Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа
Целью работы явление сравнение реформ, проводимых в России и Монголии проводимых с 1990 по 2000 гг.
Для реализации данной цели работы мною поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с реформами проводимыми в России с 1990 – 2000 гг.;
2) ознакомиться с реформами проводимыми в Монголии с 1990 – 2000 гг.;
Введение. 3
Глава I. 5
1§ Либерализация цен 6
2§Свобода торговли 9
3§ Приватизация 10
Глава II. 23
1§ Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1992 гг.) 25
2§ Переходная модель Монголии (1992 – 1995 гг.) 26
3§ Этап резких перемен: 1996-2000 гг. 28
Заключение. 31
Список используемой литературы
Благодаря правильной политике и помощи со стороны международных финансовых организаций и иностранных государств на этом этапе созданы условия для восстановления экономики, впервые с начала реформ ускорился ее рост, возобновили деятельность некоторые предприятия. В 1994 г. ВВП увеличился на 2,3%, а в 1995 г. – на 6,3%. Текущий бюджетный баланс стал положительным, дефицит внешней торговли уменьшился, экспорт и импорт выросли.
Однако, несмотря на эти
положительные
В целом рыночные отношения на данном этапе укрепились, выявились первые тенденции к стабилизации макроэкономики, которые показали важность соответствующего государственного регулирования и правильно выбранной политики при осуществлении экономических реформ.
3§ Этап резких перемен: 1996-2000 гг..
В итоге выборов, состоявшихся в 1996 г., к власти в Монголии пришли другие силы, в результате чего произошли принципиальные изменения в проводимой экономической политике. В качестве основного избран метод шоковой терапии. В частности, осуществлены освобождение базовых цен и полный переход к системе свободных цен и тарифов, ускорение структурной реформы в банковской сфере, нулевой вариант таможенных тарифов и другие радикальные меры.
Хотя в этот период были некоторые сдвиги в экономике, реальный сектор (прежде всего обрабатывающая промышленность) оказался в очень трудном положении. Так, нулевой вариант таможенных тарифов резко снизил конкурентоспособность имевших устаревшую технико-технологическую базу и узкую номенклатуру продукции национальных предприятий. Это привело к замыканию экономики только на животноводстве и горнодобывающей отрасли. Причем, несмотря на то что сфера обслуживания по сравнению с плановой эпохой расширилась, мелкомасштабность производителей и теневой характер их деятельности не позволяли ей внести значительный вклад в народное хозяйство.
Замедление с 1996 г. темпов экономического развития (среднегодовой показатель составлял 2,3 – 3,5%) связано в первую очередь с упадком в промышленности, снижением ее доли в объеме ВВП. Хотя одной из причин, не позволявшей промышленности встать на ноги, было отсутствие условий, благоприятствующих бизнесу, постоянно чувствовались трудности малой по величине и открытой экономики. Например, узкая структура экспорта была слишком чувствительна к изменениям цен на мировом рынке. Так, временное падение цен на медь, козий пух и шкуры животных привело в 1998 г. к сокращению валютных поступлений на сумму более 100 млн долл., что в свою очередь повлияло на поступление доходов в госбюджет, вызвав трудности с финансированием запланированных мероприятий.
Кроме того, узкая специализация экономики на кочевом скотоводстве делает ее слишком зависимой от природно-климатических условий. Только от засухи и дзуда (очень снежной зимы), пришедшихся на 1999- 2000 гг., погибло более 10% поголовья домашнего скота, что нанесло огромный ущерб. В результате производство сельскохозяйственной продукции упало примерно на 20%, рост экономики замедлился и составил в 2000 г. 1,1%.
Двухступенчатая банковская структура, свободная конвертируемость национальной валюты, осуществление твердой денежной политики позволили снизить инфляцию до однозначной цифры и увеличить валютные резервы, что было важными достижениями в области экономических преобразований. Однако из-за замедления роста, кризиса в Восточной Азии и ослабления государственного регулирования банковская система в 1997-1998 гг. впала в глубокий кризис. По причине снижения жесткости контрольной составляющей кредитной политики и потери банками самостоятельности платежеспособность некоторых из них резко упала (прежде всего подведомственных государству), а банковская система в целом уже не могла осуществлять свои основные функции, что явилось дополнительным бременем на государственный бюджет. В 1999 г. общий дефицит госбюджета составил 12% объема ВВП, накопление платежей и долгов превысило доходы бюджета более чем на 40%. Такие высокие убытки напрямую связаны с безответственностью распорядителей бюджета, «разбазариванием» ресурсов, недостаточным исполнением законов о бюджете и налогах.
Отмечу, что эффективность наспех проведенной приватизации была слишком низкой. Поэтому стало ясно, что для ускорения прогресса реформ необходима политика, в основе которой была бы идея внутреннего капиталонакопления, как источника развития.
Общей закономерностью является то, что процветание любого государства достигается путем наращивания производства и накоплений. Конечно, за счет экспорта сырья можно на какое-то время обогатиться, но добиваются стабильного развития сегодня лишь те страны, где широко задействованы достижения науки и техники.
В Монголии начали отчетливо понимать необходимость разработки и претворения в жизнь новой политики индустриализации. В ней нужно учесть важность поддержки экспортного производства, поощрения и привлечения прямых иностранных инвестиций, более эффективного использования иностранной помощи и кредитов.
«Вдруг» оказалось, что Монголия уютно расположилась на богатейших запасах меди, золота, серебра, цинка, энергетического и коксующегося угля. Запасах разведанных, но слабо разработанных. В объемах, на выработку которых потребуются десятки, а в некоторых случаях сотни лет. К 2009 году монгольским правительством было выдан около 2 тысяч лицензий на разработку всего этого богатства. Глобальная экономическая рецессия не снизила интерес — Китай, основной импортер монгольского минерального сырья, прошел через кризис, почти не замедлив темпов развития своей экономики, тем самым поддержав и экономику своего северного соседа.
Заключение.
Итак, я рассмотрела основные экономические реформы России и Монголии в 1990 – 2000 г.
Было две модели, по которым можно было идти по пути развития: «китайская» и «польская», плавный переход и, так называемая, "шоковая терапия".
Очевидно, что Россия сразу решила идти по второму, в то время как Монголия, опробовала оба этих способа.
Вернемся к вопросам, поставленным мною в начале.
Как же Россия и Монголия выходили из кризиса, какие реформы в них проводились?
В России это были три основные реформы: либерализация цен, свобода торговли и приватизация.
В Монголии все та же, что и в России, либерализация цен внешней и внутренней торговли; та же программа приватизации, которую постоянно редактировали, подправляли, адаптировали под национальные особенности; а также, формирование новой двуступенчатой банковской структуры, к тому же она активно привлекала иностранные инвестиции и поддержку МВФ; были предприняты эффективные меры по ослаблению спада производства, постепенному освобождению цен, курса валюты и внешней торговли; и, что очень важно, стала проводиться твердая бюджетная и денежная политика.
И чей же путь оказался более удачным?
Активный выход на рынок минерального сырья крупных международных горнодобывающих корпораций привел к тому, что Монголия снова замелькала в заголовках региональных и мировых новостей. «Монгольское чудо» и «ресурсный национализм» — вот две наиболее часто звучащие темы.
Вот оно «монгольское экономическое чудо».
Список используемой литературы:
Интернет ресурсы:
Информация о работе Сравнение реформ проводимых в России и Монголии в 1990-2000 гг.