчиками до избрания царем Михаила Романова.[7]

Сын Ивана Грозного, царь Федор, скончался (5января 1598 года), не оставив наследника. С его смертью пресекся царственный род Ивана Калиты, вышедший из династии Рюрика, тот род, который создал московское государство и в течение трех столетий непрерывно возвышал его. Предание рассказывает, что уже на смертном одре царь Федор совещался с придворными боярами о том, кому быть после него русским государем, и протянул скипетр своему родственнику, боярину Федору Никитичу Романову. Последний с поклоном передал скипетр своему соседу, тот своему и т.д. Никто не осмеливался оставить скипетр у себя, и все смущенно передавали этот символ верховной власти из рук в руки. Но когда очередь дошла до шурина умирающего царя, боярина Бориса Федоровича Годунова, он поспешно взял скипетр из рук своего соседа и уже не передавал его дальше. Действительно, после Федора Ивановича, царская власть перешла к Борису Годунову, но не по выбору самого царя Федора и не захватным путем, а иным образом.[6]

Но во времена Б. Годунова при Фёдоре Иоанновиче произошла одна трагедия, которая в дальнейшем отразилась на политической судьбе Б. Годунова: в 1591 г. В г. Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб девятилетний сын Ивана Грозного – царевич Дмитрий – последний сын Грозного.  

После этого в России последовали драматические события, которые продолжались 15 лет (1598 – 1613 гг.) и получили название «Смута», «Смутное время».

Точки зрения учёных на причины Смуты различны. Одна из них: русское общество утратило одну из своих несущих конструкций – законную монархию.

После этого русское общество стало предпринимать различные попытки для преодоления Смуты.[8]

 

 

 

 

Глава 1

    1. Правление Бориса Годунова

Борис Годунов возвысился еще при Иване IV, хотя и умел держать себя в течение этого тяжелого царствования так искусно, что народная ненависть к опричникам и всяким другим «лиходеям», близким к «грозному» царю, миновала его. А при болезненном и удалявшемуся от государственных дел Федоре Иоанновича Годунов сделался даже фактическим правителем государства: его близкое родство с царем, женатом на Ирине Федоровне, сестре Бориса, и личные способности доставали ему положение «властодержавного правителя российского царствия».[7]

Борис  Годунов проводил осторожную и разумную политику: возрождал экономику страны, укреплял границы.

При Годунове широко развернулось городское строительство, сооружение крепостей и монастырей. В Москве были построены Белый и Земляной город, надстроена колокольня Ивана Великого. Для защиты государства возводились крепости.[2]

Но самым главным его достижением в этом период было следующее: в 1589 году, применив все свои дипломатические способности, Борис Годунов организовал возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх – родоначальник, высший духовный сан в православной церкви). Со времен принятия православия в 988 году Русская Православная Церковь была митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии. После падения Константинополя в 1453 году, т.е. уже полтора века, Русская Церковь была фактически автокефальной (самоуправляемой). Возведение русского митрополита в сан патриарха повышало престиж Русской Церкви во всем православном мире. С возведением московского митрополита в сан патриарха Москва – столица самого крупного православного государства – становилась одним из столпов православия в мире. Заслуга Бориса Годунова в этом неоценима.[3]

Патриарх Иов предложил избрать новым царем Бориса Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Годунов наотрез отказался от этой идеи. Тогда был собран Земский собор. Царём был избран Борис Годунов. Годунов упорствовал и отказывался от высшей власти в России. Тогда патриарх организовал крестный ход с иконами Владимирской и Донской Богоматери и пригрозил отлучить Годунова от церкви.

Так Борис Годунов 17 февраля 1598 года стал первым царем, избранным Земским собором.[4]

Годуновы происходили из незнатных костромских бояр, которые всегда находились в услужении у бояр московских. Среди московского боярства находилось немало родов, которые были в очень тесном родстве с Рюриковичами. Они считали, что у них больше прав на русский престол, чем у выскочки Годунова. Поэтому за новым царём сразу закрепилось название «безродного» царя, и он получил оппозицию в лице мощного московского боярства. Положение Годунова на престоле было очень непрочным.

Но новый царь оказался талантливым политиком. Править он начал осторожно: избегал войн с соседями, продолжалось расширение территории России на востоке. Отличительной чертой его правления было широкое церковное и крепостное строительство. При нём крупные пограничные города были превращены в крепости: на западе (Смоленск), на юге (Воронеж, Курск, Белгород и др.), на севере (Архангельск), в Сибири (Тобольск, Тюмень, Тара и др.)[2]

Борис Годунов пытался быть хорошим царём для всех сословий: в интересах дворян – помещиков издал указы о прикреплении крестьян к земле. В 1592 г. Было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввёл пятилетний срок сыска беглых крестьян; для помещичьих крестьян были определены нормы податей и повинностей; жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.

Это были благие намерения царя. Но они не встретили понимания в народе. Распространялись слухи: «Что – то добр царь Борис, наверное, в чём – то виноват. Быть беде». Желание царя улучшить жизнь народа были восприняты как попытки обмана и угнетения. Целые деревни снимались с мест и бежали в Поволжье, Сибирь.

Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия: в 1601 г. Три месяца весной шли проливные дожди, потом ударили морозы. Все посевы погибли. В 1603 г. В стране возникла угроза голода. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: были установлены твёрдые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба.

Но опять благие намерения царя были неудачны. Прослышав, что в Москве бесплатно дают хлеб, работу, деньги, целые деревни снимались с мест и бежали в Москву. В Москве чиновники шли на различные махинации. Так, они заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, и весь хлеб отдавали им. Но, чтобы не вызвать ненависть со стороны московского боярства, Годунов не шёл на репрессии в отношении бояр – мошенников. И бесплатная раздача хлеба только усилила бедствия в Москве.

В результате в стране разразился голод, он достиг чудовищных размеров. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения.[8]

Народ быстро нашёл объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие – то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Фёдора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть.

А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. Шляхта хотела вернуть те земли, которые до этого 100 лет входили в состав Польши, и которые Россия смогла вернуть к этому времени. Целью католической церкви было распространение католичества в России.

Королём Польши в это время был Сигизмунд III Ваза (1587 – 1632 гг.).

Он был ярым поборником католичества. Одной из главных идей всей его жизни было страстное желание распространить католичество в России.

Сигизмунд III и стал главным режиссером русской Смуты.[8]

Кажется, на самого Годунова весть о самозванце подействовала очень сильно. Он стал подозрительным, скрытным и больше не показывался народу.

16 октября 1604 года  названый Дмитрий с большим войском, состоявшим из поляков и казаков, вступила в Московское государство. Следует сказать, что на всем пути следования все слои населения встречали его хлебом-солью. Города сдавались ему один за другим. Служилые люди переходили к нему на службу. В ноябре он осадил Новгород Северный, но был отбит воеводой Басмановым. 21 января 1605 года кн. Федор Мстиславский одержал новую победу над Дмитрием и оттеснил его к Путивлю. Число приспешников царевича от этого не уменьшилось. Хотя сам патриарх во всеуслышание  объявил, что сына Грозного нет в живых и что под его именем на Русь явился самозванец, беглый расстрига Гришка Отрепьев, люди стекались к нему целыми толпами. [5]

Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Божий на Россию.[8]

В этот напряженный момент жизнь Бориса оборвалась неожиданным и таинственным образом. 13 апреля 1605 года он скончался. Трудно сказать, как сложилась бы судьба России, проживи Годунов дольше. Возможно, победив самозванца, он укрепил бы свою власть и сумел бы обуздать смуту. Но возможно и то, что судьба до конца была милостива к своему баловню, и он умер как раз вовремя, чтобы не видеть крушение всего того, что он создавал в течение жизни. [5]

Судьба Бориса Годунова на русском престоле сложилась несчастливо. Вся его семья заплатила самую высокую цену за высшую власть в стране – он сам, его жена, сын и дочь погибли в период Смутного времени. И, тем не менее, его заслуги перед русской историей очень высоки: ведь именно он организовал возведение московского митрополита в сан патриарха. Вся семья Годунова была похоронена на территории самого святого места в России – Троице – Сергиевой лавре.

Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Годунов стал жертвой того, что рискнул быть первым выбранным царём. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь – Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.

 

    1. Начало смуты. Правление Лжедмитрия I (1605-1606)

Воспользовавшись сложившейся ситуацией в Руси, ее разобщенностью и нестабильностью, Лжедмитрий с небольшим отрядом переправился через Днепр неподалеку от Чернигова.

Он сумел привлечь на свою сторону огромную массу русского населения, поверившего в то, что он сын Ивана Грозного. Силы Лжедмитрия быстро росли, города открывали ему свои ворота, крестьяне и посадские люди вливались в его отряды. Лжедмитрий двигался на волне начавшейся крестьянской войны. После смерти Бориса Годунова в 1605 г. На сторону Лжедмитрия начали переходить и воеводы, в начале июня на его сторону встала и Москва.

По словам В.О. Ключевского, самозванец «был испечен в польской печке, но высижен в боярской среде». Без поддержки боярства у него не было шансов на российский престол. 1 июня на Красной площади были оглашены грамоты самозванца, в которых он называл Годунова изменником, и обещал «честь и повышение» боярам, «милость» дворянам и приказным, льготы купцам, «тишину» народу. Критический момент настал, когда люди спросили у боярина Василия Шуйского, похоронен ли царевич в Угличе (именно Шуйский возглавил в 1591 г. Государственную комиссию по расследованию гибели царевича Дмитрия и подтвердил тогда смерть от эпилепсии). Теперь Шуйский утверждал, что царевич спасся. После этих слов толпа ворвалась в Кремль, разгромила дома Годуновых и их родственников. 20 июня Лжедмитрий торжественно вступил в Москву. [8]

Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного – царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царём.

Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва ещё не знала. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные оклады. Два раза в неделю – в среду и субботу – сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться с ним. Царь каждый день участвовал в заседаниях Боярской думы, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные решения.

Информация о работе Смута в истории Росии