Сравнительная характеристика Конституций БССР 1927 и 1937 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 02:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы: В любом государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра все правовой системы. На ее основе формируется вся система законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она — основной, первичный источник национального права. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, который оптимально фиксирует существующие положения в государстве, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Изучение государственно-правового наследия белорусского народа является важной задачей юриспруденции. Конституция — фундаментальный элемент, ядро правовой системы каждой страны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конституция БССР 1927 г. 5
1.1. История разработки Конституции 1927 г. 5
1.2. Структура и содержание Конституции 8
1.3. Высшие органы власти по Конституции 1927 г. 12
1.4. Местные органы власти и управления по Конституции 1927 г. 15
Глава 2. Конституция БССР 1937 г. 16
2.1. История разработки Конституции 1937 г. 16
2.2 Структура и содержание Конституции 19
2.3. Высшие органы власти по Конституции 1937 г. 25
2.4. Местные органы власти по Конституции 1937 г. 28
Глава 3. Сравнительный анализ Конституций 1927 г. и 1937 г. 29
Заключение 31
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_s_oglavleniem.docx

— 70.04 Кб (Скачать файл)

В Конституции  признавалась свобода слова, печати, сходов и митингов, уличных шествий и демонстраций, но только на бумаге, потому что в то же время развернулись массовые репрессии, когда людей уничтожали без всякой вины с их стороны [11, с. 135 - 136].

В Конституции  обозначалась новая классовая структура  общества и руководящая роль рабочего класса в жизни советского народа. Утверждалось, что «Политическую основу БССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождения белорусского народа от национального гнета царизма, и русской империалистической буржуазии и разгрома белорусской националистической контрреволюции» (ст.2).

Экономической основой государственности объявлялась  социалистическая система народного хозяйства и общественная собственность на устройства и средства производства. Провозглашалось, что собственность в БССР имеет форму государственной или колхозно-кооперативной (ст. 4).

Господство  социалистической собственности не исключает права личной собственности  граждан на трудовые доходы и сбережения, на жилой лом и подсобное домашнее хозяйство, предметы личного потребления  и обихода, равно как и права наследования личной собственности. Право личной собственности граждан охраняется законом (ст. 10). Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного хозяйства, вправе, согласно Уставу сельскохозяйственной артели, иметь в личном пользовании приусадебный земельный участок и в личной собственности подсобное хозяйство на этом участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу, и мелкий сельскохозяйственный инвентарь (ст. 7). Ст. 9 Конституции БССР допускается существование мелкого хозяйства единоличных крестьян и кустарей, основанного на личном труде и исключающей эксплуатацию чужого труда.

В ст. 12 Конституции подчеркивается, что труд в БССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина и что в республике применяется принцип социализма: «От каждого по его способности, каждому – по его труду».

В ст. 13 Конституции  отмечалось: «В целях осуществления взаимопомощи по линии экономической и политической, равно как и по линии обороны, Белорусская Советская Социалистическая Республика добровольно объединилась с равноправными Советскими Социалистическими Республиками: Российской СФСР, Украинской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик.

Исходя  из этого, БССР обеспечивает за СССР в  лице его высших органов власти и  органов государственного управления права, определенные статьей 14 Конституции  СССР.

Вне пределов статьи 14 Конституции СССР, БССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права».

Пересчет  прав, которые относились к исключительной компетенции Союза ССР (ст. 14 Конституции СССР 1936 г.), включал в сферы государственного управления: представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами; вопросы войны и мира; обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР; организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР; внешняя торговля на основе государственной монополии; охрана государственной безопасности; утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление транспортом и связью; руководство денежной и кредитной системой; законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; уголовный и гражданский кодекс; издание общесоюзных актов об амнистии.

Новая Конституция  республики (ст. 19) отнесла к ведению  БССР установление Конституции БССР и контроль за ее исполнением; установление границ районов, сельсоветов; республиканское законодательство; охрану государственного порядка и прав граждан; утверждение народнохозяйственного плана БССР; утверждение государственного бюджета БССР; руководство составлением и исполнением бюджетов республики, округов, районов и городов и установление, в соответствии с законодательством СССР, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; организация судебных органов в БССР.

Новой в Конституции БССР была Глава VII - Суд и Прокуратура. Согласно ст. 80,Правосудие в БССР осуществляется Верховным Судом БССР, окружными судами и народными судами, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. Рассмотрение дел в судах осуществляется с участием народных заседателей (ст. 81).Судопроизводство в БССР ведется на белорусском языке (ст. 86).Разбирательство дел во всех судах БССР открытое (ст. 87), судьи независимы и подчиняются только закону (ст. 88).

Высший  надзор за точным исполнением законов  всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории БССР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через  Прокурора БССР (ст. 89).

Глава VIII регламентирует основные права и обязанности граждан. Среди главных, Конституцией признаются право на труд (ст. 93);право на отдых (ст. 94);  право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов (ст. 95); право на образование (ст. 96); женщине предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни (ст. 97). БССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу (ст. 104).

В главе  Xсодержатся положения о гербе, флаге и столице республики, а глава XI предусматривает порядок изменения Конституции: изменение Конституции Белорусской Советской Социалистической Республики производится лишь по решению Верховного Совета БССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов Верховного Совета.

Многие  положения Конституции только декларировались  и не соответствовали реалиям  жизни государства. Так, например, провозглашались  политические права и свободы  граждан республики: свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. В конституционный ранг вводился принцип неприкосновенности личности. Эти прогрессивные конституционные положения были закреплены в то время, когда в стране проходили массовые репрессии [4, с. 228].

Позже в  Конституцию БССР 1937 г. были внесены  изменения и дополнения, связанные  с новым административно-территориальным  делением, переименованием СНК в  Совет Министров, а наркоматов в  министерства (в марте 1946 г.), изменения  государственного флага (25 декабря 1951 г.), принятием Указом Президиума Верховного Совета БССР «О государственном гимне  БССР» от 24 сентября 1955 г., а также  в связи с определенным расширением  прав союзных республик в послевоенные период [4, с. 229].

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Высшие органы власти по Конституции 1937 г.

 

Высшим  органом в республике впервые  провозглашался Верховный Совет  БССР (первое заседание состоялось в 1938 г.), который избирал Президиум и создавал Правительство – Совет народных Комиссаров БССР. Работал посессионно (очередные сессии – 2 раза в год, внеочередные – по усмотрению Президиума либо предложению 1/3 депутатов) [4, с. 228].

Конституция вводила термин полномочий Верховного Совета и его депутатов (на 4 года). Провозглашались правила его работы на постоянной основе. При всем этом дискриминационные ограничения по классовой принадлежности и социальному положению отменялись. Отсюда был ликвидирован классовый признак избирателей (один депутат на 20 тысяч жителей) (ст. 21).

Согласно  ст. 23 Верховный Совет – единый высший законодательный орган республики. В качестве конституционной проводилась  норма, согласно которой депутат  Верховного Совета не мог быть привлечен к уголовной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета, а в период между сессиями – без согласия Президиума Верховного Совета. Правда в том, что эта прогрессивная по своей сути норма не помешала дальнейшему проведению акций по репрессированию не только множества граждан, но и самой активной их части, в том числе представителей управляющих должностей [9, с. 90].

Президиум Верховного Совета БССР – высший орган  власти в период между сессиями Верховного Совета. Состав: председатель, 2 заместителя и 15 членов. Форма работы – заседания.

В соответствии со ст.31. Президиум Верховного Совета БССР:

а) созывает сессии Верховного Совета БССР;

б) дает толкование законов БССР, издает указы;

в) производит всенародный опрос (референдум);

г) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров БССР в случае их несоответствия закону;

д) в период между сессиями Верховного Совета БССР, по представлению председателя Совета Народных Комиссаров БССР, освобождает  от должности и назначает отдельных  Народных Комиссаров БССР с последующим  внесением на утверждение Верховного Совета БССР;

е) присваивает почетные звания БССР;

ж) осуществляет право помилования граждан, осужденных судебными органами БССР.

СНК БССР – высший исполнительный и распорядительный орган республики. Состав: председатель, 2 заместителя и 17 членов. Подотчетен Верховному Совету, а в перерывах между сессиями – Президиуму Верховного Совета [4, с. 236].

Статья 43 содержит развернутый список полномочий СНК БССР. В нем говорилось, что  Совнарком БССР:

а) объединяет и направляет работу республиканских  и союзно-республиканских Народных Комиссариатов БССР и других подведомственных ему, хозяйственных, административных и культурных учреждений; объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов;

б) составляет народнохозяйственный план БССР, вносит его на утверждение Верховного Совета БССР и принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;

в) составляет государственный бюджет БССР и свод местных бюджетов БССР, вносит государственный  бюджет на утверждение Верховного Совета БССР и принимает меры по осуществлению  государственного и местных бюджетов;

г) принимает  меры по обеспечению общественного  порядка, защите интересов; государства  и охране прав граждан;

д) руководит  и проверяет работу исполнительных комитетов окружных, районных и городских Советов депутатов трудящихся;

е) образует, в случае необходимости, специальные  комитеты и Главные Управления при  Совете Народных Комиссаров БССР по делам  хозяйственного и культурного строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Местные органы власти по Конституции 1937 г.

 

Третья  по счету Конституция БССР установила новую систему местных органов  власти, основанную на административно-территориальном  разделе. Она была описана в V разделе Основного Закона. В соответствии с выделенными изменениями ликвидировались окружные и районные Съезды Советов и образовывались Съезды в округах, районах, городах, селах, местечках, поселках с соответствующими исполкомами. Причем они получили название – Советы депутатов трудящихся (ст. 58) вместо Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Таким образом, еще раз обозначалось расширение социально-экономического и политического фундамента общества [9, с. 94].

Исполнительные  комитеты Советов депутатов трудящихся (округа, района, города, села, местечка, поселка) осуществляют руководство  культурно-политическим и хозяйственным  строительством на своей территории на основе решений соответствующих  Советов депутатов трудящихся и  вышестоящих государственных органов (ст. 58).

Сессии  окружных, районных Советов депутатов  трудящихся созываются их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год (ст. 59).

Сессии  городских и сельских Советов  депутатов трудящихся созываются их исполнительными органами не реже одного раза в месяц (ст. 60).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сравнительный анализ Конституций 1927 г. и 1937 г.

 

Конституция 1927 г. обобщила и закрепила успехи белорусского народа в строительстве  социализма, отразила исторический факт объединения БССР и других советских республик в единое союзное государство [6, с. 299].

Принятие  Конституции БССР 1927 г. имело целью нормировать деятельность государственных органов и активизировать участие населения в работе Советов всех уровней, потому что в выборах в Советы в 1926 – 1927 гг. в белорусских деревнях участвовало всего 46% избирателей. Однако временный демократизм Конституции был быстро заменен административно-командным методом в общественно-политической жизни республики. В 1929 г. началась принудительная коллективизация сельского хозяйства, репрессии против «кулаков» и других слоев населения, что привело к значительным нарушениям Конституции со стороны государственных органов [5, с. 162].

Тем не менее, в Конституции 1927 года содержалось 7 разделов, которых не было в предыдущей: о наркоматах БССР, о компетенции  местной власти, о съездах Советов, об исполнительных комитетах, о Советах  рабочих, крестьянских и красноармейских  депутатов, об избирательном праве, о проведении выборов.

Информация о работе Сравнительная характеристика Конституций БССР 1927 и 1937 гг