Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:34, курсовая работа
ХХI век – достаточно сложное, и одновременно привлекательное для изучения время, когда решается судьба нашей Родины, особенно важно вспомнить философско- политические идеи великих русских мыслителей. Автор представленной курсовой работы принял решение рассмотреть философские концепции прошлого на примере первого русского философа Петра Яковлевича Чаадаева.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Формирование политических взглядов Чаадаева……………………7
Раздел 2. Концепция Чаадаева: социально-политический и религиозный аспекты…………………………………………………………………………...13
Раздел 3. Значение социально-политической концепции П.Я.Чаадаева для развития русской либеральной мысли…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….24 Список использованной литературы………………………………………….
Несмотря на цензуру и жесткие запреты власти в 30-е года XIX века среди интеллектуальной элиты либеральная мысль все больше и больше начала развиваться. Как известно, за каждым либеральным подъёмом следовал период реакции, так и «Философичные письма» П. Я. Чаадаева вызвали огромные резонанс в общественной мысли того времени. Петр Яковлевич подверг критики русское образование, культуру, православие, крепостничество, самодержавие. Вслед за мыслителем либеральные идеи стали развиваться в проектах западников и славянофилов. Несмотря на различие во взглядах на пути развития Российской империи, и славянофилы, и западники высказывались против сохранения крепостного права и активно боролись за его отмену.
Так, например, западники в крепостном праве видели преграду для нормального и успешного экономического развития России. К. Д. Кавелин17 писал: «Я со своей стороны убежден …, что из всех вопросов – вопрос, из всех зол – зло, из всех несчастий наших – несчастье есть крепостное право <…> все, что вы ни возьмете, прицеплено к этому коренному злу и легко изменится к лучшему, когда его не будет».18 Константин Дмитриевич также считал, что крепостное право развращает и разоряет государство и грозит ему опасностями в политическом отношении. К. Д. Кавелин написал «Записку об освобождении крестьян в России». Данную работу можно охарактеризовать как одни из первых проектов реформы освобождения крестьян. Когда в 1861 году было принято положение об отмене крепостного права, многие современники заметили, что в основание Положения 19 февраля был положен как раз этот проект. Другой западник Б. Н. Чичерин19, продолжая идею Кавелина, предложил свой алгоритм действий, в котором по пунктам изложил меры для освобождения крестьян. Программа включала в себя такие пункты как, издание всеобщих законов, ограничивающих власть помещиков (например, запрещение переселять крестьян, переводить их в дворовые, запрещение произвольных поборов, ограничение права наказания крестьян); учреждение для помощи освободившимся из-под крепостного права крестьянам ссудных и заемных касс и др. 20
Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х годов тенденции к размежеванию демократизма, либерализма и утопического социализма окончательно оформились и закрепились к концу 50-х - началу 60-х годов в борьбе политических направлений, когда вопрос - каким путем развиваться России? - принял конкретные формы - как и кому, освобождать крестьян? Революционные демократы стали на сторону крестьянства, либералы (как «западники», так и «славянофилы») - на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России, приступившими к освобождению "сверху". Так, к примеру, Юрий Федорович Самарин21 был одним из видных участников подготовки крестьянской реформы. В своем произведении 1856 г. под названием "О крепостном состоянии и переходе из него к гражданской свободе" Ю.Ф. Самарин трактует положение крестьян с нравственной, политической и хозяйственной точек зрения, и аргументация в пользу освобождения включила в себя характерные для славянофилов аспекты политико-правового характера – права личности крестьянина (как хозяина и семьянина) как права естественные, согласованные с потребностями в свободном развитии человеческой природы и соответствующие порядку и законам, предустановленным Богом.22
Между тем, несмотря на широко распространенные предрассудки, представители «западничества» были ничуть не меньшими патриотами, чем ««славянофилы»». Просто они были «иного вида» патриотами. В 1864 году Герцен так отвечал славянофилу Ю. Самарину на обвинения в не патриотизме: «Любовь наша — не только физиологическое чувство племенного родства, основанное исключительно на случайности месторождения, она, сверх того, тесно соединена с нашими стремлениями и идеалами, она оправдана верою, разумом, а потому она нам легка и совпадает с деятельностью всей жизни».23
Попробуем проанализировать другую идею «западников», резко отличающуюся от взглядов славянофилов. Известно, что в центре всех построений «славянофилов» — религиозные представления об общине как социальной «личности», где каждый отдельный индивид свободно отказывается от себя самого, добровольно и осознанно отрекается «от своего полновластия» в пользу общего, а также якобы характерно славянской (русской) основе национальной нравственности, и — в этой связи — апологетика православного христианства как религии, вполне отвечающей духу, «душе» русского народа. Приоритетной же социально-нравственной ценностью для ««западников»» являлась личность, ее освобождение от традиционных, преимущественно патриархальных и средневековых, обязанностей, провозглашение ее свободы и самоценности. В этом принципе мы можем найти сходство западников с таким и идеологическим течением как либерализм, ибо одним из главных постулатов данного течения является свобода человека, его права и самоценность.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить неоспоримое влияние концепции Петра Яковлевича Чаадаева на развитие либеральной мысли в России. Именного его «философичные письма» вызвали такой интерес у общественности и поспособствовали развитию либеральных идей в обществе. По сей день многие либерально-демократические концепции строятся на постулатах Петра Яковлевича.
Заключение.
В данной работе была рассмотрена
философская концепция великого
русского мыслителя Петра Яковлевича
Чаадаева. Особое внимание уделялось
социально-политическому и
Автор постарался максимально точно выразить взгляды П. Я Чаадаева на основе произведений, как самого мыслителя, так и его современников.
В ходе данной исследовательской работы были решены следующие задачи:
-исследовано становление социально-политических воззрений Петра Яковлевича Чаадаева
-изучены основные философские труды мыслителя
-рассмотрены основные аспекты концепции П.Я. Чаадаева
-выявлены особенности рассматриваемой концепции в контексте исторического развития
-исследовано влияние социально-политической концепции П.Я.Чаадаева на развития русской либеральной мысли.
Без влияния Чаадаева невозможно
представить себе и развитие русской
философской и общественной мысли
в XIX и XX столетиях. Можно с уверенностью
утверждать, что религиозная философия
Чаадаева сыграла значительную роль
в формировании культурных идеалов
России - и консервативно-религиозных,
и революционно-радикальных, и либерально-реформистских.
Автор "Философических писем" стал
первым в XIX в. русским философом-
Анализируя историческую значимость политической концепции П.Я. Чаадаева для российского народа, и обращая внимание на современность, следует подчеркнуть, что значение политической идеи не утратило своей актуальности и по сей день, а скорее только обострило внимание к себе общественных деятелей и народа в целом. Это объясняется тем, что на протяжении всей своей истории Россия стояла перед вопросом, к кому же она принадлежит к Востоку или к Западу, какие традиции и закономерности развития ей присущи. Именно в трудах Чаадаева мы можем приблизиться к ответам на выше названные вопросы.
Список использованной литературы:
.
Лазарев В. В. Чаадаев. — М.: Юридическая литература, 2010. — 112 с.
Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. М.,2009 -288с.
Гершензон М. О. К характеристике Чаадаева // Былое. 1906. No 4.
Гиллельсон М. И. Проблема "Россия и Запад" в отзывах писателей пушкинского круга // Русская литература. 1974. No 2.
Богучарский В. Я. Три западника сороковых годов (Чаадаев, Белинский, Герцен). СПб., 1901.
1
2
3
4
5 М.О. Гершензон. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб.: М. М. Стасюлевича, 2008г., 3с.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Информация о работе Социально-политическая концепция Чаадаева