Советские органы юстиции 1917-1985 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Органы внутренних дел входят в структуру исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений. Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов милиция, внутренние войска, следственный аппарат и др. На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось.

Содержание

Введение 3
1. Слом старой правоохранительной системы 5
2. Создание новых судов: положение о народном суде, принципы нового судебного права, реформа 1922 г 8
3. Создание милиции 14
4. Организация в 1922 году прокуратуры 19
Выводы 22
Литература и источники 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсая.docx

— 61.57 Кб (Скачать файл)

1975

Приказом Минюста РСФСР  утверждена Инструкция о порядке  совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

28 марта 1975 г. Министерство  юстиции СССР издало Инструктивное  письмо «Об оказании методической  помощи исполкомам городских,  поселковых и сельских Советов  народных депутатов в совершении  ими нотариальных действий».

1 августа 1975 г. Приказом  министра юстиции СССР утверждена  «Инструкция о порядке учета  депозитных операций в государственных  нотариальных конторах СССР».  Совмин РСФСР утвердил Инструкцию  о порядке совершения нотариальных  действий исполнительными комитетами  районных, городских, поселковых  и сельских Советов народных  депутатов.

1976

31 мая 1976 г. Минюст СССР  издал Инструктивное письмо «О  совершении морских протестов».

19 октября 1976 г. издан  Приказ Министра юстиции СССР  «О дальнейшем совершенствовании  работы государственного нотариата».

1977

23 марта 1977 г. Министерство  юстиции СССР издало Методическое  письмо «О совершенствовании  работы нотариальных контор по  свидетельствованию верности копий  документов и выписок из них».

29 июля 1977 г. Минюст и  МИД СССР утвердили Инструкцию  о порядке совершения нотариальных  действий консульскими учреждениями  Союза ССР.

1978

2 августа 1978 г. издан  Приказ министра юстиции СССР  «О дальнейшем совершенствовании  работы по оказанию методической  помощи исполкомам городских,  поселковых и сельских Советов  народных депутатов в совершении  ими нотариальных действий».

1980

30 января 1980 г. Минюст СССР  издал Методические рекомендации  по обобщению нотариальной практики.

31 января 1980 г. Минюст  СССР совместно с Главным архивным  управлением СМ СССР утвердил  Перечень документов Министерства  юстиции СССР, органов, учреждений  юстиции и судов, с указанием  сроков хранения документов.

19 марта 1980 г. Минюстом  СССР утверждена Типовая номенклатура  должностей органов, учреждений  юстиции и судов, подлежащих  замещению специалистами с высшим  и средним специальным образованием.

21 апреля 1980 г. Минюст  СССР издал Практическое пособие  для государственных нотариусов  по вопросам охраны прав граждан  на наследование личной собственности.

5 мая 1980 г. Министерство  юстиции СССР издало Рекомендации  по обеспечению нотариальных  контор справочно-информационным  материалом для посетителей.

25 июня 1980 г. принят Закон  СССР «Об основных полномочиях  краевых, областных Советов народных  депутатов, Советов народных депутатов  автономных областей и автономных  округов». В числе полномочий  – руководство нотариатом (ст. 6).

30 сентября 1980 г. Министерство  юстиции СССР издало Методическое  письмо «О порядке выдачи свидетельств  о праве собственности на долю  в общем имуществе супругов».

1983

4 августа 1983 г. издан  Указ Президиума Верховного Совета  СССР «О порядке выдачи и  свидетельствования предприятиями,  учреждениями и организациями  копий документов, касающихся прав  граждан».

15 ноября 1983 г. Минюст  СССР издал Инструктивные указания  «О применении законодательства  о государственном нотариате  к иностранным гражданам, лицам  без гражданства, к иностранным  предприятиям и организация, а  также о применении законодательства  иностранных государств и международных  договоров о правовой помощи  в нотариальной практике».

1984

4 мая 1984 г. Минюст СССР  издал Инструктивные указания  «О нотариальном оформлении от  имени советских граждан, предприятий,  учреждений и организаций документов, предназначенных для действия  за границей».

29 ноября 1984 г. Министерство  юстиции СССР издало Указание  «О порядке нотариального удостоверения  договоров дарения валютных ценностей».

1985

10 октября 1985 г. издан  Приказ Министра юстиции СССР  за № 18 «О мерах по дальнейшему  улучшению работы с кадрами  нотариата и повышению уровня  нотариального обслуживания населения,  предприятий, учреждений и организаций».

Пленум Верховного суда СССР 21.06.1985 г. вынес Постановление  «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

13 ноября 1985 г. Министерство  юстиции СССР утвердило Инструкцию  по составлению статистической  отчетности о работе государственных  нотариальных контор.

I глава. Характеристика  органов государственной власти.

1§ Высшие органы государственной власти.

После окончания  войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. Государственный  Комитет Обороны, действовавший  во время войны, был упразднен. Власть перешла вновь к конституционно-установленным  органам государственной власти и управления СССР, хотя стиль руководства  страной мало чем изменился.

В феврале 1946 г. состоялись выборы в Верховный Совет СССР, а через год, в феврале 1947 г. –  в Верховные Советы союзных республик. Формально восстанавливалось действие представительных органов власти. Однако Верховный Совет СССР на сессии собирался  нерегулярно, по одному разу в год  для утверждения бюджета СССР. 13 марта 1946 г. Верховный Совет СССР переименовал Совет Народных Комиссаров в Совет Министров СССР, а СНК  союзных и автономных республик  – в Советы Министров союзных  и автономных республик. Все наркоматы  стали именоваться министерствами. Так же было сокращено число членов президиума с 24 до 16 человек. В феврале 1947 г. каждая из палат Верховного Совета СССР утвердила Положение о комиссии зако-нодательных предположений и образовала такую комиссию. На нее возлагалось обязанность разрабатывать законопроекты по поручению соответствующей палаты Верховного Совета СССР или в порядке собственной законодательной инициативы, давать заключения по пред-ставленным в Верховный Совет законопроектам. Конституция СССР не определяла круга субъектов, наделённых правом законодательной инициативы. В ней лишь говорилось о том, что обе палаты Верховного Совета СССР в равной мере обладают этим правом [1]1.

Необходимо отметить, что в данный период времени проводилась  политика так называемая: «диктатура партии». Во главе партии стоял один определённый лидер, следовательно, он и управлял всем.

В Управление кадров ЦК имелись не только отделы кадров партийных организаций, но и отделы кадров по всем отраслям народного  хозяйства, начиная от военной промышленности и заканчивая коммунальным хозяйством, а так же отделы кадров советских, плановых и карательных органов, печати и издательств и т.д. номенклатурные работники, которых все были на учете. Данные и о них хранились в архивах личных дел управления ЦК [2]2.

СССР был партийным  государством, так как партийный  аппарат «проглотил» государство  и сам стал структурой власти. В  нём была жёстко централизованная политическая система, каркас которой являл собой  иерархию партийных комитетов. Механизм связи высших партийных органов  с партийными аппаратами на местах имел тайный, конспиративный характер.

Эту систему отличали гиперцентрализация, единоналичие,  жесткая командная соподчинённость всех звеньев сверху донизу, поддерживаемая, с одной стороны, убеждённостью, с другой – страхом.

Как отмечает И.В. Павлов ядро политической власти скрывалось под несколькими напластованиями. Можно выделить их, по крайней мере, три. Первый слой – это внешняя форма власти. В СССР, стране социалистиче-ской, имелись как и в нормальном правовом государстве с гражданским обществом, политические партии и своеобразный парламент – Верховный Совет, существовали советы на всех уровнях, проходили выборы, созывались съезды советов и партийные съезды, проходили нормальные многочисленные собрания партийных профсоюзных и комсомольских организаций. Но всё это было лишь бутафорией, создававшей у населения иллюзию участия в политической жизни, а в мире имидж страны, строящей социализм.

В стране не было никакой самостоятельности в  принятии решений не только партийными, но и любыми другими съездами и  конференциями. Все они предварительно согласовывались с ЦК партии.

Второй слой власти – это власть партийно-государственной  бюрократии, проводившей в жизнь  от своего имени директивы высших партийных органов, никакой самостоятельности  не было ни у губкома, ни у ЦК компартии национальных республик. Все они в равной степени зависели от политбюро, и секретариата ЦК партии.

Партаппарат стремился сохранить анонимность своей власти и под-держивать имидж партии как общественно-политической организации.

Партийно-государственная  бюрократия распоряжалась гигантскими  сферами экономической и социальной жизни страны, имела многочисленные привилегии, выделявшие ее уже в  особый социальный слой советского общества. Каждый представитель этого слоя на своём месте, в своей нише, которую  он занимал в партийно-государственной  иерархии, действовал как «Маленький Сталин». И в то же  время все  они как субъекты власти были несвободны. Достаточно вспомнить фигуру Председателя Президиума ВЦИК СССР М.И. Калинина – «всесоюзного старосту Калиныча из папье маше», – как метко охарактеризовал его Баткин [1]3.

Таким образом, в  системе власти бюрократии отводилась двойная роль – исполнителя директив реальной власти и одновременно её прикрытия.

Неконституционной, но официально признанной верховной  властью в СССР являлись высшие органы партийного аппарата – политбюро, оргбюро и секретариат ЦК. По конституции, как известно, эта роль закреплялась за Президиумом Верховного Совета СССР, но фактически никто об этом и не вспоминал.

2§ Местные органы власти.

В послевоенные годы местные советы повторили судьбу Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, оставаясь демократической  ширмой для прикрытия единоличной, авторитарной власти. Поэтому мест-ные Советы не проявляли должной инициативы в решении актуальных и концептуальных вопросов хозяйственного и культурного строительства в регионе, в руководстве подчинёнными им исполкомами. На сессии выносились в значительной части мелкие, второстепенные вопросы. Сессии советов проводились нерегулярно, активность депутатов была невысокой. Список выступающих готовился заранее. Для работы местных советов был характерен и отрыв от населения, которое не привлекалось к работе советов и их постоянных комиссий. Эти крупные недостатки в деятельности местных советов отражали общее состояние уровня демократии и народовластия в стране [1]4.

 

II глава. Органы  внутренних дел.

1§ Правовая основа ОВД

Деятельность  Органов внутренних дел после  войны можно разделить на 2 периода:

1. 1945-1953 г.г.

2. 1953-1960 г.г.

В первый послевоенный период деятельность ОВД основывалась на директивах Народного комиссариата Внутренних Дел СССР. Вот одна из них: от 14 ноября 1945 года «О мероприятиях по усилению борьбы с уголовной преступностью и хулиганством». В ней ОВД на основе опыта работы Ленинградской милиции нацеливалась на развитие и укрепление связей с общественностью, трудовыми коллективами, на использование их помощи в работе по профилактике правонарушений.

Нормативная база постоянно совершенствовалась. В 1948 г. вводится Устав постовой и патрульной службы милиции, он существенно дополняется  в 1952 году. В этом же году был утверждён  Дисциплинарный устав милиции. В 1946 г. МВД СССР издает инструкцию «Об  организации и практическом использовании  бригад содействия милиции» [10].

Во второй период правовой базой явились постановление  ЦК КПСС от 10 июня 1954 года, Положение  об исправительно-трудовых лагерях  и колониях МВД СССР, Указы президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля и 14 июня 1954 года, Положение о прокурорском надзоре от 31 мая 1955 г., решения XX съезда КПСС и постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года «О преодолении культа личности и его последствий». 30 апреля 1954 года Указом Президиума Верховного Совета была введена высшая мера наказания – расстрел. Суд приговаривал к ней за совершение умышленного убийства.

10 мая 1954 года  была издана директива МВД  СССР «О работе среди населения». Она обязывала ОВД всесторонне  развивать и укреплять связь  с трудящимися, общественными  организациями. 25 октября 1956 года  ЦК КПСС и Совет Министров  СССР приняли Постановление «Об  улучшении работы органов МВД». Этим документом вводилось двойное подчинение – исполкомам и вышестоящим органам внутренних дел. 8 декабря 1958 года Совет Министров СССР утвердил Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР. 13 января 1960 г. правительство приняло решение об упразднении МВД СССР и передаче его функций министерствам внутренних дел союзных республик. 6 апреля 1963 года вышел Указ Президиума Верховного Совета «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» [8]5.

Информация о работе Советские органы юстиции 1917-1985 г