Советские органы юстиции 1917-1985 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Органы внутренних дел входят в структуру исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений. Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов милиция, внутренние войска, следственный аппарат и др. На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось.

Содержание

Введение 3
1. Слом старой правоохранительной системы 5
2. Создание новых судов: положение о народном суде, принципы нового судебного права, реформа 1922 г 8
3. Создание милиции 14
4. Организация в 1922 году прокуратуры 19
Выводы 22
Литература и источники 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсая.docx

— 61.57 Кб (Скачать файл)

Беспристрастное изучение архивных материалов, работ по проблеме борьбы с преступностью показывает, что  многие из создаваемых в настоящее  время конструкций, учений и концепций  имеют аналоги в прошлом.

Закономерно, что наши предшественники  сталкивались с теми же проблемами, что и современники. Изучение опыта  тех лет, его обобщение и выводы, сделанные на этой основе, могут  быть использованы и сегодня.

За прошедший почти  восьмидесятилетний период российское уголовно-процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Особенно плодотворным в этом смысле оказалось  последнее десятилетие XX века: началась новая судебная реформа,  стали реальностью такие атрибуты дореволюционного российского правосудия, как суд присяжных и мировые судьи, изменения коснулись процедуры судебного разбирательства, кассационного и надзорного производства. Но несмотря на все происшедшие перемены и возникающую порой резкую критику советского суда, еще многие положения, заложенные реформой 1922 г., продолжают свое существование в современном законодательстве. Пока им просто не находится альтернативы. Хорошо это или плохо - покажет  время.

Литература и источники

1. Конституция РСФСР 1918 г. // Титов Ю.П. Хрестоматия по  истории государства и права  России. М., 1999.

2. История законодательства  СССР и РСФСР по уголовному  процессу и организации суда  и прокуратуры. 1917-1954 гг. Под ред.  С.А. Голун-ского. М, 1955.

3. Басков Л.И. Отечественная  прокуратура в 1922-1996 г. // Вестник  Московского государственного университета. Сер. 11. Право. - 1998. - № 1. -С. 101-114.

4. Ерошкин Н.11. История  государственных учреждений дореволюционной  России. М., 1983.

5. Заика Л.И. Бобренов В.А, Заговор против права (о разрушении государственных структур и системы органов юстиции в 1917 г.). // Молодая гвардия. - 1991. - № 12. - С. 207-224.

6. Лезов И.Л. Судебное строительство на местах в первые месяцы советской власти. // Вестник Московского государственного университета. Сер. 11 Право. - 1998.-№ 1.-С. 115-122.

7. Ломов В.С. Органы  предварительного расследования  в Советском государстве до  издания Декрета о суде №  1. Волгоград, 1976.

8. Лыков В. Жестокие  двадцатые (к 80-летиго МУРАа). // Человек и закон. - 1998. - № 3. -С. 16-21, № 4. - С. 20-25.

9. Лыков В. Рождение  сыска. // Человек и закон. - 1998. - №  2. - С. 25-28.

10. Портной В.П. Славин  М.М. Становление правосудия Советской  России (1917-1922). М, 1990.

Судебная система страны в годы Великой Отечественной  войны        

 С началом Великой Отечественной  войны организация и деятельность  судебных органов была перестроена.  Указ Президиума Верховного Совета  СССР «О военном положении»  от 22 июня 1941 года установил, что  в местностях, объявленных на  военном положении, все дела  о преступлениях, направленных  против обороны, общественного  порядка и государственной безопасности, должны передаваться на рассмотрение  военных трибуналов. Военным трибуналам  предоставлялось право рассматривать  дела через 24 часа после вручения  обвиняемому копии обвинительного  заключения, без участия народных  заседателей и адвоката. Приговоры  приводились в исполнение немедленно, кассационному обжалованию не  подлежали и могли быть отменены  или изменены лишь в порядке  надзора. Однако о каждом приговоре  к высшей мере наказания (расстрелу)  военный трибунал, вынесший его,  был обязан немедленно сообщать  по телеграфу председателю Военной  коллегии и Главному военному  прокурору. В случае отсутствия  в течении 72 часов ответа о приостановлении приговора он приводился в исполнение. В июле – сентябре 1941 года Президиум Верховного Совета СССР упростил эту процедуру и предоставил право командирам и комиссарам корпусов и дивизий в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий утверждать приговоры военных трибуналов «к высшей мере наказания, с немедленным приведением приговоров в исполнение». По Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» от 6 июля 1941 года лица, виновные в совершении этого преступления, подлежали суду военного трибунала. Президиум Верховного Совета СССР 26 декабря 1941 года отнес к подсудности военных трибуналов дела о самовольном уходе рабочих и служащих с предприятий военной промышленности. В связи с введением военного положения на транспорте дела обо всех преступлениях, совершенных на транспорте, стали также рассматриваться специальными военными трибуналами.        

 В ноябре 1941 года совместным приказом НКЮ СССР и Прокурора СССР было установлено, что во всех случаях, когда постановлениями Правительства СССР предусмотрена ответственность за то или иное преступление «по законам военного времени», необходимо передавать дела об указанных преступлениях на рассмотрение военных трибуналов с применением порядка рассмотрения дел, установленного «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941 года.        

 Возрастает общее число военных  трибуналов Красной армии и  Военно-морского флота. Действовали  трибуналы в военных соединениях:  отдельных бригадах, дивизиях, корпусах, армиях, флотилиях, военно-морских  базах и гарнизонах. Это были  суды первой инстанции. Высшим  звеном были военный трибуналы  фронтов, флотов, округов, отдельных  армий. Были созданы военные трибуналы НКВД, которые боролись с уклонениями от трудовых мобилизаций, злостными нарушениями правил и распоряжений МПВО, а также другими преступлениями. Все военные трибуналы Красной армии, ВМФ и НКВД замыкались на Военную коллегию Верховного суда СССР. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года в местностях, объявленных на военном положении, линейные суды железных дорог и водных бассейнов с первых же дней войны были реорганизованы в транспортные военные трибуналы. В 1943 году в связи с введением военного положения на транспорте вся транспортная юстиция СССР была преобразована  в военную, а в составе Верховного суда СССР дополнительно сформированы Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии, на которые стали замыкаться военные трибуналы железнодорожного, морского и речного транспорта

Были созданы военно-полевые  суды, которые действовали в составе  председателя военного трибунала дивизии, начальника дивизионного отдела контрразведки  «СМЕРШ», заместителя командира  дивизии по политчасти и прокурора  дивизии. Все приговоры военно-полевых  судов утверждались командиром дивизии  и немедленно приводились в исполнение.         

 Вся система военных трибуналов  по-прежнему возглавлялась Верховным  судом СССР. Военная коллегия  Верховного суда СССР действовала  в качестве: а) суда первой инстанции  по наиболее важным делам особой  подсудности

б) кассационной инстанции для военных  трибуналов округов, флотов и отдельных  армий в местностях, не объявленных  на военном положении

в) надзорной инстанции по делам  всех военных трибуналов, кроме трибуналов железнодорожных и водных путей  сообщения, в отношении которых  аналогичные функции выполняли  Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии Верховного суда СССР.        

 Принцип выборности судей  военных трибуналов в период  войны не осуществлялся. Кадровые  вопросы решались в административном  порядке.

Советская судебная система  в послевоенные годы        

 В 1953 году были упразднены  военные трибуналы и прокуратуры  в войсках МВД СССР, органы  внесудебной репрессии; отменен  упрощенный порядок рассмотрения  дел о государственных преступлениях;  началась реабилитация невинно  осужденных граждан, обвиненных  в политических преступлениях  и объявленных врагами народа. 24 мая 1955 года было принято  положение о прокурорском надзоре  в СССР. Отныне органы предварительного  следствия, в том числе и  органы госбезопасности, были  поставлены под строгий надзор. В составе Прокуратуры СССР  действовал специальный отдел по надзору за ведением следствия в органах госбезопасности. 12 февраля 1957 года были упразднены транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957 года было принято новое положение о Верховном суде СССР.        

 В мае 1956 года было ликвидировано  Министерство юстиции СССР. Его  функции по руководству работой  судебных учреждений стали осуществлять  министерства юстиции союзных  республик, а часть функций  перешла к образованной тогда  же Юридической комиссии при  Совете Министров СССР. В 1957 –  1960 годах во всех союзных республиках  были упразднены министерства  юстиции (в РСФСР и УССР –  в 1963 году). Функции министерств стали выполнять верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах. В 1957 году к ведению союзных республик были отнесены  и законодательство об устройстве судов, и принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. В связи с ликвидацией министерств юстиции союзных республик областные суды стали выступать в трех качествах: как суды первой инстанции, как кассационные органы, руководящие низовыми (районными, городскими) судами, финансирующие и контролирующие их деятельность.         

 Высшим судебным органом  СССР оставался Верховный суд  СССР, на который возлагался надзор  за судебной деятельностью судов  СССР. Было принято положение  о Верховном суде СССР (12 февраля  1957 года), которое значительно расширяло  права судебных органов союзных  республик. До 1957 года Верховный  суд СССР был наделен правом  востребовать любое дело из любого суда, даже когда оно еще не рассматривалось Верховным судом республики. Новое положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в Верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР может пересматривать решение суда республики, только если оно противоречит общесоюзному законодательству или интересам другой республики. Были изменены принципы деятельности низовых судов: система участковых судов, существовавших ранее, упразднялась, и создавались районные и городские суды. Количество судов, особенно в городах, сократилось. Срок полномочий народных судов увеличился с трех до пяти лет, народные заседатели избирались сроком на два года. Количество  судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета                       Советские органы юстиции 1948-1985гг.

1948

Утверждена инструкция МЮ РСФСР по применению Положения о  государственном нотариате от 1947 года.

1956

Упразднено Министерство юстиции СССР.

1963

Упразднено Министерство юстиции РСФСР. Нотариат передан  в ведение краевых и областных  судов.

1965

Утверждено новое Положение  о государственном нотариате  РСФСР.

1966

Пленум Верховного суда СССР 1.07.1966 г. вынес Постановление «О судебной практике по делам о наследовании».

Верховный суд РСФСР  утвердил Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

1967

Совмин РСФСР утвердил Инструкцию о порядке выполнения нотариальных действий исполнительными  комитетами районных, городских, поселковых и сельских советов депутатов  трудящихся.

1970

Воссоздание Министерства юстиции  СССР и Министерства юстиции РСФСР.

1972

28 февраля 1972 г. Министерство  юстиции СССР утвердило Инструкцию  о порядке оказания судами  и органами нотариата СССР  правовой помощи учреждениям  юстиции иностранных государств  и о порядке обращения за  правовой помощью к этим учреждениям.

Постановлением Совета министров СССР от 21 марта 1972 г. утверждено Положение о министерстве юстиции  СССР.

28 октября 1972 г. коллегия  Минюста СССР утвердила Примерное  положение об Отделе юстиции  исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов.  Руководство нотариатом на местах  перешло в ведение создаваемых  отделов юстиции.

1973

20 апреля 1973 г. издан Приказ  Министра юстиции СССР «Об  опыте работы Первой казанской государственной нотариальной конторы и повышении роли первых государственных нотариальных контор в обеспечении единства нотариальной практики».

19 июля 1973 г. принят Закон  СССР «О государственном нотариате».

29 декабря 1973 г. Министерство  юстиции СССР утвердило Формы  реестров для регистрации нотариальных  действий, нотариальных свидетельств  и удостоверительных надписей  на сделках и свидетельствуемых  документах.

1974

2 августа 1974 принят Закон  РСФСР «О государственном нотариате». Минюстом СССР утверждены Инструкция  о порядке удостоверения завещаний  главными врачами, их заместителями  по медицинской части, дежурными  врачами больниц, других стационарных  лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директорами...(извлечение) от 20.06.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными... от 15.03.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы от 14.03.1974 г. № К-15/184.

Информация о работе Советские органы юстиции 1917-1985 г