Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:34, курсовая работа
ХХI век – достаточно сложное, и одновременно привлекательное для изучения время, когда решается судьба нашей Родины, особенно важно вспомнить философско- политические идеи великих русских мыслителей. Автор представленной курсовой работы принял решение рассмотреть философские концепции прошлого на примере первого русского философа Петра Яковлевича Чаадаева.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Формирование политических взглядов Чаадаева……………………7
Раздел 2. Концепция Чаадаева: социально-политический и религиозный аспекты…………………………………………………………………………...13
Раздел 3. Значение социально-политической концепции П.Я.Чаадаева для развития русской либеральной мысли…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….24 Список использованной литературы………………………………………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Формирование политических взглядов Чаадаева……………………7
Раздел 2. Концепция Чаадаева: социально-политический
и религиозный аспекты……………………………………………………………
Раздел 3. Значение социально-политической концепции П.Я.Чаадаева для развития русской либеральной мысли…………………………………………20
Заключение……………………………………………………
Введение.
Актуальность выбранной автором темы обусловлена рядом причин: Во-первых, изучение истории и многообразия политических взглядов мыслителей различных эпох всегда считалось основой для качественного высшего образования. Без сомнения не является исключением и современное образование в сфере политологии. История политических учений является одним из важнейших компонентов системы высшего политологического образования. Раскрытие темы данной работы, будучи одной из базовых социально-политических концепций, даст не только некоторое представление о русской социально-политической мысли XӀX века, но и поспособствует прояснению ее исторической судьбы, выявлению характерных черт и, тем самым, способствует дальнейшему развитию российской культуры и цивилизации. Во-вторых, роль Петра Яковлевича Чаадаева в истории общественно-политической мысли неоспорима, его идеи, будучи изложенными в оригинальной форме, привлекли внимание общественности России XIX века. Чаадаев обладал наиболее противоречивыми и во многом прогрессивными идеями для своего времени. Его социально-политическая концепция положила начало борьбе между двумя основными идейно-политическими противниками, славянофилами и западниками. Основное произведение Петра Яковлевича “Философические письма”, вышедшие в московском журнале «Телескоп» в 1836 году, явилось ударом для всей мыслящей России, впервые были поставлены вопросы о причинах отсталости России и особенностях исторического развития и о самобытности русского народа.
Центральное место в учении Петра Чаадаева занимает антропология и философия истории. Петр Яковлевич создал документ русского национального самосознания, первым в истории русской социальной мысли, в котором осмысление роли и истории России ведется в глубоком историко-философском контексте. Чаадаев являлся не первым мыслителем, ставившим перед собой данные задачи, но он первым выступил и осудил самодержавно-монархический строй сложившийся в Российской империи.
Данная тема актуальна и по сей день, так как вопрос о самобытности России волнует общество и по сей день, потому что любая нация стремится к самоопределению в цивилизации. Концепции Чаадаева и на сегодняшний день имеют высокую ценность и могут быть применены для улучшения общей политической ситуации. Вся значительность (для русской мысли) построений П.Я.Чаадаева в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращаются к темам Петра Яковлевича, хотя первоначально его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников.
Не упуская из виду значимости вклада Чаадаева в преобразования Российской империи, особого внимания заслуживает созданная им социально-политическая концепция. Особенно значимость подобного исследования возрастает в условиях реформирования политического управления в современной России. Беря во внимание конкретно исторический период разработки концепции Петра Чаадаева, неоспоримо важным остается сама суть и содержание его социально-политической концепции, функций власти в сложный период кризиса социальной структуры. Кроме того немаловажным остается вопрос доверия институтам власти со стороны населения.
Таким образом, обобщая все выше сказанное следует отметить, что актуальность всестороннего анализа работ П.Я. Чаадаева с целью глубокого изучения основ его социально-политической концепции возрастает для современной России в связи с поиском своей роли для государства и сложившейся непростой социально-политической обстановкой внутри России.
Объектом изучения в данном исследовании являются истоки формирования социально-политической концепции в России XIX века.
Предметом изучения выступают характерные особенности социально-политической концепции П. Я. Чаадаева и их влияние на формирование русского современного либерализма.
Цель данного исследования – это всесторонний анализ основных положений социально-политической концепции П. Я. Чаадаева и выявление роли и значения для формирования и развития русской либеральной мысли.
В связи с постановкой данных целей, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
-проследить становление
социально-политических
-изучить основные философские труды мыслителя
-рассмотреть основные
аспекты концепции П.Я.
-выявить особенности
рассматриваемой концепции в
контексте исторического
-оценить влияние социально-
Степень научной разработанности темы. Прежде чем анализировать использованную литературу, стоит отметить, что монографий по теме исследования написано много, поэтому при написании курсовой работы использовались в основном научные и публицистические статьи, источники интернет ресурсов, авторские работы.
Автор использует в работе, как современные исследования, так и работы авторов Российской империи и СССР. Социально - политические взгляды П.Я. Чаадаева рассмотрены автором данного исследования по переизданию его основной работы - «Философские письма». Точка зрения Чаадаева на судьбы России, человечества и христианства в их совокупности, развитии и трансформации, связи с историей духовно-интеллектуального становления мыслителя, рассмотрены автором на примере работ В.Ю Добровольского1. Творческое наследие П.Я. Чаадаева в контексте развития русской философии рассмотрены на примере работ Т. К. Владимировой.2
Идеи эволюции, проживания
Чаадаевым различных
Раздел 1. Формирование политических взглядов Чаадаева.
ХХI век – достаточно сложное, и одновременно привлекательное для изучения время, когда решается судьба нашей Родины, особенно важно вспомнить философско- политические идеи великих русских мыслителей. Автор представленной курсовой работы принял решение рассмотреть философские концепции прошлого на примере первого русского философа Петра Яковлевича Чаадаева. «О Чаадаеве, - начинает Гершензон свою книгу, - много писали, и его имя знакомо почти всякому образованному русскому; но понимать его мысль мы научились только теперь...»5 Публикация первого Философического письма стала важнейшим моментом в формировании русского исторического, политического и общественного самосознания. Философические письма» сыграли огромную роль в эволюции политической мысли России XIX века.
Чтобы получить представление о становлении взглядов П.Я. Чаадаева нужно, изучить особенности его образования, обозначить круг общения и интеллектуальную среду, в которой находился Чаадаев с университетской скамьи до последних лет жизни, а также указать события, которые решительным образом повлияли на его жизнь и мировосприятие.
Петр Яковлевич родился в 1794 году. В трехлетнем возрасте остался без родителей, после их смерти вместе с братом переехал из Нижегородской губернии в московское имение князя Д. М. Щербатова, который стал, вместе с графом Толстым, их опекуном. Нельзя не отметить в какой среде проходило воспитание Чаадаева: салон Щербатовых, один из лучших Московских салонов, который с большой охотой посещался многими видными общественными деятелями, писателями и дипломатами. Здесь велись различные чтения, дискуссии, споры. Все это оставило разнообразные впечатления в душе юного Петра Яковлевича. В результате, у него формировалась свобода мысли, критическое отношение к социальной действительности и ко всем иным взглядам.
В 1808 году Чаадаев поступил в Московский университет. Как известно, в первом десятилетии XIX в. результатом развития либеральных реформ императора Александра I, которые особенно значимы в сфере народного просвещения, стало возросшее общественное значение Московского университета. Это оказало влияние на решение московского и провинциального дворянства поручить университету обучение своих детей, в следствие чего впервые в его истории здесь образовалась большая группа студентов из высшего сословия. Тем самым, Московский университет внес свой весомый вклад в воспитание будущего национально философа П.Я. Чаадаева. Атмосфера Московского университета начала XIX века позволяет нам сделать вывод об условиях, на которых шло формирование мировоззрения П. Я. Чаадаева. Она была просветительская, но большое внимание уделялось немецкой философии, что означало знакомство с философией Канта, Фихте и Шеллинга. Петр Яковлевич отзывался о лекциях многих профессоров достаточно одобрительно. Но еще более почтительно относился к обществу прогрессивно настроенных сокурсников, которые впоследствии стали видными общественными деятелями. В одно время с Петром Яковлевичем учились многие будущие декабристы. Наиболее тесные отношения установились между П. Чаадаевым и А. Грибоедовым, И. Снегиревым, И. Якушкиным, П. Кавериным, Никитой и Артамоном Муравьевыми, А. Якубовичем и другими. Основным содержанием студенческих споров являлись вопросы о путях европейского и российского развития, влияния идей французской революции, о формах подходящего для России государственного и общественного устройства, о средствах устранения крепостничества, о мерах, предпринимаемых по сохранению независимости страны в условиях угрозы нашествия наполеоновских войск. Духовная атмосфера этой среды, насыщенная самыми прогрессивными идеями того времени, являлась важным источником интеллектуального развития студента – Чаадаева. Так же, нельзя не упомянуть о выдающимся выпускнике Московского университета, который в свое время оказал огромное влияние на Чаадаева Д.А.Облеухов6. Их сближение произошло на почве метафизики, по мнению некоторых современников, довольно тесное общение с Облеуховым содействовало развитию у Чаадаева привычки к философским и метафизическим размышлениям и спорам. Если говорить, об отзывах Чаадаева о профессорах, то можно сделать вывод, что уже в студенческие годы его заинтересовали философские и политические науки, русская поэзия и красноречие, римское право и история, политическая экономия и дипломатия. Философа всегда интересовала запрещенная цезурой литература, так к 1812 году в его библиотеке, являющейся одной из самых богатых в Москве, было множество книг запрещенных царской цензурой. В 1816 году Петр Яковлевич знакомится с А.С. Пушкиным, завязывается тесная дружба, в основе которой лежало общее стремление к познанию, к осмыслению русской действительности.
Одним из важнейших моментов
является участие Чаадаева в масонских
и декабристских обществах. В 1816 - 1818 годах
Чаадаев вместе с А.С. Грибоедовым7 упоминается в списках масонской
ложи «Les amis reunis». Формально не являясь
членом в декабристском "Союзе спасения",
который был преобразован в 1818 году в "Союз
благоденствия", Петр Яковлевич находился
в довольно близком общении с его основоположниками,
особенно с университетским и боевым товарищем
Иваном Якушкиным8. Вероятно, Петр Чаадаев знал
многое, если не из самых тайных замыслов,
то, во всяком случае, из идейной сферы
деятельности декабристов. Что касается
масонства, вердиктом будущего философа
в адрес "ложи соединенных друзей"
была фраза: "ничего не заключается
могущего удовлетворить честного и рассудительного
человека". В масонстве соединились
как мистическое, так и - особенно в России
– радикально рационалистически-
В мае 1812 Петр Яковлевич поступил на военную службу в Семеновский полк, эта дата позволяет нам сделать следующий вывод, что не карьера, а долг перед Родиной привели его в армию. П.Я. Чаадаев участник множества сражений, в том числе, бородинского. В свете увиденного и пережитого философ начинает все больше задумываться о судьбе и социально-политических проблемах России, о мировом развитии. Петру Чаадаеву пророчили блестящую военную карьеру, но в возрасте двадцати семи лет молодой блестящий офицер в 1820 году внезапно выходит в отставку и уезжает за границу. Уход со службы накануне назначения его адъютантом императора до сих пор не получил сносного объяснения.
Поездка за границу оказала огромное влияние на развитие философских взглядов П. Чаадаева. В эти годы он прошел через серьезную внутреннюю работу, итогом которой впоследствии явились "Философические письма". Судя по дневниковым записям этого времени, важным внутренним этапом для него были книги Юнга Шиллинга9, которого почитали среди масонов старой московской школы: "Как только у меня явилась мысль перечитать "приключения после смерти", я тотчас же почувствовал как бы луч надежды, что это чтение вернет мне те чувства радости, которые я находил в И. Христе и в Евангелии в первые три года по обращении моем, которые достигли своей высшей точки при чтении Угроза"....10 Влияние Юнга Шиллинга на русскую философскую мысль неоспоримо, русские философы брали от него разработанную систему трансцендентального идеализма, натурфилософии, эстетики, но в тоже время Петра Яковлевича сложно причислить к шеллингианцам.
По прибытии из-за границы Чаадаев был взят под арест, но в скором времени был освобожден и смог вернуться в Москву, где он пережил второй кризис - на некоторое время он стал совершенным затворником, весь погрузившись в глубокую мыслительную работу. В это время (до 1830-го года) полного уединения у Петра Яковлевича сложилось все его философское, политическое и религиозное мировоззрение, нашедшее (в1829-ом году) свое выражение в ряде этюдов, которые были написаны в форме писем - с вымышленным адресатом. Изначально предполагалось, что письма были написаны некой г-же Пановой, теперь доказано, что она вовсе не была адресатом. Петр Яковлевич просто предпочел эпистолярную форму для изложения своих взглядов, - что было тогда довольно популярно.
Информация о работе Социально-политическая концепция Чаадаева