Сравнение реформ проводимых в России и Монголии в 1990-2000 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы явление сравнение реформ, проводимых в России и Монголии проводимых с 1990 по 2000 гг.
Для реализации данной цели работы мною поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с реформами проводимыми в России с 1990 – 2000 гг.;
2) ознакомиться с реформами проводимыми в Монголии с 1990 – 2000 гг.;

Содержание

Введение. 3
Глава I. 5
1§ Либерализация цен 6
2§Свобода торговли 9
3§ Приватизация 10
Глава II. 23
1§ Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1992 гг.) 25
2§ Переходная модель Монголии (1992 – 1995 гг.) 26
3§ Этап резких перемен: 1996-2000 гг. 28
Заключение. 31
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.2012.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Государство, собирая  по всему миру огромные кредиты, истратило  их на поддержание остатков старого, ожидая, что они дадут новые, жизнеспособные всходы. Увы, чуда не произошло.

События 1998 года можно  воспринимать, как последние попытки удержать экономическую ситуацию в прежнем русле. Несмотря на то, что курс акций российских предприятий начал катастрофически падать, рубль продолжали удерживать на прежнем, малореальном, но таком желанном уровне - около 6 рублей за доллар. Смена правительств, переговоры по получению новых кредитов, написание новой красивой программы, выполнять которую после демонстрации западным кредиторам явно никто не собирался. А заявление Президента за день до объявления о девальвации рубля, о том, что девальвация невозможна в принципе, окончательно лишило его доверия даже тех, кто продолжал питать некоторые иллюзии по поводу его компетентности. Рост курса доллара, который привел к резкому подорожанию товаров как импортного, так и отечественного производства. Полное недоверие к России, как к партнеру на мировом поприще. Реальные перспективы банкротства страны. Серьезный кризис банковской системы и крушение самых, казалось бы незыблемых, монстров, вроде «Инкомбанка» и прочих. А самое главное - невозможность попыток исправить ситуацию прежними методами. Ведь на Западе очень боялись, что если Россия останется совсем без средств к существованию, то она потянет за собой и всю мировую экономику. Но этого не произошло.

31 декабря 1999 года президент  России Борис Николаевич Ельцин снимает с себя обязанности главы государства и как он сам говорит, оставляет достойную себе замену. Владимир Владимирович Путин – новая фигура в правительстве. Страна узнала его буквально полгода назад, но ему верят народные массы, как мне кажется необоснованно. Есть ли гарантии того, что новое будет лучше старого? Путин побеждает на выборах, наверное, лишь потому, что обо всех минусах других кандидатов, кроме  его, страна уже давно знает. Ну а “Путинские ” минусы страна еще познает.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий  1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и РФ. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%. Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Межгосударственные отношения  России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела  Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией. Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

Итак, анализируя все  вышесказанное, можно подвести итог.

Россия, начиная с 1991 года, оказалась в принципиально новой  ситуации. Каковы результаты проводимой нашей страной политики в последнее  десятилетие XX века? Существует разные мнения на этот счет, как пессимистичные, так и оптимистичные. Я же придерживаюсь нейтральной точки зрения. Наиболее важные, поистине эпохальные события произошли в конце столетия. Именно 90- е годы стало вполне очевидно, что исторический спор между большевистской моделью социализма и капитализмом промышленно развитых стран решен в пользу Запада. После 1991 года коренным образом изменился внешнеполитический курс России, ее отношения с НАТО: покончив с политикой экспансии и конфронтации, Москва внесла решающий вклад в оздоровление международного климата, обеспечила достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания, сотрудничества и партнерства с демократическими странами Запада, произошло значительное продвижение на пути интеграции Росси в мировое сообщество. Ликвидация раскола мира на две антагонистические системы устраняет основы конфронтационной блоковой политики в Европе. Именно этот факт, а так же развитие международного сотрудничества открыли перспективу построения нового мирового порядка, в котором Россия будет частью мирового общества. С 1992 года Россия занята поисками своего места в постконфронтационном мире, внося по мере необходимости определенные коррективы в свои отношения со странами мира. Так же немало было достигнуто по отношению к СНГ. Именно благодаря нашему государству начался процесс реинтеграции внутри Союза. Однако, на этом фронте была допущена масса ошибок приведших к усилению антироссийских настроений в бывших союзных республиках. Это показывает сомнительность однозначного отношения к проводимой политике как в СНГ, так в Азии и Европе. Не стоит идеализировать реальную ситуацию и замалчивать очевидное: у России и Запада (в частности) есть нерешенные проблемы, несовпадение интересов и взглядов, различные оценки тех или иных событий. Плюс к тому существует немало фактов наводящих мысли о том, что НАТО все еще пытается смотреть на нас как на врага. В общем, еще много остается недосказано и нерешено. Одно точно ясно: Россия, явившись в мир в новом качестве, стремлением наладить конструктивный диалог с другими странами открывает путь к укреплению сотрудничества между членами многообразной, но единой человеческой цивилизации, ибо оно основано на реалиях современного мира и отвечает коренным интересам всего человечества. 

Глава II

Монголия.

Рухнул СССР, исчезла  мировая система социалистических стран, что привело к кардинальным изменениям внешнеполитического курса  и внутренней политики государств, ориентировавшихся на Советский  Союз. Под непосредственным влиянием политических перемен в России началась демократизация монгольского общества, в экономической сфере с распадом СССР завершился период постоянной помощи и поддержки со стороны стран социалистической системы. За время существования социалистической Монголии Советский Союз и другие страны направляли Монголии постоянную помощь, строили фабрики и заводы, поднимали сельское хозяйство, готовили квалифицированные кадры. В конце 80 – нач. 90–х гг. ХХ в. экономика Монголии оказалась в глубоком кризисе. Прекратились поставки товаров и оборудования из России, из страны были выведены советские войска, уехали специалисты, работавшие на предприятиях и стройках. Организовать производство без помощи извне было невозможно. Кризисная ситуация привела к необходимости поиска новых партнеров и внешней помощи. Экономическая поддержка поступила от Японии, ставшей инициатором движения стран-доноров для оказания помощи Монголии. 

До начала XXI в. отношения двух близких соседей – России и Монголии, имеющих многовековую общую историю, находились в кризисном состоянии, практически не развивались. Россия, находившаяся в тисках перманентного экономического и политического кризиса, была не в состоянии оказывать помощь Монголии, а российское руководство само было ориентировано на поддержку стран Запада.

Конец XX в. в Монголии явился не только периодом демократических преобразований, но во многом связывался и с освобождением от тоталитарного диктата советской системы, что привело к охлаждению отношений к России в монгольском обществе, а иногда и к прямой русофобии. Однако националистическая эйфория 1990-х гг., как отмечают монгольские политологи, не имела под собой серьезной базы, основывалась на мимолетных эмоциях, связанных с пониманием политики СССР в отношении Монголии как политики удерживания ее в кулаке,  а также была связана с практически моментальным исчезновением российских товаров и наступлением в Монголии «товарного голода», который был быстро устранен за счет широкого поступления китайского ширпотреба. Однако, как отмечают монгольские авторы, это не уничтожило многовекового чувства естественной привязанности русского и монгольского народов. 

В период между 1990 и 1993 годах, Монголия страдала от возросшей в  трехмерном размере инфляции, роста  безработицы, дефицита основных товаров  и карточной системы. В течение этого периода, объем производства сократился на одну треть. После проведения реформ и перемены курса правительства к содействию частному предпринимательству, экономический рост снова начался в 1994-95 гг. К сожалению, поскольку этот рост был вызван в большей части перенасыщением банковских кредитов, особенно для оставшихся государственных предприятий, экономический рост сопровождался тяжелым ослаблением банковского сектора. ВВП вырос на 6% в 1995 году, в основном благодаря буму цен на медь.    

Правительство DUC (Демократической  союзной коалиции) в 1996-2000 годы начало курс к свободной рыночной экономике, ослаблению контроля над ценами, либерализацию  внутренней и международной торговли, а также попыталось реструктурировать  банковскую системы и энергетический сектор. Были проведены национальные программы приватизации, а также начался процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в производстве нефти, кашемирных компаний и банков. Реформы, проведенные экс-коммунистической оппозицией МНРП и политическая нестабильность, связанная с постоянной сменой правительства, оставляли страну к кризису, пока не пришло к власте правительство ДСК Экономический рост продолжился в 1997-99 после остановки в 1996 году из-за серии стихийных бедствий и увеличение мировых цен на медь и кашемир. Государственные доходы и объемы экспорта, средний реальный экономический рост стабилизировался на уровне 3,5% в 1996-99 в связи с азиатским финансовым кризисом, финансовым кризисом 1998 г. в России и ухудшение ситуации на рынке сырья, особенно меди и золота. В августе и сентябре 1999 года, экономика страдала от временного запрета со стороны России на экспорт нефти и нефтепродуктов. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) в 1997 году.

Одним из весомых событий конца ХХ в. явился распад социалистической системы и переход составлявших ее стран на рыночные принципы ведения экономики. Эта закономерность не обошла и Монголию. Осознание необходимости реформ в силу как внешних, так и внутренних обстоятельств начало созревать в стране уже в 80-е годы. Перестройка, к которой СССР приступил в те годы, значительно ускорила данный процесс. Сами крупномасштабные социально-экономические преобразования стали осуществляться после 1991 г. Оценивая с экономической стороны прошедшие 10 лет, можно сказать, что в эти годы были и спады и подъемы.

Проанализируем этот процесс. Весь рассматриваемый период, на мой взгляд, можно разделить  на три отличающихся друг от друга  этапа: 1990-1992, 1992-1995 и 1996-2000 гг. Это позволяет дать более точную экономическую оценку произошедших событий и осуществленных мер, сделать необходимые выводы и определить тенденции, которые следует учесть в дальнейшем.

1§ Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1992 гг.).

На этом этапе развития Монголии осуществлены первые шаги по перестройке экономики, такие как либерализация цен, внешней и внутренней торговли, приватизация, формирование новой двуступенчатой банковской структуры (они необходимы для построения фундамента рыночного пространства). Так, колхозы раздали аратам скот. Ушел в небытие огромный управленческий аппарат, партия перестала вмешиваться в хозяйственные дела. При проведении названых преобразований роль государства почти полностью отрицалась, как правило, недостаточно четко определялись конечная цель и достижимый уровень развития, имели место несогласованность при принятии и реализации мер, некоторая хозяйственная неразбериха. Все это следствие того, что механизм экономического регулирования был попросту устранен.

В результате за очень короткий срок страна в своем развитии была отодвинута более чем на 10 лет назад. С 1989 по 1993 г. объем ВВП сократился на 23%, производство сельскохозяйственной продукции (основа монгольской экономики) – на 40%, а внешнеторговый оборот – более чем в 2 раза. Нехватка оборотного капитала и зависимость от внешних рынков сбыта привели к упадку обрабатывающей промышленности и закрытию многих предприятий. Обесценение национальной валюты, большой дефицит государственного бюджета вплотную подвели к кризису платежного баланса. Нарушение макроэкономического равновесия в свою очередь породило такие острые социальные проблемы, как безработица и бедность (уровень жизни народа значительно снизился).

Итак, годы начала перестройки  были полны трудностей, однако Монголия, вступив в члены МВФ, Всемирного банка и Азиатского банка развития, начала получать их помощь и поддержку, что создавало благоприятную обстановку для следования по пути преобразований. С другой стороны, хотя переход к рыночной экономике и является общепринятой тенденцией, стала осознаваться настоятельная необходимость и важность анализа его закономерностей и учета национальных особенностей, а также принятия некоторых мер по государственному регулированию и повышению роли государства.

2§ Переходная модель Монголии (1992 – 1995 гг.).

В целом 1990-1992 гг. были для  Монголии годами глубокого экономического кризиса и упадка. МНРП, пришедшая  к власти в результате выборов 1992 г., поставила цель энергично продолжить демократические преобразования, осуществить  вывод страны из кризисного состояния, повысить уровень жизни населения. Она выдвинула новые задачи социально-экономического развития страны, которые учитывали новые обстоятельства, и попыталась поступательно осуществить их посредством соответствующего государственного управления. Продолжена политика либерализации экономики, предприняты меры по ослаблению спада производства, исправлению перекосов приватизации и повышению ее эффективности, постепенному освобождению цен, курса валюты и внешней торговли, стала проводиться твердая бюджетная и денежная политика. В результате уровень инфляции, достигший в конце 1992 г. 325,5%, снизился в 1993 г. почти в 2 раза (183), а в 1994 г. – в 5 раз (63%).

В эти годы особое внимание было уделено сокращению расходной  части государственного бюджета. Благодаря реализации целого комплекса мер общий дефицит, который в 1992 г. составлял 15 % ВВП, в 1995 г. уменьшился до 2,9%. Это дало возможность увеличить внутренние накопления и проинвестировать некоторые проекты.

По мере сбалансирования  внутренней экономики расширилась и помощь со стороны стран-доноров и внешних партнеров. Причем если в начале 90-х годов такая помощь и получаемые кредиты направлялись лишь на повседневные насущные нужды, то в 1995 г. в результате проведения соответствующей политики по большей части – на долгосрочные проекты. В этот период активизировалась и внешняя торговля страны, укреплены дружественные отношения с соседями и заключены многие взаимовыгодные торговые контракты с другими государствами, начала проводиться работа по привлечению иностранных инвестиций. Другими словами, для Монголии сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка: более 30 стран и 10 крупных международных организаций стали поддерживать и сотрудничать с ней на пути ее преобразований.

Информация о работе Сравнение реформ проводимых в России и Монголии в 1990-2000 гг.