Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 02:42, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы: В любом государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра все правовой системы. На ее основе формируется вся система законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она — основной, первичный источник национального права. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, который оптимально фиксирует существующие положения в государстве, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Изучение государственно-правового наследия белорусского народа является важной задачей юриспруденции. Конституция — фундаментальный элемент, ядро правовой системы каждой страны.
Введение 3
Глава 1. Конституция БССР 1927 г. 5
1.1. История разработки Конституции 1927 г. 5
1.2. Структура и содержание Конституции 8
1.3. Высшие органы власти по Конституции 1927 г. 12
1.4. Местные органы власти и управления по Конституции 1927 г. 15
Глава 2. Конституция БССР 1937 г. 16
2.1. История разработки Конституции 1937 г. 16
2.2 Структура и содержание Конституции 19
2.3. Высшие органы власти по Конституции 1937 г. 25
2.4. Местные органы власти по Конституции 1937 г. 28
Глава 3. Сравнительный анализ Конституций 1927 г. и 1937 г. 29
Заключение 31
Список использованных источников 32
В Конституции признавалась свобода слова, печати, сходов и митингов, уличных шествий и демонстраций, но только на бумаге, потому что в то же время развернулись массовые репрессии, когда людей уничтожали без всякой вины с их стороны [11, с. 135 - 136].
В Конституции обозначалась новая классовая структура общества и руководящая роль рабочего класса в жизни советского народа. Утверждалось, что «Политическую основу БССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождения белорусского народа от национального гнета царизма, и русской империалистической буржуазии и разгрома белорусской националистической контрреволюции» (ст.2).
Экономической
основой государственности
Господство социалистической собственности не исключает права личной собственности граждан на трудовые доходы и сбережения, на жилой лом и подсобное домашнее хозяйство, предметы личного потребления и обихода, равно как и права наследования личной собственности. Право личной собственности граждан охраняется законом (ст. 10). Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного хозяйства, вправе, согласно Уставу сельскохозяйственной артели, иметь в личном пользовании приусадебный земельный участок и в личной собственности подсобное хозяйство на этом участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу, и мелкий сельскохозяйственный инвентарь (ст. 7). Ст. 9 Конституции БССР допускается существование мелкого хозяйства единоличных крестьян и кустарей, основанного на личном труде и исключающей эксплуатацию чужого труда.
В ст. 12 Конституции подчеркивается, что труд в БССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина и что в республике применяется принцип социализма: «От каждого по его способности, каждому – по его труду».
В ст. 13 Конституции отмечалось: «В целях осуществления взаимопомощи по линии экономической и политической, равно как и по линии обороны, Белорусская Советская Социалистическая Республика добровольно объединилась с равноправными Советскими Социалистическими Республиками: Российской СФСР, Украинской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик.
Исходя из этого, БССР обеспечивает за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определенные статьей 14 Конституции СССР.
Вне пределов статьи 14 Конституции СССР, БССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права».
Пересчет прав, которые относились к исключительной компетенции Союза ССР (ст. 14 Конституции СССР 1936 г.), включал в сферы государственного управления: представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами; вопросы войны и мира; обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР; организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР; внешняя торговля на основе государственной монополии; охрана государственной безопасности; утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление транспортом и связью; руководство денежной и кредитной системой; законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; уголовный и гражданский кодекс; издание общесоюзных актов об амнистии.
Новая Конституция республики (ст. 19) отнесла к ведению БССР установление Конституции БССР и контроль за ее исполнением; установление границ районов, сельсоветов; республиканское законодательство; охрану государственного порядка и прав граждан; утверждение народнохозяйственного плана БССР; утверждение государственного бюджета БССР; руководство составлением и исполнением бюджетов республики, округов, районов и городов и установление, в соответствии с законодательством СССР, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; организация судебных органов в БССР.
Новой в Конституции БССР была Глава VII - Суд и Прокуратура. Согласно ст. 80,Правосудие в БССР осуществляется Верховным Судом БССР, окружными судами и народными судами, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. Рассмотрение дел в судах осуществляется с участием народных заседателей (ст. 81).Судопроизводство в БССР ведется на белорусском языке (ст. 86).Разбирательство дел во всех судах БССР открытое (ст. 87), судьи независимы и подчиняются только закону (ст. 88).
Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории БССР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора БССР (ст. 89).
Глава VIII регламентирует основные права и обязанности граждан. Среди главных, Конституцией признаются право на труд (ст. 93);право на отдых (ст. 94); право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов (ст. 95); право на образование (ст. 96); женщине предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни (ст. 97). БССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу (ст. 104).
В главе Xсодержатся положения о гербе, флаге и столице республики, а глава XI предусматривает порядок изменения Конституции: изменение Конституции Белорусской Советской Социалистической Республики производится лишь по решению Верховного Совета БССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов Верховного Совета.
Многие положения Конституции только декларировались и не соответствовали реалиям жизни государства. Так, например, провозглашались политические права и свободы граждан республики: свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. В конституционный ранг вводился принцип неприкосновенности личности. Эти прогрессивные конституционные положения были закреплены в то время, когда в стране проходили массовые репрессии [4, с. 228].
Позже в
Конституцию БССР 1937 г. были внесены
изменения и дополнения, связанные
с новым административно-
Высшим органом в республике впервые провозглашался Верховный Совет БССР (первое заседание состоялось в 1938 г.), который избирал Президиум и создавал Правительство – Совет народных Комиссаров БССР. Работал посессионно (очередные сессии – 2 раза в год, внеочередные – по усмотрению Президиума либо предложению 1/3 депутатов) [4, с. 228].
Конституция вводила термин полномочий Верховного Совета и его депутатов (на 4 года). Провозглашались правила его работы на постоянной основе. При всем этом дискриминационные ограничения по классовой принадлежности и социальному положению отменялись. Отсюда был ликвидирован классовый признак избирателей (один депутат на 20 тысяч жителей) (ст. 21).
Согласно
ст. 23 Верховный Совет – единый
высший законодательный орган
Президиум Верховного Совета БССР – высший орган власти в период между сессиями Верховного Совета. Состав: председатель, 2 заместителя и 15 членов. Форма работы – заседания.
В соответствии со ст.31. Президиум Верховного Совета БССР:
а) созывает сессии Верховного Совета БССР;
б) дает толкование законов БССР, издает указы;
в) производит всенародный опрос (референдум);
г) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров БССР в случае их несоответствия закону;
д) в период
между сессиями Верховного Совета БССР,
по представлению председателя Совета
Народных Комиссаров БССР, освобождает
от должности и назначает
е) присваивает почетные звания БССР;
ж) осуществляет право помилования граждан, осужденных судебными органами БССР.
СНК БССР – высший исполнительный и распорядительный орган республики. Состав: председатель, 2 заместителя и 17 членов. Подотчетен Верховному Совету, а в перерывах между сессиями – Президиуму Верховного Совета [4, с. 236].
Статья 43 содержит развернутый список полномочий СНК БССР. В нем говорилось, что Совнарком БССР:
а) объединяет
и направляет работу республиканских
и союзно-республиканских
б) составляет народнохозяйственный план БССР, вносит его на утверждение Верховного Совета БССР и принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;
в) составляет государственный бюджет БССР и свод местных бюджетов БССР, вносит государственный бюджет на утверждение Верховного Совета БССР и принимает меры по осуществлению государственного и местных бюджетов;
г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов; государства и охране прав граждан;
д) руководит и проверяет работу исполнительных комитетов окружных, районных и городских Советов депутатов трудящихся;
е) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров БССР по делам хозяйственного и культурного строительства.
Третья
по счету Конституция БССР установила
новую систему местных органов
власти, основанную на административно-
Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся (округа, района, города, села, местечка, поселка) осуществляют руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов (ст. 58).
Сессии окружных, районных Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год (ст. 59).
Сессии городских и сельских Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными органами не реже одного раза в месяц (ст. 60).
Конституция 1927 г. обобщила и закрепила успехи белорусского народа в строительстве социализма, отразила исторический факт объединения БССР и других советских республик в единое союзное государство [6, с. 299].
Принятие Конституции БССР 1927 г. имело целью нормировать деятельность государственных органов и активизировать участие населения в работе Советов всех уровней, потому что в выборах в Советы в 1926 – 1927 гг. в белорусских деревнях участвовало всего 46% избирателей. Однако временный демократизм Конституции был быстро заменен административно-командным методом в общественно-политической жизни республики. В 1929 г. началась принудительная коллективизация сельского хозяйства, репрессии против «кулаков» и других слоев населения, что привело к значительным нарушениям Конституции со стороны государственных органов [5, с. 162].
Тем не менее, в Конституции 1927 года содержалось 7 разделов, которых не было в предыдущей: о наркоматах БССР, о компетенции местной власти, о съездах Советов, об исполнительных комитетах, о Советах рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, об избирательном праве, о проведении выборов.
Информация о работе Сравнительная характеристика Конституций БССР 1927 и 1937 гг