Советские органы юстиции 1917-1985 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Органы внутренних дел входят в структуру исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений. Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов милиция, внутренние войска, следственный аппарат и др. На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось.

Содержание

Введение 3
1. Слом старой правоохранительной системы 5
2. Создание новых судов: положение о народном суде, принципы нового судебного права, реформа 1922 г 8
3. Создание милиции 14
4. Организация в 1922 году прокуратуры 19
Выводы 22
Литература и источники 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсая.docx

— 61.57 Кб (Скачать файл)
  • Тема курсовая работа советские органы юстиции 1917-1985 гВведение 3
  • 1. Слом старой правоохранительной системы 5
  • 2. Создание новых судов: положение о народном суде, принципы нового судебного права, реформа 1922 г 8
  • 3. Создание милиции 14
  • 4. Организация в 1922 году прокуратуры 19
  • Выводы 22
  • Литература и источники 24

Введение:

Тема курсовой работы: советские органы юстиции 1917-1985 гг . Органы внутренних дел входят в структуру исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений. Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов милиция, внутренние войска, следственный аппарат и др. На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось.

Объектом исследования является государство, его административно-полицейские органы, обеспечивавшие охрану самодержавия и борьбу с терроризмом.

В охране государственного и общественного строя основными  объектами защиты являлись экономическая, политическая и идеологическая системы  общества в конкретной исторической обстановке.

Предметом исследования является деятельность административно-полицейских органов государства двадцатых годов ХХ века по обеспечению государственной безопасности, правовые и организационные основы их деятельности, формы и методы борьбы с преступниками.

Почти вся верхушка молодой  Советской России при царском  режиме сидела в тюрьмах за убийства, грабежи, политическую ненадежность и  прочие тяжкие с точки зрения законов  царской России преступления.

 

Цель курсовой работы - рассмотрение вопросов становления советской  правоохранительной системы в 1917- 1985 гг прошлого века.

Курсовая работа состоит  из ведения, глав основной части, заключения и списка литературы.

1. Слом старой  правоохранительной системы

Октябрьская революция коренным образом изменила российское государство. Не миновала изменений и судебно-правовая система. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 Далее декрет о суде № 1. года вместе с адвокатурой, прежними судами и институтом судебных следователей была упразднена прокуратура.

Такое неоправданное прерывание правовой преемственности не могло  положительно сказаться на дальнейшем становлении и развитии советской судебно-правовой системы. В дореволюционном законодательстве существовало множество позитивных норм, которые могли быть успешно использованы при создании новых органов юстиции и суда, что впрочем, и произошло немного позднее.

Чрезвычайно негативное отношение народных масс к прежней судебно-правовой системе в целом и к прокуратуре в частности было напрямую вызвано теми функциями, которые эти органы осуществляли вплоть до революции.

Одной из главных причин упразднения прокуратуры без  сомнения явилась ее деятельность после  реорганизации 1864 года по борьбе с революционным  движением в стране. Ведь в соответствии со ст. 1034 Устава уголовного судопроизводства именно прокуратура руководила

расследованием государственных  преступлений, и была «органом, верно  служащим самодержавию».

В первые годы советской власти в законодательстве имелись существенные пробелы. Многие общественные отношения не были урегулированы правовыми нормами, что было вызвано коренной ломкой прежнего государственного строя.

Декрет о суде № 1 разрешил применять законы «свергнутых правительств»  при условии, если они не отменены революцией и не противоречат революционному правосознанию.

Однако уже в конце 1918 года прекращается использование  старого законодательства, так как  Положение о народном суде РСФСР  от 30 ноября 1918 года запретило судам  ссылаться на законы свергнутых правительств.

Также декрет № 1 разрешал местным  советам самостоятельно избирать местных  судей, а городским советам - избирать революционные трибуналы.

Декрет о суде № 2 от 28 февраля 1918 года предоставлял любому гражданину право выступать на общественных началах в роли обвинителя или  защитника.

советское государство встало на путь революционного террора и  беззакония, ориентировав рабочий класс  и других трудящихся на действия сообразно  их революционному сознанию, классовой  неприязни к имущим слоям общества, и не спешило создавать органы, предназначенные защищать и охранять права граждан. При такой ситуации создавалась наиболее благоприятная почва для вседозволенности и произвола должностных лиц 2. Создание новых судов: положение о народном суде, принципы нового судебного права, реформа 1922 г

Российское государство  за период своего существования пережило не одну судебную реформу. Изучать судебную реформу 1922 г., ее причины, сущность и воздействие на современное уголовно-процессуальное законодательство необходимо. И прежде всего потому, что успешное реформирование современных судебных органов не должно происходить в отрыве от исторического опыта прошлых лет. Процесс создания модели обновленного российского суда не приведет к позитивному результату, если не будут тщательно проанализированы и учтены пробелы, ошибки и положительные моменты прошлого.

Что же происходило с российским уголовным судопроизводством в  самом начале 20-х годов XX века?

С окончанием гражданской  войны, возобновлением мирной жизни  и переходом государства к  новой экономической политике перед  судами ставились и новые задачи в борьбе с преступностью. Несмотря на то что в начале 1920-х годов уровень преступности в России оставался достаточно высоким, в ее структуре и характере все же произошли некоторые изменения. На фоне снижения количества преступлений, связанных с вооруженными попытками свержения власти, бандитизмом, организацией массовых беспорядков, в то же время отмечалось возрастание преступлений, именовавшихся в советской литературе «экономической контрреволюцией», - вредительств на промышленных предприятиях, диверсий, преступлений в торговле. С повышением благосостояния граждан РСФСР стало больше имущественных преступлений и преступлений против личности.

Своеобразными предвестниками судебной реформы можно признать ряд принятых в 1921-22 гг. нормативно-правовых актов, оказавших существенное влияние  на правосудие по уголовным делам.

В феврале 1921 г. Народным комиссариатом юстиции РСФСР  издано постановление «Об усилении ответственности должностных лиц  за преступления, совершаемые при  продовольственной работе» СУ РСФСР. 1921. № 20. Ст.122. Весной, летом и осенью того же года Совнарком принял декреты «Об ограничении прав по судебным приговорам» и «О трудовом дезертирстве» Там же. № 39. Ст. 209; № 46. Ст. 227, « О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям», «О борьбе со взяточничеством» Там же. № 49. Ст.262; № 60. Ст.421, «О наказаниях за ложные доносы», «О контрабанде» № 77. Ст.639; № 79. Ст. 674 и др.

В мае 1922 г. в РСФСР был  принят первый Уголовный кодекс, четко  установивший круг преступных деяний и определивший меры наказания за их совершение.

Результатом предпринятой в  начале 1920-х кодификации уголовно-процессуального  законодательства стало принятие 25 мая 1922 г. первого Уголовно-процессуального  кодекса РСФСР.

На содержание первого  УПК, конечно же, наложило определенный отпечаток существование в то время двух судебных систем - местного народного суда и территориальных  революционных трибуналов. Поэтому кодекс отражал особенности рассмотрения дел и в тех и в других органах правосудия.

В кодексе впервые были предприняты попытки определить и законодательно закрепить стадии советского уголовного процесса.

До этого некоторые  стадии не имели законодательного оформления (например, стадия возбуждения уголовного дела).

Кодекс устанавливал следующие  стадии уголовного процесса: возбуждение  уголовного дела, дознание и предварительное  следствие, предание суду, судебное разбирательство, постановление приговора, кассационное рассмотрение, исполнение приговора.

Однако не все стадии были регламентированы достаточно четко. Например, некоторую неясность вызывало соотношение  стадий дознания и предварительного следствия.

Кодекс внес некоторые  ограничения прав граждан на защиту по сравнению с первыми нормативно-правовыми  актами о суде. Так, участие защитника  допускалось лишь со стадии судебного  разбирательства. На стадиях дознания и предварительного следствия его  участие нормами УПК не предусматривалось.

Отношение к первому УПК  РСФСР было неоднозначным. Складывалось впечатление, что к нему проявляли  интерес в основном деятели советской  юстиции и представители либерально настроенной общественности. На фоне дипломатических успехов РСФСР на Генуэзской конференции, финансовой реформы, преодоления последствий голода кодификация уголовно-процессуального законодательства, да и судебная реформа в целом представлялись в массовом сознании событием второго плана.

Но, несмотря на это, УПК был  относительно высоко оценен не только советскими юристами, но антисоветски настроенными прежними российскими правоведами, находившимися в эмиграции. Так, видный специалист по уголовному праву Н.С. Тимашев писал, что «с внешней стороны УПК является, вероятно, наиболее совершенным из законодательных актов Советской власти» Право Советской России. Прага, 1925.Он также обратил внимание на практически полное отсутствие выражений агитационного характера и деклараций. Что касается пробелов и неточностей, присутствовавших в кодексе, то они, по мнению этого видного юриста, не превышали технических погрешностей многих законов дореволюционного времени.

В то же время, несмотря на достаточно совершенное нормативное содержание кодекса, просматривалось значительное расхождение этого содержания с  существовавшей судебной практикой. Причины  неспособности судебных органов  эффективно применять нормы УПК  объяснялись, во-первых, низким культурным и профессиональным уровнем большинства  работников юстиции на местах и, во-вторых, постоянным вмешательством в процесс  осуществления правосудия партийных  и советских органов.

По мнению того же Н.С. Тимашева, основным лейтмотивом первого УПК  являлась «идея ничтожности частного лица перед государственными органами». Кодекс стал «детищем эпохи организованного  бесправия», когда государство создавало  «для его реализации специальный  аппарат», нуждающийся в соответствующих  правилах. И УПК представлялся  совокупностью подобных правил «в сфере  уголовно- судебной деятельности государства»

Принято считать, что собственно судебная реформа началась с принятия 11 ноября 1922 г. ВЦИК постановления об утверждении Положения о судоустройстве РСФСР СУ РСФСР.1922. № 69

Согласно Положению, на территории РСФСР стала действовать единая система судебных учреждений:

1. Народный суд в составе  постоянного судьи.

2. Народный суд в составе  того же постоянного народного  судьи и двух народных заседателей.

3. Губернский суд.

4. Верховный суд РСФСР  и его коллегии.

Название в законе новой  судебной системы единой видится  достаточно неудачным. Его неудачность прежде всего вытекает из содержания ст. 2 Положения, указывавшей, что в РСФСР временно действовали военные и военно-транспортные трибуналы, а также другие судебные учреждения. Таким образом, Положение о судоустройстве предусматривало существование двух систем судов (общие суды и революционные трибуналы) вместо трех систем (народные суды, революционные трибуналы, военные трибуналы). Несмотря на указание о временном характере функционирования специальных судов, деятельность военных трибуналов продолжалась до 1990-х гг., когда они были заменены военными судами (ставшими, по сути, тоже своего рода формой специальных судов).

Утвердив новую судебную систему Республики, Положение не включило в себя нормы, определявшие подсудность дел различным звеньям  этой системы. Это было одним из существенных недостатков данного нормативно-правового  акта.

Пробел восполнила глава II УПК РСФСР 1923 г.

Народные суды рассматривали  в качестве судов первой инстанции  большинство уголовных дел.

Губернские суды являлись судами первой инстанции для уголовных  дел, прямо отнесенных законом к  их ведению, параллельно осуществляя  функции судебных центров губерний и органов, рассматривавших кассационные жалобы и протесты на приговоры народных судов.

Верховный Суд РСФСР выступал судом первой инстанции и кассационным судом в отношении приговоров губернских судов, а также высшим надзорным органом в отношении  всех судебных учреждений Республики.

Следует отметить, что основные

ее принципы установления подсудности уголовных дел, хоть и в несколько измененном виде, продолжают действовать до сих пор.

С одной стороны, вроде  бы формально упростив существовавшую судебную систему (напомним, что были ликвидированы территориальные  революционные трибуналы), с другой стороны, теперь целых три звена  стали действовать в качестве судов первой инстанции, вместо прежнего единого народного суда. Поэтому  реального упрощения судебной системы  не произошло, а произошло, скорее, усложнение. Наличие губернских судов и Верховного Суда РСФСР не только как судов первой инстанции, но и как кассационных и надзорных органов достаточно сильно отдалило суд от населения. Такое отдаление противоречило декларациям большевиков о демократических принципах советского правосудия.

Информация о работе Советские органы юстиции 1917-1985 г