Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:26, контрольная работа
Смута в России в конце XVI — начале XVII века стала потрясением, поколебавшим самые основы государственного строя. Можно выделить три периода в развитии Смуты. Первый период — династический. Это время борьбы за московский престол между различными претендентами, который длился до царя Василия Шуйского включительно. Второй период — социальный. Он характеризуется междоусобный борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств. Третий период — национальный. Он охватывает время борьбы русского народа с иноземными захватчиками до избрания царем Михаила Романова.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1 …………………………………………………………………………….4
1.1 Правление Бориса Годунова ……………………………………………….4
1.2 Начало смуты. Правление Лжедмитрия I (1605-1606) …………………….7
1.3 Второй этап смуты. Правление Василия Шуйского. Лжедмитрий II (1606-1610) ………………………………………………………………………8
Глава 2 …………………………………………………………………………...11
2.1 Третий этап смуты. Семибоярщина (1610-1613) ………………………….11
2.2 Избрание на престол Михаила Романова ………………………………….14
Заключение ………………………………………………………………………16
Литература ………………………………………………………………………17
Но с первых же недель Москва стала разочаровываться в молодом правителе: он не вписывался в представления москвичей о православном государе. Православный государь был величав, ходил степенно, важно, обязательно в сопровождении бояр. А Димитрий вёл себя запросто. Он не ходил, а буквально бегал по Москве, причём, сам, без бояр. Оказывается, сын Ивана Грозного не знал московских обычаев. В послеобеденное время с незапамятных времён Москва погружалась в сон. А молодой царь в это время принимался бегать по городу. Он заходил в лавки купцов, беседовал с ними, уговаривал бояр путешествовать по Европе, отправлять детей учиться за границу.
И ореол богоизбранности исчезал, простые манеры выдавали в сыне Ивана Грозного обыкновенного человека.
Одной из главных ошибок царя было то, что он привёз с собой из Польши католических священников. Царь любил устраивать прилюдные споры католических и православных священников на тему, чья же вера лучше. Кроме того, царь отверг русскую царевну Ксению, дочь Годунова, и сделал её лишь наложницей. Борис Годунов был ненавистен всем, но вины Ксении перед народом не было ни в чём. К царю приехала невеста – дочь польского дворянина Марина Мнишек. Она сразу же стала демонстрировать пренебрежение ко всему русскому. Это больно ударило по самолюбию русских.
Иерархи Церкви потребовали, чтобы «Маринка» приняла православие. Невеста русского царя переходить в православие не захотела. Но она была венчана на русский престол и стала русской царицей. После этого состоялось бракосочетание Дмитрия и Марины.
Создалась неслыханная ситуация на русском престоле. Русские были очень щепетильны в вопросах престолонаследия и вероисповедания своих государей. А теперь на престоле оказались две царствующие особы – самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка – католичка. Сын католички мог стать русским царём. Этого терпеть бояре не захотели.
В 1606 г. В разгар свадебных торжеств Лжедмитрий I был убит.
Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в традиционные представления русских о богоизбранном государе, не нашёл опоры и понимания в русском обществе.[9]
Сесть на престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Чтобы укрепить свое положение, Лжедмитрий подтвердил крепостническое законодательство, чем вызвал недовольство крестьян.
Но, прежде всего, царь не оправдал ожиданий боярства, потому что действовал слишком самостоятельно. 17 мая 1606 г. Бояре вели народ в Кремль с криками: «Поляки бьют бояр и государя», а в итоге убит был Лжедмитрий. На престол вступил Василий Иванович Шуйский. Условием его вступления на российский престол стало ограничение власти. Он поклялся «не делати ничего без Собора», и это был первый опыт построения государственного порядка на основе формального ограничения верховной власти. Но нормализации обстановки в стране не произошло.
1.3 Второй этап смуты. Правление Василия Шуйского.
Лжедмитрий II (1606-1610)
Начинается второй этап смуты – социальный, когда в борьбу вступает дворянство, столичное и провинциальное, приказные дельцы, дьяки, казачество. Однако, в первую очередь, этот период характеризуется широкой волной крестьянских выступлений.
Летом 1606 г. У народных масс появился предводитель — Иван Исаевич Болотников. Собравшиеся под знаменем Болотникова силы представляли собой сложный конгломерат, состоявший из разных слоев. Здесь были и казаки, и крестьяне, и холопы, и посадские люди, немало служилых людей, мелких и средних феодалов. В июле 1606 г. Болотниковские войска вышли в поход на Москву. В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и вынуждены были отступить к Туле. 30 июля началась осада города, а уже через три месяца болотниковцы капитулировали, а сам он был вскоре казнен. Подавление этого восстания не означало прекращения крестьянской войны, но она пошла на спад. [4]
Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царём был «выкликнут» Василий Шуйский , стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами.
1 июня 1606 г. В. Шуйский торжественно венчался на царство. Шуйский пришёл к власти при помощи бояр. Поэтому он поклялся, что будет править при помощи бояр и в интересах бояр. Это сразу вызвало раскол в обществе. Дело в том, что к этому времени в обществе уже значительным и влиятельным был новый слой феодалов – дворянство. Новым царём были недовольны и другие слои общества. Недовольство стало всеобщим и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606 – 1607 гг.). В восстании приняли участие дворяне, посадские люди, крестьяне. Страна раскололась на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Москва оказалась в осаде. Но в решающий момент дворяне пошли на сговор с Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников потерпел поражение, снял осаду и ушёл к Калуге, затем к Туле. В 1607 г. Восстание было разгромлено войсками Василия Шуйского. [1]
А в это время в Польше объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II . Его войска у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия I. Марина Мнишек «признала» в новом самозванце своего мужа. После этого её стали звать «женой всех самозванцев». Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 1608 г. Начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом – солью. Лжедмитрий II подошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км. От Москвы у села Тушино.
В Тушине он стал создавать свои органы государственной власти: Боярскую думу, приказы, назначил своего патриарха Филарета, в провинцию стал назначать воевод. Он стал раздавать поместья, жалованье тем, кто переходил к нему в Тушино. Бояре и дворяне толпами переходили к нему на службу.
Лжедмитрий II стал одной из самых разрушительных фигур русской истории. Он расколол страну на две части. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине. Государственность «перетекала» из Кремля в Тушино. Самозванец как бы «воровал» власть у Шуйского. Зa это его прозвали «Тушинским вором».
Возникла прямая угроза правительству Василия Шуйского в Москве. Тогда Шуйский обратился за военной помощью к Швеции. В 1609 г. Русские войска под руководством племянника царя молодого воеводы М.В. Скопина – Шуйского вместе со шведами разбили войска Тушинского вора. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили денег.
Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. [6]
Сигизмунд направил грамоты в Смоленск и Москву, где утверждал, что в качестве родственника русских царей и по просьбе русских людей идет спасать гибнущее Московское государство и его православную веру.
Московские бояре решили принять помощь. Был заключен договор о признании королевича Владислава русским царем, а до его прибытия повиноваться Сигизмунду. 4 февраля 1610 г. Был заключен договор, включавший план государственного устройства при Владиславе: неприкосновенность православной веры, ограничение свободы от произвола властей. Государь должен был делить свою власть с Земским Собором и Боярской думой.
17 августа 1610 г. Москва присягнула
Владиславу. А за месяц до этого
Василий Шуйский был насильно
пострижен дворянами в монахи
и увезен в Чудов монастырь.
Для управления страной
Развернула агрессивные действия и Швеция. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и готовились к захвату Новгорода. Россия стала перед прямой угрозой потери независимости. Захватнические планы агрессоров вызвали всеобщее возмущение. В декабре 1610 г. Лжедмитрий II был убит, однако борьба за русский престол на этом не закончилась.
Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл. [9]
Глава 2
2.1 Семибоярщина (1610-1613 гг.)
Смерть самозванца сразу изменила ситуацию в стране. Исчез предлог для пребывания польских войск на русской территории: свои действия Сигизмунд объяснял необходимостью «борьбы с тушинским вором». Польская армия превратилась в оккупационную, семибоярщина — в правительство изменников. Русский народ объединился для сопротивления интервенции. Война приобрела национальный характер.
Начинается третий период смуты.
В России началось боярское правление – семибоярщина. А страна переживала наивысший момент разрушения. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Поляки подошли к самой Москве, шведы грабили северо-западные русские земли. Не прекращались народные выступления. По стране свободно рыскали шайки своих и иностранных разбойников и грабили местное население. Россию охватила всеобщая война: все воевали против всех. [1]
В этих условиях московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына – королевича Владислава. На тот момент Речь Посполитая была в Европе могущественным государством и представляла для России большую опасность. Казалось, избрание польского королевича русским царём удобно для России: сама собой кончится война с Польшей.
Москва присягнула на верность Владиславу. Московские бояре совершили национальное предательство: тайно, ночью они впустили поляков в «святая святых» русской земли – Кремль. Возникла прямая угроза потери независимости страны.
В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В то время ни одно важное дело не начиналось без согласия главы Русской Церкви. Митрополит Филарет должен был получить благословление патриарха Гермогена. Гермоген стал патриархом в 1606 г. Он был в преклонном возрасте, но отличался твёрдостью духа и неуступчивостью характера. Твёрдость духа и неуступчивость патриарха и спасли государственность России в Смутное время.
Патриарх взял с митрополита слово, что менять условия договора можно, но непременным условием восшествия польского королевича на русский престол должно быть принятие Владиславом православия. Филарет поклялся патриарху, что этот пункт договора он будет отстаивать ценой собственной жизни.
Переговоры начались в Смоленске. Польский король отверг требование русской стороны о принятии его сыном православия. Филарет же клятвы, данной патриарху, не нарушил, договор не подписал. За это русское посольство было заключено под стражу. Митрополит Филарет пробыл в польском плену до 1619 г. [4]
Между тем, в Москве было получено сообщение, что Тушинский вор, из-за которого приглашали на русский престол польского королевича, убит. Необходимость в приглашении Владислава на русский престол отпала.
А поляки в Кремле вели себя надменно. Москвичи слышали, как целыми днями из Кремля доносилась польская музыка. Поляки с пренебрежением относились к русским религиозным святыням: били старинные иконы, сдирали с них золото, серебро, жемчуг, разворовывали драгоценную церковную утварь.
Патриарх Гермоген занял самую непримиримую позицию к полякам и католичеству. Поляки заключили патриарха в темницу. Но патриарх нашёл способ и стал рассылать из заключения грамоты в монастыри, города с призывом подняться ради спасения родины и православия от иноверцев и идти к Москве. Тогда поляки ужесточили содержание патриарха и бросили его в каменный подвал Чудова монастыря. Там патриарх был уморен голодом.
Перед смертью патриарх узнал, что услышали его люди русские, и на очищение Москвы от поляков идут полки из Нижнего Новгорода под управлением Д.М. Пожарского и Козьмы Минина. Своим любимым образом Богородицы Казанской, который он всегда носил с собой на груди, патриарх благословил русские войска на борьбу с поляками.
Мученическая кончина патриарха за православную веру всколыхнула русское общество. Патриарх успел сформировать общественное мнение в пользу восстания против поляков. Смерть главы Русской Церкви дала толчок национальному самосознанию. Национальное самосознание народа «проснулось». Общество стало восстанавливаться. Спасение России пришло из провинции.
Первое земское ополчение было создано в Рязани дворянином П. Ляпуновым. Основой ополчения стали дворяне. Кроме того, в него вошли ополчения дворян и горожан Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, Суздаля, Вологды, Ярославля, Костромы и других городов. Влились в ополчение казаки-тушинцы во главе с Иваном Заруцким. Весной 1611 г., когда ополчение подступило к Москве, в городе вспыхнуло восстание против поляков.
Но вскоре между руководителями ополчения начались разногласия. Руководители казацких отрядов противились попыткам П. Ляпунова наладить военную организацию ополчения. П. Ляпунов был разрублен казаками, и дворянские отряды ушли из-под Москвы. Первое земское ополчение распалось.
Между тем грамота патриарха Гермогена была получена в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин зачитал её после богослужения в одном из храмов. Тут же было принято решение – на организацию ополчения собрать со всех нижегородцев и жителей окрестных деревень 1/3 имущества. Сборщиком средств был назначен Козьма Минин. Воеводой был выбран князь Д.М. Пожарский, как человек с незапятнанной репутацией: он не был замечен в сговоре ни с поляками, ни со шведами. Современники говорили о нём, что он «муж честен и знал ратное дело и не был в измене».