Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 02:42, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы: В любом государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра все правовой системы. На ее основе формируется вся система законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она — основной, первичный источник национального права. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, который оптимально фиксирует существующие положения в государстве, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Изучение государственно-правового наследия белорусского народа является важной задачей юриспруденции. Конституция — фундаментальный элемент, ядро правовой системы каждой страны.
Введение 3
Глава 1. Конституция БССР 1927 г. 5
1.1. История разработки Конституции 1927 г. 5
1.2. Структура и содержание Конституции 8
1.3. Высшие органы власти по Конституции 1927 г. 12
1.4. Местные органы власти и управления по Конституции 1927 г. 15
Глава 2. Конституция БССР 1937 г. 16
2.1. История разработки Конституции 1937 г. 16
2.2 Структура и содержание Конституции 19
2.3. Высшие органы власти по Конституции 1937 г. 25
2.4. Местные органы власти по Конституции 1937 г. 28
Глава 3. Сравнительный анализ Конституций 1927 г. и 1937 г. 29
Заключение 31
Список использованных источников 32
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
Сравнительная характеристика Конституций БССР 1927 и 1937 гг.
Выполнила:
студентка 2 курса, 8 группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Правоведение»
очной формы обучения
Коваль Анна Вячеславовна
_________________
(подпись студента)
Научный руководитель:
Голубева Людмила Леонидовна
кандидат юридических наук,
доцент
Минск
2013
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Конституция БССР 1927 г. 5
1.1. История разработки Конституции 1927 г. 5
1.2. Структура и содержание Конституции 8
1.3. Высшие органы власти по Конституции 1927 г. 12
1.4. Местные органы власти и управления по Конституции 1927 г. 15
Глава 2. Конституция БССР 1937 г. 16
2.1. История разработки Конституции 1937 г. 16
2.2 Структура и содержание Конституции 19
2.3. Высшие органы власти по Конституции 1937 г. 25
2.4. Местные органы власти по Конституции 1937 г. 28
Глава 3. Сравнительный анализ Конституций 1927 г. и 1937 г. 29
Заключение 31
Список использованных источников 32
Актуальность темы курсовой работы: В любом государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра все правовой системы. На ее основе формируется вся система законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она — основной, первичный источник национального права. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, который оптимально фиксирует существующие положения в государстве, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Изучение государственно-правового наследия белорусского народа является важной задачей юриспруденции. Конституция — фундаментальный элемент, ядро правовой системы каждой страны. Именно с нее начинается построение основ государственности, формируется база национального законодательства. Конституция регулирует практически все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную и т.д. Конституционное развитие нашего государства сопровождалось массой интересных событий. Уникальность каждой конституции неоспорима. Принятие такого нормативного акта всегда сопровождается интересными событиями, которые я в своей работе освящаю более подробно.
Задачи исследования: рассмотреть вопросы возникновения и развития Конституций БССР 1927 г. и 1937 г.; уделить внимание эволюции органов государственной власти; познакомиться с нормативными правовыми актами, которые действовали в период до и после принятия Конституций; выявить специфику отечественной конституционной деятельности того времени; сравнить Конституции 1927 г. и 1937 г., анализировать этапы развития и становления Конституций 1927 г. и 1937 г.; углубиться в рассмотрении вопроса о возникновении белорусских Конституций 1927 г. и 1937 г., дать развернутую характеристику положениям, содержащихся в Конституциях; сделать выводы о значении данных правовых актов для формирования белорусской государственности, как с правовой, так и с исторической точки зрения.
Структура и объем курсовой работы: данная работа состоит из введения, 3 глав (1 и 2 глава включает в себя 4 параграфа), списка использованных источников и заключения.
Принятию новой Конституции БССР предшествовал ряд событий.
В марте
1924 г. Президиумом ЦИК СССР и Всероссийским
ЦИК были приняты постановления
о передаче Белорусской ССР 15 уездов
и отдельных волостей Витебской,
Гомельской и Смоленской губерний,
где большинство населения
VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. законодательно оформил присоединение к БССР восточно-белорусских земель. Таким образом, Витебщина, Гомельщина и Могилевщина были присоединены к Советской Белоруссии. Западно-белорусские земли до 1939 г. оставались в составе Польши.
Такая ситуация
требовала незамедлительного
VIВсебелорусский
Чрезвычайный съезд Советов поручил ЦИК
БССР подготовить в соответствии с Конституцией
Союза ССР и современным административно-
Однако проект вызвал дискуссии и разногласия. Тогда было принято решение отправить его на доработку [3, с. 213].
В связи с необходимостью доработки проекта Конституции ЦК Компартии Белоруссии 15 января 1927 г. создал комиссию в составе 5 человек (А.Г. Червяков (председатель), А.И. Кривицкого, И.А. Адамовича, М.А. Сегаля и А.И. Бейлина). В марте 1927 г. Бюро ЦК КП(б)Б рассмотрело основные положения проекта Конституции и внесло в проект ряд поправок. Окончательное редактирование с учетом поправок, предложенных на заседании Бюро ЦК КП(б)Б, было поручено Конституционной комиссии.
Проект Конституции БССР обсуждался также комиссией фракции ВКП(б) в Президиуме ЦИК Союза ССР под председательством А.С. Енукидзе. Комиссия сделала ряд замечаний и подчеркнула особую важность обстоятельного обсуждения основных положений Конституции БССР на сессии ЦИК БССР и широкими массами трудящихся [11, с. 100].
Конституционная комиссия с учетом замечаний отредактировала проект Конституции БССР и внесла его на рассмотрение VIII Всебелорусского съезда Советов, проходившего 11 апреля 1927 г., делегаты которого после обсуждения утвердили новую Конституцию Белорусской Советской Социалистической Республики.
Таким образом, новый этап исторического развития БССР, формирование новых общественных институтов, новая экономическая политика — все это привело к тому, что обществу нужен был новый Основной Закон, который бы соответствовал тогдашним реалиям.
Текст Основного Закона был написан на тарашкевице. Состоял он из 13 глав и 76 статей:
Глава Ι. Общие положения (ст. ст. 1 – 23);
Глава II. О предметах ведения Всебелорусского Съезда Советов и Центрального Исполнительного Комитета Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст.24-25);
Глава III.О Всебелорусском Съезде Советов (ст. ст.26 – 30);
Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст.31 – 38);
Глава V. О Совете Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст. 39 – 44);
Глава VI. О народных комиссариатах Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст.45 – 52);
Глава VII. О предметах ведения местной власти (ст. ст. 53- 56);
Глава VIII.О съездах советов (ст. ст. 57 – 59);
Глава IX. Об исполнительных комитетах (ст. ст. 60 – 64);
Глава X. О советах рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ст. ст.65 – 69);
Глава XI. Об избирательном праве (ст. ст. 70 – 71);
Глава XII.О производстве выборов (ст. ст. 72 – 73);
Глава ХIII. О гербе, флаге и столице Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст. 74 – 76).
Конституция
БССР 1927 г. юридически закрепляла достижения
социалистического
Отмечая
социалистический характер государства,
Конституция в очередной раз
признавала собственность государства
на все природные богатства
Конституция подчёркивала явный классовый характер государства диктатуры пролетариата, отдавала преимущество правам «трудящихся» (рабочих и крестьян), а не человеку в общем: существовало положение, признававшее труд обязанностью всех граждан (ст. 7); значительно были расширены права трудящихся: Белорусская Социалистическая Советская Республика оказывает рабочим и крестьянам содействие для их объединения и организации (ст. 8); в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний, Белорусская Социалистическая Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянства все пригодные для устройства народных собраний помещения (ст. 9);
Вместе с тем Конституция закрепляла форму общественного устройства республики: «Белорусская Социалистическая Советская Республика есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян.
Вся власть в пределах Белорусской Советской Социалистической Республики принадлежит советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» (ст. 2).
Конституция, главным образом, закрепляла право свободного выхода Белоруссии из Союза (ст. 4).
Наряду с правом свободного выхода из Союза ССР, Конституция БССР закрепляла свои суверенные права – право самостоятельно принимать Конституцию республики, вносить в нее соответствующие изменения и дополнения, право на территориальное верховенство (вопрос об изменении границ БССР мог решаться только съездом Советов Белоруссии), на создание высших органов власти и государственного управления, на принятие в гражданство Белорусской ССР.
В новой Конституции были дублированы положения предыдущей Конституции республики о правах и обязанностях граждан, говорилось, что все граждане БССР имеют право свободно пользоваться родным языком. Было закреплено равноправие белорусского, русского, еврейского и польского языка, однако признавался перевес белорусского в отношениях с государственными, профессиональными и общественными организациями и учреждениями (ст. 21 – 22) [2, с. 205].
В Конституции БССР законодательно закреплялись избирательные и основные гражданские права трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, шествий, организации союзов (ст. 9), равноправие независимо от расовой и национальной принадлежности (ст. 14). Полное всестороннее и бесплатное образование для рабочих и беднейших крестьян провозглашалось конституционно как одна из задач республики (ст. 11) [7, с. 297].
Информация о работе Сравнительная характеристика Конституций БССР 1927 и 1937 гг