Сравнение реформ проводимых в России и Монголии в 1990-2000 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы явление сравнение реформ, проводимых в России и Монголии проводимых с 1990 по 2000 гг.
Для реализации данной цели работы мною поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с реформами проводимыми в России с 1990 – 2000 гг.;
2) ознакомиться с реформами проводимыми в Монголии с 1990 – 2000 гг.;

Содержание

Введение. 3
Глава I. 5
1§ Либерализация цен 6
2§Свобода торговли 9
3§ Приватизация 10
Глава II. 23
1§ Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1992 гг.) 25
2§ Переходная модель Монголии (1992 – 1995 гг.) 26
3§ Этап резких перемен: 1996-2000 гг. 28
Заключение. 31
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.2012.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление.

 

 

Введение.            3

Глава I.            5

1§ Либерализация цен          6

2§Свобода торговли          9

3§ Приватизация                  10

 

Глава II.                   23

1§ Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1992 гг.)         25

2§ Переходная модель Монголии (1992 – 1995 гг.)            26

3§ Этап резких перемен: 1996-2000 гг.              28

Заключение.                  31

Список используемой литературы               33 

Введение.

В конце XX века произошли  кардинальные изменения.

 Всего за несколько лет и в социально-экономическом плане, и в системе ценностей и ориентиров, и в идеалах и мировоззрении граждан бывшего СССР. В течение считанных месяцев исчез с политических карт СССР. Советское государство, сколоченное большевиками на гигантских просторах Росси, к середине 80-х годов стало давать одну трещину за другой, игнорировать которые было невозможно. Таким образом, необходимость коренного реформирования не то, что назрела – она была жизненно необходима.

 Можно выделить два типа выхода государства из коммунистического тупика. Условно их можно назвать китайским и польским. К первому относится постепенный, плавный переход к многоукладной экономике, поддержка малого и среднего бизнеса, широкомасштабное привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, государственное стимулирование ведущих отраслей экономики, финансовой сферы, сельского хозяйства при сохранении ведущей роли коммунистической партии и незыблемости (официально) коммунистической идеологии. Ко второму типу относится проведение так называемой "шоковой терапии" - либерализация цен, открытие границ для беспрепятственного ввоза импорта, сведение к минимуму вмешательство государства в экономику, стимулирование развития прослойки мелких собственников на фоне отказа от старой идеологии, всеобщей демократизации и провозглашения, основных прав и свобод граждан.

По какому же пути суждено было пойти первой и «шестнадцатой» республикам, теперь уже «рухнувшего» СССР?

Как же они выходили из кризиса, какие реформы в них  проводились?

И чей путь оказался более удачным?

В качестве объекта выступают  две страны Россия и Монголия.

Целью работы явление сравнение реформ, проводимых в России и Монголии проводимых с 1990 по 2000 гг.

Для реализации данной цели работы мною поставлены следующие задачи:

1) ознакомиться с реформами проводимыми в России с 1990 – 2000 гг.;

2) ознакомиться с реформами проводимыми в Монголии с 1990 – 2000 гг.;

3) Сравнить реформы,  проводимые в России и Монголии с 1990 – 2000 гг;

4) Сделать выводы;

В своей работе я опиралась на труды: Сабирова Р.Т., Яскиной Г.С., Суринова А.Е., Орлова А.С.

В данной курсовой работе были использованы учебная и справочная литература, а также статьи журналов «Независимая газета», « Известия Иркутской государственной экономической академии», официальные статистические данные,  информация с сайтов Internet, http://elibrary.ru/query_results.asp, и др.

 

Глава I

Россия.

После распада СССР Российская Федерация объявляет себя его  правопреемницей. Российское руководство  заявило о сохранении курса на демократические преобразования и  создание правового государства. В  условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой собственников, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг.

  В октябре 1991 г. V Съезд народных депутатов согласился с предложенным Президентом проектом радикальной экономической реформы, которая включала: либерализацию цен (освобождение их от государственного контроля), ускоренную приватизацию (разгосударствление) промышленности, введение частной собственности на землю, реформирование банковской системы. Чтобы смягчить положение населения, предусматривались некоторые меры социальной защиты. Предполагалось, что за счет этих мер экономическая ситуация в стране стабилизируется в течение года, а затем начнется улучшение жизни людей.

Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела, ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы  управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны. Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конец социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников либеральных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям, а затем к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 модели перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенная и "шоковая терапия".

Главным архитектором "шоковой  терапии" стал вице-премьер правительства  Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформ включала 3 основные направления:

1§ Либерализация цен.

Либерализация цен стала  одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара, благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования. Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау, «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ — преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991—1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля»             [ Мау В. 1999].

До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту — корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, — нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие.

Талоны на водку, нередко заменявшую деньги в условиях, когда последние стремительно обесценивались в ходе гиперинфляции. Талоны на многие товары народного потребления сохранялись до конца 1993 года

Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой. Вследствие либерализации цен к  середине 1992 года российские предприятия  остались практически без оборотных  средств[13 ]. Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. За этим последовала инфляция, которая по итогам 1992 года составила 2600 %.

Либерализация цен привела к  галопирующей инфляции, обесцениванию  заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, а  также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков [14]. Сочетание этих факторов с экономическим спадом выросшего неравенства в доходах и неравномерного распределения заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. увеличилась с 33,6 % до 45,9 %.

Кроме того, гиперинфляция привела к слишком резкому падению покупательского спроса, что поначалу только усугубило экономический спад. В 1998 г. ВВП на душу населения составлял 61 % от уровня 1991 г. — эффект, который стал неожиданностью для самих реформаторов, ожидавших от либерализации цен противоположного результата, однако который в меньшей степени наблюдался и в других странах, где была проведена «шоковая терапия».

Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы утверждали, что они  не были связаны с собственно либерализацией цен. В качестве таких причин они приводили политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которое вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.

По мнению ряда экономистов, в условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства. Таким образом проявился типично монопольный эффект. По мнению сотрудника МичГАУ Б. И. Смагина, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства. По мнению экономиста Г. А. Явлинского, монополии начали диктовать цены реализации и закупочные цены на сырье, что дало толчок гиперинфляции.

По мнению ряда экономистов, либерализация цен привела к  тому, что рост цен значительно  обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах — 60-100 % ВВП.[15] При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов.[15] Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций). [15]

По мнению экономиста С. Ю. Глазьева, не сопровождавшаяся созданием сдерживающих механизмов либерализация цен, привела «ни к созданию механизмов рыночной конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путем взвинчивания цен»; к тому же, допущенные ошибки «спровоцировали гиперинфляцию издержек, которая не только дезорганизовала производство, но и привела к обесценению доходов и сбережений граждан».

2§Свобода торговли.

Указ «О свободе торговли» был подписан президентом Ельциным в начале 1992 года. Этот указ фактически легализовал предпринимательство в форме торговли, и привел к тому, что множество людей занялось торговлей. Указ резко критиковался за то, что привел к замусориванию улиц.

  • 29 января 1992 года принят указ № 65 о свободе торговли.
  • Уже через полгода, 23 июня 1992 года был принят указ № 657 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации „О Свободе Торговли“», который внес в указ существенные изменения. В новом тексте указа устанавливалось, что «предприятия и граждане осуществляют торговлю (…) в местах, отведенных органами исполнительной власти». Первоначальный указ разрешал гражданам и предприятиям торговать «в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления».

8 ноября 1993 года в список  товаров, свободная торговля которыми  не разрешена, добавлены билеты  на транспорт.

16 мая 1997 года был  исключен пункт 2, отменявший для  граждан ввозные таможенные пошлины  на импорт.

В результате указа по всей стране многие люди занялись торговлей. Из воспоминаний Егора Гайдара:

«Проезжая через Лубянскую  площадь, увидел что-то вроде длинной  очереди, вытянувшейся вдоль магазина „Детский мир“. Все предыдущие дни  здесь было довольно безлюдно. „Очередь, — привычно решил я. — Видимо, какой-то товар выкинули“. Каково же было мое изумление, когда узнал, что это вовсе не покупатели! Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив булавочкой к своей одежде вырезанный из газеты Указ о свободе торговли, люди предлагали всяческий мелкий товар… Если у меня и были сомнения — выжил ли после семидесяти лет коммунизма дух предпринимательства в российском народе, то с этого дня они исчезли»

3§ Приватизация.

С ноября 1991 г. начался  этап форсированной приватизации. В  его основу был положен указ N.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ N.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:

Информация о работе Сравнение реформ проводимых в России и Монголии в 1990-2000 гг.